Ирина Томова
Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук у детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей»
Ученые утверждают, что дошкольный период развития человека один из наиболее важных и ответственных. Уже в этот период жизни у детей возникает потребность и стремление постигать мир и себя в этом мире. Самые любимые занятия дошкольников – это лепка и рисование. Сначала дети познают мир чувственным образом, затем мир раскрывается на листе бумаги в процессе рисования.
Публикация «Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук у детей» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Лепка – процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом.
Можно лепить из глины и пластилина, но интересно освоить что-то новое. Солёное тесто – это самый экономичный и безопасный способ попробовать свои силы в развитии фантазии, ведь слепить из него можно всё что угодно. Тесто – доступный всем, дешёвый и лёгкий в применении материал, его можно заготовить заранее (впрок). Тесто можно окрасить и лепить уже цветное изделие, а можно расписать готовую работу после окончательного высыхания. Красота и изящество «солёных поделок» дадут пищу для творческого размышления.
Работы отличаются легкостью, прочностью.
Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Лепка – полезное занятие для пальчиков, так как развитие мелкой моторики рук у детей напрямую связано с развитием речи и мышления. Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположенные в мышцах) – это маленькие, чуткие исследователи, особые воспринимающие устройства, с помощью которых дети ощущают мир вокруг себя. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с центрами головного мозга, влияющими на формирование речи человека. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно, ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Самое важное и ценное заключается в том, что занятия лепкой из соленого теста, наряду с изобразительным искусством (раскрашиванием готовых изделий, развивает ребенка эстетически. Раскрашенные изделия выглядят керамическими. Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко использовать его в работе с детьми.
Занятие лепкой является одной из начальных форм художественного воспитания детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе – поможет тестопластика.
Актуальность
Разнообразные виды художественно-творческой деятельности играют значительную роль в развитии личности ребенка. Изобразительная деятельность вызывает у детей положительные эмоции, развивает воображение, мелкую моторику.
Ни для кого не секрет, что более половины всех первоклассников, приходя в школу, имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук. С каждым годом таких детей становится все больше. Низкий уровень развития мелкой моторики проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при начертании печатных букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое. Это не позволяют ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма. Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции, оно важно для полноценного формирования устной речи.
Именно занятия лепкой имеют уникальные возможности для развития всех психических свойств личности ребенка, для развития тонкой моторики рук. Если в других видах ручного труда чаще всего основную работу осуществляет ведущая рука, то во время лепки одинаково работают обе руки. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки, приобретаемые ребенком благодаря лепке.
Лепить можно из глины, пластилина, воска, теста, но соленое тесто является самым доступным и удобным материалом для детской лепки. Оно безопасно, его можно приготовить в любой момент. Материал прост в использовании и не пачкает одежду. Из соленого теста можно лепить не только плоские, но и рельефные предметы, можно создавать объемные изделия. Эффектно выглядят поделки, выполненные из цветного теста. На тесте легко оставлять отпечатки разными предметами. Для работы с этим материалом не требуется каких-либо специальных инструментов, лепить можно просто руками.
В ходе занятий учащиеся знакомятся с основами дизайна, получают знания по конструированию и моделированию. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов из соленого теста вызывают повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.
Цель: изучить и систематизировать использование технологии тесто пластики как наиболее эффективный способ развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме самообразования.
• Подобрать диагностические методики и выявить исходный уровень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
• Подготовить и провести комплекс занятий с целью развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
• Выявить результативность проведенной работы по развитию мелкой моторики посредством тестопластики у дошкольного возраста.
А также
Образовательные:
• Познакомить детей с особенностями лепки из соленого теста;
• Учить создавать выразительные образы, самостоятельно выбирая инструменты и дополнительные материалы;
• Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.
Развивающие :
• Способствовать развитию творческой активности у детей, инициативе, самостоятельности, целеустремленности и настойчивости в поисках новых решений в создании композиций;
• Развивать способность детей изменять и преобразовывать свои поделки;
• Развивать общую ручную умелость, мелкая моторика, синхронизацию обеих рук;
• Способствовать развитию речи детей.
Воспитательные:
• Воспитывать трудолюбие, усидчивость, умение работать в коллективе.
• Воспитывать аккуратность в работе;
· Соблюдение правил соблюдение правил техники безопасности.
Ожидаемые результаты:
Первый год обучения:
• интерес к лепке из соленого теста;
• приготовление теста;
• знание необходимых инструментов для работы с тестом;
• скатывание прямыми движениями;
• скатывание круговыми движениями;
• расплющивание;
• соединение в виде кольца;
• защипывание края формы;
• лепка из нескольких частей;
• соблюдение пропорции;
• оттягивание части от основной формы;
• сглаживание поверхности формы;
• присоединение части;
• прижимание;
• примазывание;
• вдавливание;
• соблюдение пропорций;
• работа с красками;
• использование дополнительных материалов;
• использование стеки.
Второй год обучения:
• использование различных приемов лепки:
• сплющивание;
• защипывание, соединение краев теста;
• оттягивание;
• сглаживание;
• вдавливание;
• прижимание;
• примазывание;
• раскатывание;
• лепка из нескольких частей;
• соблюдение пропорций;
• лепка из целого куска;
• лепка с натуры;
• выразительность образа;
• создание композиции из 2-3 предметов;
• передачи позы;
• соблюдение пропорции;
• устойчивость;
• создание рельефа;
• роспись;
• использование дополнительных материалов;
• использование стеки.
Третий год обучения:
• сглаживание;
• примазывание;
• присоединение;
• лепка из целого куска;
• лепка с натуры;
• лепка по преставлению;
• лепка на воображение;
• декоративная лепка;
• коллективная лепка;
• лепка на свободную тему;
• создание композиции из 2-3 предметов;
• создание рельефа;
• соблюдение пропорций;
• динамика движения;
• выразительность образа;
• роспись;
• использование дополнительных материалов;
• использование стеки.
Работа проводилась по ряду направлений:
• Работа с детьми;
• Обогащение предметно-развивающей среды;
• Работа с родителями.
Работа опирается на следующие принципы:
• Принцип систематичности. Заключается в непрерывности, регулярности, планомерности образовательного процесса.
• Принцип сознательности. Когда ребенок узнает, что – либо новое, он всегда задает вопросы: для чего? почему? Чтобы на них ответить, ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.
• Принцип поэтапности. От простого к сложному – важное условие при обучении лепке.
• Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.
• Принцип доступности и индивидуальности. Детям присущи возрастные и половые различия, более того дети одного возраста имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.
В работе с детьми использовались следующие методы и приемы:
• рассматривание произведений искусства (экскурсии, занятия со слайдами, просмотр иллюстраций, открыток);
• беседы;
• дидактические игры;
• сюжетно-ролевые игры;
• наблюдение;
• упражнение;
• обследование;
• чтение художественной литературы;
• образец;
• показ способов изображения;
• совет;
• слушание музыки.
Работа по обогащению предметно-развивающей среды в группе включала в себя подбор наглядного материала (готовые поделки из соленого теста, иллюстрации с поделками, создание дидактических игр (игры со счетными палочками, игры-шнуровки, игры с пуговицами и прищепками, внесение различных материалов для самостоятельной творческой деятельности детей и занятий.
Работа с родителями включила в себя участие в анкетирование, учет родительских пожеланий, совместную практическую деятельность родителей и детей.