Марина Пленкина
Тестопластика как способ включения детей с ОВЗ в деятельность по созданию РППС в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
На ребенка уже с первых минут его жизни предметная среда оказывает огромное воздействие. Важно, сделать эту среду развивающей, т. е. обеспечить формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Создавая развивающую среду, нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья так же должен иметь возможность свободно заниматься любимым делом. Важно стремиться к тому, чтобы дети могли не только наблюдать и пользоваться средой, которую предлагают им педагоги, но и самостоятельно участвовать в ее создании и оформлении. Для детей с ограниченными возможностями здоровья проблемой является оптимальное вхождение в общественную жизнь и подготовка к самостоятельной жизнедеятельности, а поделки, созданные своими руками, помогают формировать умение сотрудничать с взрослыми и сверстниками, адекватно воспринимать предметы и явления, положительно относиться к ним.
Публикация «Тестопластика как способ включения детей с ОВЗ в деятельность по созданию Рппс в ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Тестопластика. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» июнь 2019
Как с ребенком с ограниченными возможностями здоровья создать поделку, которую можно использовать длительное время в развивающей среде группы? Для создания таких поделок подходит лепка из соленого теста, т. к. тестопластика, направлена на изучение чувств, способствует развитию межличностных навыков и отношений, укрепляет самооценку ребенка. В процессе лепки происходит «включение» обоих полушарий головного мозга за счет равноправных согласованных действий ребенка обеими руками, что особенно благоприятно для гармоничного развития.
Почему именно тесто? Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин, в связи с тем, что у ребенка с ОВЗ слабая моторика рук. Тесто дает возможность создать ситуацию успеха в деятельности. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Детям нравится совместно с педагогом пополнять центры активности, изготавливая своими руками дидактические игры, раздаточный материал.
Работа, по обогащению предметно-развивающей среды совместно с детьми, включила в себя следующие этапы:
1) Работа с литературой, подбор наглядного материала (готовые поделки из соленого теста, иллюстрации с поделками, внесение соленого теста для самостоятельной творческой деятельности детей.
2) Разработка календарно-тематического планирования, с учетом психофизических особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
3) Непосредственно сама художественная деятельность : образовательная деятельность, тематическая мастерская, совместные с родителями мастер-классы.
4) Внесение схем поэтапного изготовления поделок в самостоятельную деятельность, с целью совершенствования изобразительных навыков и умения планировать ход работы.
5) Организация клуба «Лепим вместе с мамой». Поделки, созданные совместно с родителями, украшают интерьер группы, участвуют в организации тематических выставок по теме недели.
6) Внесение готовых работ в центры активности: после просушки и, непосредственно, после завершения образовательной деятельности.
Назначение и тематика поделок разнообразны:
1. После изготовления, дети совместно с педагогом вносят готовый продукт в игру. Воспитанники очень любят играть в сюжетно-ролевые игры. Как девочки, так и мальчики с увлечением взвешивают овощи и фрукты, готовят обед, наряжают кукол.
Игры на развитие эмоционально-волевой сферы популярны у детей с овз. Дети учатся распознавать эмоции (радость, грусть, страх, злость). Здесь поделки используются, как развивающие игры или атрибуты к играм.
Поделки, созданные детьми, многофункциональны и активно используются как в свободной деятельности так и в работе с сухим бассейном.
2. В интерьере группы используются коллективные работы, созданию которых уделяется большое внимание.
Индивидуальные поделки актуальны для оформления тематических выставок по теме недели, вазочки, салфетницы необходимы как для украшения интерьера, так и для сервировки стола.
Новогодние украшения из соленого теста используются не только в группе, но и в домашних новогодних интерьерах.
3. Центры активности наполнены многофункциональными поделками: дети с увлечением осваивают счет, изучают буквы, украшают поделками центр художественного творчества.
Тестопластикой увлеклись даже родители. Для изготовления поделок организован родительский клуб «Лепим вместе с мамой», где в процессе работы укрепляются детско-родительские отношения, а поделки разнообразят интерьер группы и пополняют тематические выставки.
Развивающая предметно-пространственная среда не может быть построена окончательно. В процессе работы возникает желание и дальше дополнять среду группы и образовательного учреждения предметами из соленого теста, искать инновационные подходы к организации среды, а так же продолжать развивать интерес родителей к этой проблеме и стремиться к взаимодействию.
Таким образом, при включении ребенка с ограниченными возможностями здоровья в деятельность по созданию развивающей предметно-пространственной среды, происходят значительные изменения в интересах и деятельности детей, отмечается уменьшение количества конфликтов, а ребенок чувствует уверенность в себе, проявляет самостоятельность, творчество.