Папки-передвижки

Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста

Светлана Александровна Короткова
Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание

1. Конспект НОД «Путешествие по сказкам»…. 3

2. Анализ НОД «Путешествие по сказкам»…. …. 9

3. Модель к сказке «Колобок»…. 11

Список использованных источников …. …. ….13

1. Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие по сказкам»

Цель: Формирование элементарных математических представлений.

Задачи:

Образовательные:

1. Продолжать учить составлять числа из двух меньших чисел.

Публикация «Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

2. Закреплять знания детей о днях недели.

3. Закрепление представлений о числовом ряде, уметь называть соседей числа, последующее и предыдущее число.

4. Закреплять умение детей составлять простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10, записывать решение в виде примеров, самостоятельно выбирая нужный знак («плюс» или «минус).

5. Закрепить знания детей о геометрических фигурах, умение сравнивать числа.

Развивающие :

- Развивать логическое мышление

- Развивать мелкую моторику рук

- Упражнять детей в ориентировке на листе бумаги в клетку.

- Развивать внимание, память, воображение.

Воспитательные:

- Воспитывать умение работать в коллективе, в подгруппах.

- Воспитывать желание делать добрые поступки.

Ход занятия

Вводная часть (мотивационный компонент)

Звучит аудиозапись «Приглашение в сказку». Дети начинают танцевать.

Воспитатель: Ребята,вы любите сказки (Ответы детей)

-Нас сказка приглашает в гости.

-Нас с вами ждут приключения, опасности, как в любой сказке. Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными.

-Давайте вспомним,какой сегодня день недели?

Назовите 2-й день недели, 4-й день недели,6 день недели,3-й,5-й,1-й,7-й.

Сколько выходных в неделе? Назовите их.

Какие они по счету?

Основная часть (операционно-деятельностный компонент)

На проекторе появляется Царевна-Несмеяна.

Воспитатель: Кого это мы встретили (ответы детей)

-Она, почему то, плачет. Давайте попробуем поднять ей настроение.

«Шуточные вопросы»

Сколько у котенка лап(4)

Сколько у звезды лучиков(5)

Сколько у подушки углов(4)

Сколько рогов у двух коров(4)

Сколько ножек у двух стульев(8)

Сколько ушей у двух кошек? (4)

Сколько дней в неделе? (7)

Сколько глаз у светофора? (3)

Сколько пальцев на одной руке? (5)

Сколько солнышек на небе? (1)

Сколько лап у двух собак? (8)

Сколько пальцев на двух руках? (10)

Воспитатель: Посмотрите, Царевна -Несмеяна улыбается.

Значит, ваши ответы ей понравились.

В группу закатывается клубок.

Воспитатель: Что это? И откуда? Из какой сказки он прикатился? (Ответы детей)

-Клубочек поможет нам в путешествии.

Воспитатель: Давайте покажем как мы умеем считать.

Порядковый счет до 10.

Обратный счет от 10.

Обратный счет через 1 от 10.

Счет от 4 до 8; от 8 до 5; от 3 до 7; от 10 до 6.

Назовите соседей числа 3,6,7,9.

Какое число меньше числа 10 на 1; на 2

Назовите число, предшествующее числу 3; 8; 5,9.

Назовите число, последующее числу 4; 7; 9,3.

Воспитатель: Куда же нас привёл клубочек?

На проекторе появляется иллюстрация к сказке «Курочка ряба»

Курочка Ряба яички снесла и дедушке с бабой

Их отдала, пять у деда, два у бабы.

Кто яички посчитал, тот ответ скорей назвал?

Воспитатель: Давайте вспомним, из чего состоит задача? (условие, вопрос) - Если в вопросе есть слово "осталось", то какой арифметический знак нужно поставить? - Если в вопросе есть слово "стало", то какой арифметический знак нужно поставить? - Сколько чисел, как минимум, должно быть в условии задачи?»

-Решите задачу.

Дети решают, решение записывают на карточках.

На экране появляется запись: 8-3=5

-Придумайте и решите задачу. (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.

Покатился клубок дальше,а что дальше (Дальше болото)

На экране появляется болото.

-Посмотрите, как его можно преодолеть (Можем пройти по кочкам)

-Правильно,пройдём по кочкам,решив примеры.

Задание «Цепочка примеров»

Воспитатель: Болото ещё не кончилось. А на этих кочках мы должны вставить знаки больше или меньше.

Задание «Расставь знаки»

-Какие мы знаки знаем? (Больше, меньше,равно) На что похожи знаки?

Дети: открытый клювик смотрит в большую сторону, закрытый в меньшую.

-Молодцы правильно сделали. Куда же нас повёл клубочек?

На проекторе появляется лиса в домике.

-Дети: К домику лисы.

Воспитатель:что случилось с домиком лисы?

Дети:У лисы домик разрушился.

- Давайте поможем ей его отремонтировать, вставив недостающую часть.

Задание «Вставь заплатку».

Воспитатель: Покатился наш клубочек дальше.

На проекторе появляется крот.

-Куда он прикатился? (К дому крота)

-Крот слепой, и не может найти свою норку.

Задание «Лабиринт»

Воспитатель: Молодцы справились с заданием.

-Пошли дальше за клубочком.

Появляется лесная поляна.

-Куда он нас привёл? (На поляну)

-Посмотрите,кого мы здесь видим? (Божьих коровок)

-У них случилась беда. Какая? (Они потеряли свои крылышки)

Воспитатель: Чем мы можем им помочь (Подобрать крылышки)

-На голове написано число горошин,которое должно быть на крылышках.

-На одном крылышке мы видим, число горошин, а вторую половину нам нужно подобрать.

Задание «Состав числа»

Воспитатель: Покатился клубочек дальше и кому прикатился?

На проекторе появляется Буратино.

Дети: Прикатился к Буратино.

-Мальвина дала ему задание,а он не может справиться, и просит нас помочь ему.

Задание «Какой фигуры не хватает?»

Слышится звук моря.

Воспитатель: Что это за звук? (Шум моря)

-Как же нам через него переправиться? (Ответы детей)

-А на чём мы переплывём через него, мы узнаем, сделав графический диктант.

-Что получилось? (Получился кораблик)

Заключительная часть (аналитический компонент)

подведение итогов (сюрпризный момент)

Воспитатель: Вот мы и приплыли обратно в детский сад.

-Понравилось вам наше занятие?

-Чем мы занимались?

-Скем встретились?

-Как помогали?

-Если вам понравилось на занятии, легко справлялись с трудностями, возьмите весёлое солнышко и положите его на ясное небо. А если испытывали трудности,то грустное и положите на пасмурное небо.

Воспитатель: За то,что вы так хорошо сегодня поработали,очень старались, герои из сказок послали вам сюрприз,но его нужно найти по плану. Где стоит крестик, там и лежит сюрприз.

Дети рассматривают план. Ищут сюрприз.

2. Анализ НОД «Путешествие по сказкам»

Задачи, которые решались в процессе данной непосредственно образовательной деятельности, соответствуют возрасту воспитанников. Объём программного материала достаточен для усвоения дошкольниками.

На организационном этапе НОД был применен проблемно-ситуационный метод. Детям было предложено отправиться в путешествие по сказкам.

НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач. В ходе всего НОД создавала проблемные ситуации: помоги жителям страны сказок, отгадай загадки, вспомни героев сказок, собери бусы, ягоды в корзинки, помоги персонажам отыскать пропавшие страницы книги.

В заключительной части НОД закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением. Детям было предложено вспомнить, где они побывали, какие бывают сказки, что им было интересно и запомнилось больше всего.

Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых ситуациях, в которых я старалась закреплять знания детей о сказках.

В работе с детьми использовала беседу, вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление-все это способствовало эффективности НОД, мыслительной деятельности и познавательному развитию детей.

Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности.

Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой.

Данная структура занятия вполне оправдана, так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Содержание занятия соответствовало поставленным задачам.

Деятельность на НОД характеризуется как совместная, индивидуальная.

Я считаю, что выбранная мной форма НОД была достаточно эффективной, динамичной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены.

3. Мнемотаблицы к сказке «Колобок»

Список использованных источников

1. Маврина, Л. Математические игры для дошкольников. М. : Стрекоза, 2012.

2. Михайлова, З. А. Логико-математическое развитие дошкольников. - М. : Детство-Пресс, 2015.

3. Нищева, Н. В. Игры для развития математических представлений у старших дошкольников. - М. : Детство-Пресс, 2013.

4. Черникова Е. Ф. Учим ребенка считать. Пособие для родителей. М. : «ДОМ XXI век», 2007.

Публикации по теме:

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Пособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельностьПособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Актуальность темы: В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается.

Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста Дошкольный возраст является значимым этапом в жизни каждого ребенка. Именно на этом возрастном этапе зарождаются основы всестороннего развития.

Дидактическая игра по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 5–7 летДидактическая игра по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет Авторская дидактическая игра по ФЭМП «Белочки» для детей старшего дошкольного возраста. Автор: Бирюкова Наталья Юрьевна Организация: МБДОУ.

Дидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра с цветными крышками «Курочка с цыплятами» для детей младшего дошкольного возраста Разработчик: Афанасьева М. В. воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста Методическая разработкаКартотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений «Ориентировка в пространстве».

Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возрастаРоль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад №8 Мастер – класс тема: «Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 марта 2022 в 11:23
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Александровна Короткова (УИ 2335944) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД