Татьяна Степанченко
Консультация для педагогов ДОУ «Теоретические аспекты речевого развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретические аспекты речевого развития детей дошкольного возраста
2. Современная наука различает речь и язык, понимая первую как форму или процесс общения (коммуникация, а второй — как систему фонетических, лексических и грамматических средств общения.
3. Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посредством языка.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Теоретические аспекты речевого развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
4. Различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю.
Внешняя речь.
Устная
Диалогическая
Монологическая
Эгоцентрическая
2. Письменная
Внутренняя – монологическая,
5. Внешняя речь – служит общению других людей.
Устная речь- представляет собой общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух.
Монологическая речь – развернутая речь человека, обращенная к другим людям. Она может быть как внешний (монолог) так и внутренний (мысли)
Диалогическая речь - речь двух и более людей
Эгоцентрическая речь- это уникальное сочетание монологической и диалогической, внутренней и внешней видов речи человека. Это – мысли и рассуждения вслух, осуществляемые в вопросно-ответной форме, это разговор с самим собой как с воображаемым партнером по общению. Это «речь для себя», а не «для других».
Эгоцентрическая речь - одно из внешних проявлений эгоцентрических позиций ребенка. Речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность. Наблюдается в возрасте трех - пяти лет, а к концу дошкольного возраста практически исчезает. Проявляется в том, что дети говорят вслух, как будто ни к кому не обращаясь, в частности, задают вопросы, не получают на них ответа и нисколько этим не беспокоятся.
Письменная речь - строиться при помощи письменных знаков.
Внутренняя речь – это внутренний беззвучный речевой процесс. Недоступна восприятию других людей.
7. Язык – это исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.
Язык представляет собой определенную систему знаков и правил их образования. Человек осваивает язык в течение жизни.
Знак- материальный, чувственно воспринимаемый элемент, выступающий в определенном значении и используемый для хранения и передачи информации.
8. Знаки
Языковые
Речь
Знаки общения – естественные знаки (слова, выражения, сигналы)
Искусственные знаки (азбука Морзе, знаки сигналы)
Неязыковые
Знаки – копии - это воспроизведения, несущие в себе элементы сходства с обозначаемым. Таковы результаты изобразительной деятельности человека- графические и живописные изображения, статуя, фото, схемы, географические и астрономические карты и др. Знаки-копии воспроизводят в собственной материальной структуре важные чувственно ощутимые характеристики предмета - форму, цвет, пропорции.
Знаки – символы - это знаки, обозначающие дела народов, слоев общества либо групп, утверждающие что-то. Так, гербы - отли-чительные знаки страны.
Жесты - телодвижения, в большей степени рукою, сопровождающие либо заменяющие речь,
Историческое значение. - Знаки постоянно имеют соответственное времени значение и служат средством передачи глубинных культурных смыслов (наскальные древние рисунки)
9. Будучи явлениями различными, язык и речь тесно взаимосвязаны друг с другом. Язык наполняет речь смыслом и содержанием. Речь, в свою очередь, является для языка условием его существования, поскольку именно через речь (устную и письменную) язык функционирует в обществе. Вне этого контекста язык теряет свои функции. Язык представляет собой систему словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Речь – это процесс использования языка в целях общения людей. Язык реализуется и существует в речи.
10. Функции языка
1. Важнейшая функция языка. Коммуникативная функция языка. Коммуникация — значит общение, обмен информацией. Иными словами, язык возник и существует прежде всего для того, чтобы люди могли общаться.
Язык существует как система знаков и как средство общения, и осуществляет свою коммуникативную функцию благодаря тому, что является системой знаков. А знаки, в свою очередь, и предназначены для того, чтобы передавать информацию от человека к человеку.
2. Мыслительная функция языка. Человек говорящий - это человек думающий, и мыслящий (по-другому — когнитивная, от лат. cognitio - «познание»). Мы говорим - выражаем свои мысли. И эти мысли формируются у нас в голове с помощью языка.
Основная форма мышления, объединяющая всех людей в подавляющем большинстве жизненных ситуаций, - это мышление языковое, словесное, вербальное.
Язык — не просто форма, оболочка для мысли, это даже не средство мышления, а скорее его способ.
3. Познавательная функция языка - (другое ее название - аккумулятивная, т. е. накопительная). Большая часть того, что знает взрослый человек о мире, пришло к нему с языком, посредством языка. Его собственный опыт, добытый при помощи органов чувств, составляет ничтожную часть его знаний.
4. Номинативная функция языка или назывная функция языка. Называние составляет неотъемлемую часть познания. Человек, обобщая массу конкретных явлений, отвлекаясь от их случайных признаков и выделяя существенные, испытывает потребность закрепить полученное знание в слове. Так появляется название.
Номинативная функция языка служит не просто для ориентации человека в пространстве и времени, она идет рука об руку с функцией познавательной, участвуя в процессе познания мира.
5. Регулятивная функция языка. Объединяет те случаи использования языка, когда говорящий стремится непосредственно воздействовать на адресата: побудить его к какому-то действию или запретить ему что-либо делать, заставить ответить на вопрос и т. д.
В распоряжении регулятивной функции находятся многообразные лексические средства, а также интонация, порядок слов, синтаксические конструкции и т. п.
В конечном счете, регулятивная функция направлена на создание, поддержание и регулирование отношений в человеческих микроколлективах.
Так же можно выделять еще другие общественно значимые роли языка.
6. В частности, этническая функция языка означает, что язык объединяет этнос (народ, она помогает сформироваться национальному самосознанию.
7. Эстетическая функция языка превращает текст в произведение искусства, это сфера творчества, художественной литературы.
8. Эмоционально-экспрессивная функция языка позволяет человеку выражать в языке свои чувства, ощущения, переживания.
11. Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа, через решение следующих задач.
12. Задачи работы ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.
Развитие словаря. В период дошкольного детства усваиваются слова из основного словарного фонда языка, отбор их зависит от словаря окружающих, от ориентировки ребенка в окружающем мире и т. д.
Воспитатель специальными приемами добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову
Содержанием каждого слова является понятие. «Всякое слово (речь) уже обобщает»1,— подчеркивал В. И. Ленин.
Л. С. Выготский писал: «Значение слова с психологической стороны, есть не что иное, как обобщение или понятие». И далее: «. мы вправе рассматривать значение слова как Феномен мышления»2. Поэтому процесс овладения словарем тесно связан с овладением понятиями и в связи с этим имеет специфические особенности. Эти особенности в развитии словаря позволяют определить
Задачи словарной работы:
1. Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.
2. Обеспечить освоение социально закрепленного содержание слов:
Овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям.
Освоение обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений.
13. Формирование у дошкольников грамматического строя речи
Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя.
Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении.
Грамматика, по словам К. Д. Ушинского, — логика языка. Каждая форма в грамматике выражает какое-то общее значение. У детей, усваивающих грамматику чисто практически, одновременно формируется и мышление. В этом величайшее значение грамматики в развитии речи и психики ребенка.
Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики.
Ребенок трех лет уже пользуется такими грамматическими категориями, как род, число, время, лицо и др., употребляет простые и сложные предложения. Казалось бы, достаточно обеспечить ребенку богатое речевое общение, идеальные образцы для подражания, чтобы он знакомые отношения самостоятельно обозначал уже усвоенной грамматической формой, хотя словарный материал будет и новым. Но этого не происходит.
14. Постепенность овладения грамматическим строем объясняется не только возрастными закономерностями нервной деятельности ребенка, но и сложностью грамматической системы русского языка, особенно морфологической.
В русском языке много исключений из общих правил, которые нужно запомнить, на которые нужно выработать частные, единичные динамические речевые стереотипы. Например, ребенок усвоил функцию предмета, обозначаемую окончанием -ом, -ем: мячиком, камнем (творительный падеж). По этому типу он образует и другие слова («палочком», «иглом», не зная, что существуют другие склонения, имеющие иные окончания.
Как определить содержание работы по морфологии? Целесообразно закреплять трудные грамматические формы тех слов, с которыми дети знакомятся в данной возрастной группе. Исследованиями и наблюдениями установлено, что чаще всего затрудняют дошкольников следующие грамматические формы:
1. Окончания существительных множественного числа в родительном падеже.
В младшем дошкольном возрасте дети добавляют в родительном падеже множественного числа к большинству употребляемых ими слов окончание -ов: «матрешков», «ботинков», т. д.
2. Образование множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных : гусенок - гусята, жеребенок - жеребята, львята, ягнята; склонение существительных, обозначающих животных: волка, волков, кур, медведей.
3. Употребление несклоняемых имен существительных (перечисляются в последовательности ознакомления с ними детей) : пальто, кофе, какао, пюре, пианино, кино, радио, желе.
4. Род существительных, особенно средний: печенье, яблоко, колесо, мороженое, небо.
Советуем обратить внимание на род следующих существительных: жираф (м, зал (м, занавес (м, калоша (ж, клавиша (ж, кофе (м, манжета (ж, мышь (ж, овощ (м, оладья (ж, помидор (м, рельс (м, сандалия (ж, туфля (ж, тюль (м).
5. Ударение при склонении существительных:
а) постоянное ударение (его место во всех падежах неизменно) : грабли, петля, туфли, ясли;
б) подвижное ударение (место его меняется при склонении) : волк — волка — волки — волков; доска — доски — доску, доски — досок — доскам; изба — избы, избы — изб; кружево — кружева, кружева — кружев; простыня — простыни, простыни — простынь — простыням;
в) перенос ударения на предлог: на голову, под гору, из лесу, на ноги, на пол.
6. Образование сравнительной степени прилагательных:
а) простым (синтетический) способом при помощи суффиксов -ее (-ей, -е, особенно с чередованием согласных: выше, длиннее, дороже, жиже, звонче, проще, резче, слаще, суше, туже;
б) при помощи других корней: хороший — лучше, плохой — хуже.
7. Образование глагольных форм:
а) спряжение глаголов хотеть, бежать (разноспрягаемые);
б) спряжение глаголов с особыми окончаниями в личных формах: есть, дать (ошибки детей : «едишь булку», «дадишь мне»);
в) настоящее, прошедшее время, повелительное наклонение глаголов с чередующимися звуками, особенно таких: вытереть, жечь, ехать, ездить, лежать, мазать, махать-машу, стричь-стерегу, скакать-скачу, стеречь, щипать. (неопределенная форма глагола)
8. Склонение некоторых местоимений, числительных (ошибки детей : «два утенки», «двое ведров», «по двух стройтесь», «мене дали»).
9. Образование страдательных причастий (ошибки детей : «нарисоватая», «оборватая»).
Страдательные причастия обозначают признак того предмета, на который направлено действие: книга, читаемая мальчиком.
15. К морфологической системе относится и словообразование.
Детей подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т. е. из которого оно выводится по смыслу и по форме. Образование слов осуществляется с помощью (окончания, приставки, суффикса).
Способы словообразования в русском языке многообразны: суффиксальный (учить – учитель, префиксальный (писать – переписывать, смешанный (застольный, разбежаться).
Дети могут, отталкиваясь от исходного слова, подбирать словообразовательное гнездо (снег – снежинка, снежный, снеговик, подснежник).
Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок, предметов посуды (сахарница, конфетница, направления движения (ехал – поехал – выехал).
На протяжении всего дошкольного возраста наблюдается несовершенство как морфологической, так и синтаксической стороны детской речи. Лишь к восьми годам можно говорить о полном усвоении ребенком грамматического строя языка
Воспитатель знакомит с новыми грамматическими формами, закрепляет правильное употребление наиболее трудных форм, в конечном итоге вырабатывает привычку говорить грамматически правильно.
16. В синтаксисе.
Детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов – простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.
Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения.
Особое внимание при обучении детей построению предложений необходимо уделять упражнениям на употребление правильного порядка слов, предупреждая неправильное согласование слов. Важно следить, чтобы дети не повторяли однотипные конструкции.
Важно сформировать у детей элементарное представление о структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разных типов. Для этого дети должны овладеть разными способами сочетания слов в предложении, освоить некоторые смысловые и грамматические связи между словами, уметь интонационно оформлять предложение.
Таким образом, в процессе формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания.
17. Лишь к восьми годам можно говорить о полном усвоении ребенком грамматического строя языка: «Достигаемый к школьному возрасту уровень овладения родным языком является очень высоким. В это время ребенок уже в такой мере овладевает всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в русском языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, а также твердое и безошибочное использование множества стоящих особняком единичных явлений, что усваиваемый русский язык становится для него действительно родным. И ребенок получает в нем совершенное орудие общения и мышления».
18. Звуковая культура речи.
Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:
1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:
звуковысотный слух;
слуховое внимание;
фонематический слух;
восприятие темпа и ритма речи.
2. Формировать произносительную сторону речи:
учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;
развивать артикуляционный аппарат;
работать над речевым дыханием;
воспитывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;
вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию;
формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.
Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.
Воспитатель должен иметь представление об основных нару-шениях речи (например, носовой оттенок произнесения слов, заикание, для того чтобы, своевременно выявив их, направить ребенка к специалисту-логопеду.
19. Развитие связной диалогической речи неотделимо от решения вышесказанных задач речевого развития :
Обогащение и активизации словаря
Формирования грамматического строя речи
Воспитание звуковой культуры речи
Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря ребенка и от того, насколько он овладел грамматическим строем языка. От умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор. Для диалогической речи особенно важно умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять и исправлять собеседника
Обучение рассказыванию (монологической речи).
Монологическую речь характеризуют развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют от говорящего более напряженного внимания к содержанию речи и его словесному оформлению; при этом очень важно сохранить живость и непосредственность речи.
Одной из важнейших черт монологической речи является ее произвольность, осознанность. Под произвольностью понимается умение избирательно пользоваться языковыми средствами, т. е. употреблять слова, словосочетания, синтаксические конструкции, наиболее полно и точно передающие мысль говорящего.
Перед воспитателем стоит сложная задача — каждое худо-жественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоци-ональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, т. е, интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам. Только при условии выразительного донесения до ребенка литературного произведения каждого жанра можно говорить о правильном его восприятии.
Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выра-зительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы сформировать способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.
Конечно, это очень сложная задача — донести до ребенка и познавательную, и нравственную, и эстетическую сущность литературного произведения, но это необходимо.
Подготовка детей к обучению грамоте
Основные задачи подготовки к обучению грамоте, которые решаются в подготовительной к школе группе детского сада, со-стоят в обучении детей составлять предложения из двух — четырех слов, членить предложения такого же состава на слова, членить на слоги двух-, трехсложные слова с открытыми слогами (ма-ши-на, лу-на) и составлять слова из слогов. Детей подводят к звуковому анализу слова. В практических упражнениях закрепляются представления детей о предложении, слове, слоге, а также о звуке; лингвистические, теоретические определения не даются.
20. Преемственность речевых задач
• Линейная - постепенное усложнение материала от группы к группе внутри каждой задачи, варьируется и сочетаемость упражнений, их смена и связь. Однако при этом на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро.
• Концентрическая - позволяет один и тот же материал (вопрос) излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей.
21. • Основное средство речевого развития детей - грамотная речь педагога. Именно педагог закладывает основы культуры детской речи детей, приобщает их к культуре устного высказывания.
Качества речи педагога, характеризующие её культуру:
1. Правильность, т. е. соответствие речи языковым нормам. Слушая его, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения слов или нестандартного построении фразы.
2. Точность, т. е. соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе. Точная речь- это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено слово то, что должно быть сказано.
3. Логичность, т. е. смысловые связи компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Логичность речи предполагает в первую очередь наличие в высказывании трёх смыслообразующих компонентов (начало, основная часть и конец высказывания). Не менее важное значение имеет умение говорящего правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.
4. Чистота. Иначе говоря, отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Чистая речь-это речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов. Затрудняет восприятие речи педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, а также диалектных, жаргонных выражений.
5. Выразительность, особенность речи, захватывающая внимания и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительная речь обладает такими свойствами, которые вызывают и поддерживают внимание и интерес слушателей.
6. Богатство, иначе говоря, умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатство речи каждого человека определяется тем, как он использует богатство языка. О богатстве языка судят и по количеству слов, по их смысловой насыщенности. Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью.
7. Уместность-употребление в речи единиц соответствующих ситуации и условиям общения. Так выразительная, богатая, правильная речь потеряет все вышеперечисленные достоинства, если будет неуместной. Уместность требует от педагога гибкости речевого поведения : умеет ли определять правильность и целесообразность слов, форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению.
22. Эффективным средством речевого развития является предметно-пространственная развивающая среда, активизирующая речь детей как средства их общения и самовыражения. Художественная литература, будучи образцом литературного языка и правильности речи, и одновременно с этим ярким и интересным для ребенка явлением, выступает важным средством в воспитании культуры речи, формировании ее связности и образности. Игровая деятельность, являясь для дошкольника ведущим видом его деятельности, стимулирует ребенка к разнообразным речевым высказываниям в соответствии с ролью, сюжетом и правилами. Художественные средства (музыка, пение, рисование, театрализованные представления) предоставляют ребенку возможность ярких эмоциональных и эстетических переживаний, влекущих за собой потребность донести их до собеседников и представляющих возможность ребенку к его к самовыражению и самореализации. Наглядные пособия (дидактический материал) по развитию речи вызывают у детей естественный интерес, работу мысли и речевую активность. Важным условием является обязательное объяснение воспитателем ребенку назначения того или иного пособия, показе действий и использование их в образовательном процессе.