Воронова Карина Ивановна
Теоретические аспекты рассмотрения театрализованной деятельности в развитии творческих способностей старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАССМОТРЕНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Образовательная среда переживает постоянные изменения, но в то же время сохраняет ряд основ и задач, которые стоят перед ней. Так, важной задачей федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) ежегодно является «сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала». Значимым является вопрос о необходимости применения всех имеющихся средств и ресурсов для развития творческих способностей детей, особенно перед ступенью начального образования.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Дошкольный возраст — наиболее сенситивный период, который определяет большие возможности в становлении личности ребенка. Именно на данном этапе закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития дошкольников. Важно в данном возрасте начинать раскрывать и творческий потенциал детей, их способности, черты характера. Наиболее полно реализовать данные задачи стало возможным в творческой деятельности, одной из которых в дошкольном учреждении является театрализация.
В ходе развития творческих способностей детей дошкольного возраста можно добиться эффекта благодаря проведению комплексного анализа, включению разнообразных средств и методов в театрализованной деятельности, что является актуальным в различных психолого-педагогических аспектах.
На сегодняшний день, к сожалению, вопросу значения развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности уделяется недостаточное внимание. Решить данную проблему можно путем включения в образовательный процесс последовательных и систематических приемов и методов развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности, а также с помощью учета индивидуальных особенностей старших дошкольников. Это подтверждается в рамках научных исследований. Многие исследователи считают театрализованную деятельность эффективным средством формирования творческих способностей дошкольников и посвящают вопросу свои труды.
Вопросам развития творческих способностей у детей дошкольного возраста посвящены работы таких педагогов, как Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, О. П. Радынова, А. В. Бакушинский, Б. М. Неменский, Л. B. Школяр и др. Развитие творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности раскрыли Никифирова Л. В., Банных Е. М., Мазурчук Н. И., Брагина Л. С. и др.
В. А. Сухомлинский называет основными направлениями в развитии творческих способностей детей : развитие воображения и развитие качеств мышления, которые формируют креативность. В свою очере6дь понятие «креативность» в психолого–педагогической литературе чаще всего связывают с понятием «творчество» и рассматривают как характеристику личности [3].
В. А. Сластенин в учебнике педагогики интерпретирует понятие творческой способности следующим образом : «…под творческой понимается способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения» [2].
Следует уделить внимание и основам творческой работы дошкольников. Р. С. Немов выделял, что творческая деятельность должна быть связана с открытием нового [1]. Помимо этого, дошкольники должны не только приобретать новые знания, но и быть заинтересованными к данному процессу. Следующее условие, которое выделяет автор, заключается в том, что деятельность должна находится в зоне потенциального развития ребёнка. Таким образом можно добить положительного эффекта.
Необходимо взять во внимание важное условие, которое определяется тем, что театрализация должна соответствовать возрастным особенностям учащимся и их индивидуальным особенностям. Дети могут самостоятельно выбирать наиболее интересное для них направление и проявлять инициативу в решении ряда задач. Педагогу важно направлять и контролировать процесс, давать своеобразный «толчок» к данной деятельности, подбирать соответствующие средства.
Театрализация позволяет развивать выразительность речи, эмоции, вербальное и невербальное общение и ряд других способностей. Как утверждал Б. М. Теплов, театрализованная деятельность является и важнейшим средством развития у детей эмпатии. Дети могут развить способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя не его место в различных ситуациях, учиться контролировать себя и принимать решение в определенных моментах [4].
Театрализация решает и воспитательные задачи. И данные задачи усиливаются разнообразием тематик данной работы. Театрализованная деятельность может удовлетворять различные интересы дошкольников, что является весомым преимуществом.
Таким образом, можно говорить о том, что театрализованная деятельность способствует развитию у детей уверенности в себе, формированию социальных навыков поведения, самостоятельности, раскрытию творческих возможностей. Сама театрализованная деятельность – это и есть отдельный вид детского творчества. И при грамотном подходе можно добиться успеха в развитии творческих способностей дошкольников посредством театрализации.
Список литературы
1. Немов, Р. С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений / Р. С. Немов. – Москва: Владос, 1998. - 361 с.
2. Сластенин В. А. Педагогика. — Москва: Педагогика, 2014. - 437 с.
3. Сухомлинский В. А. Развитие творческих способностей детей. Санкт – Петербург: Сфера, 2002. - 285 с.
4. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. Издательство Академии педагогических наук, 1947 – 334 с.
5. Томчикова С. Н. У истоков театра : Программа творческого развития детей шестого года жизни в театрализованной деятельности. - Магнитогорск: МаГУ, 2002. - 69 с.
6. Эльконин Д. Б. Детская психология. — Москва: АСТ, 2008. - 197 с.