Елена Олезова
Теневой театр как средство развития социальных представлений и познания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием.
Мы используем разные виды театральной деятельности, но хотелось бы остановиться на теневом театре. Этот вид театрализации уникален. Принимая участие в спектаклях и их подготовке, развиваются творческие способности ребенка, а также помогает тем ребятам у кого имеются трудности в общении, развивает мелкую моторику пальцев. Детям нравится сочинять, здесь они являются режиссерами, что дает им прекрасную возможность проявить себя сказочниками. Театр теней является профилактикой страха темноты у детей.
Публикация «Теневой театр как средство развития социальных представлений и познания дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр теней своими руками
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В театре теней дети видят персонажи (заяц, медведь, собака и др., которые оживают, захватывает ребенка, переносит его в мир фантазий. Дети дошкольного возраста способны передать характер героев. Именно поэтому у детей зарождаются чувства, эмоциональное отношение к поступкам, имеющим значение не только для ребенка лично, но и для окружающих.
Теневой театр нельзя рассматривать как развлечение; его значение намного шире, потому что дошкольный возраст - период формирования вкусов, интересов, отношений к окружающему. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости.
Играя роль, ребенок может представлять, эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это влияет на развитие сферы чувств ребенка. Душевные переживания помогают ребенку испытывать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал.
Существует мнение, что теневой театр признан самым романтичными и загадочным видом театрального искусства, где соединяются элементы театральной постановки, графики и мультипликации. В наше время теневой театр недостаточно часто используется в работе с дошкольниками, хотя о его пользе говорят не только педагоги, но и психологи. Они активно выступают против того, что дети подолгу просиживают перед экраном телевизора. Совсем другое дело – теневой театр. Здесь вместо готового изображения малыши получают силуэт, намек, символ. Ребенок может достроить визуальную картинку самостоятельно. Участвуя в теневых театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей. Ребенок учится замечать интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа.
Существуют различные виды теневого театра : пальцевый теневой театр, настольный теневой театр, пластический театр теней. Начинали с самого простого – пальцевого театра. Несмотря на простоту, у этого вида театра большие возможности для развития ручной ловкости, согласованности движений кисти и пальцев рук, точности, выразительности движений и развития речи. Очень интересным видом теневого театра для детей является настольный. Придерживаясь определенного алгоритма работы, взрослый адаптирует восприятие дошкольника к своеобразию черно-белой гаммы, учит детей находить определенные комбинации силуэтов. Позже, когда дети овладеют навыками узнавания, и преобразования силуэтов педагог подводит их к работе над мини – спектаклями, в которых дети учатся принимать на себя роль, изучают простые элементы актерского мастерства, воспитывают в себе зрителя и исполнителя.
Еще одним видом теневого театра является пластический. Занятия данным видом театра очень нравятся ребятам. Однако частые перестроения одного изображения в другое за большим теневым экраном требует много усилий и подготовки. Сначала дети знакомятся с оборудованием, подручными деталями из различных материалов.
После того, как дети научатся выполнять то или иное упражнение без экрана и источника света, педагог предлагает детям игры и игровые упражнения на понимание взаимосвязи положения предмета от источника света, то есть объясняет простые законы светотени. За экраном дети учатся видеть и регулировать свою тень так, чтобы получить желаемую картинку или образ. Немаловажную роль играет восприятие детьми теневых картинок как со стороны актеров, так и со стороны зрителя. Педагог подводит детей к самому сложному, зрелищному и значимому этапу работы – созданию пластических этюдов.
Любое занятие проводится с соблюдением режима нагрузки и имеет подготовительную, основную и заключительную части. В подготовительной части решаются задачи организации, мобилизации их к предстоящей работе в основной части. Ребята слушают музыку, под которые будет представляться театрализованная деятельность, проводится беседа о содержании, выразительных средствах. В основной части музыка или текст соединяется с движениями. Выбираются подвижные позы - «дом», «бабочка», «дерево», и т. д. К работе в театре привлекаются и родители, которые с удовольствием помогли сделать настольную ширму, теневые силуэты. Совершенствуются приемы работы. Применение большого экрана, музыки и светотехники выводит театр теней далеко за рамки «чистого» теневого театра и дает возможность сочетать его с другими видами театра.
Таким образом, теневой театр помогает ребенку обрести чувство успеха, удовлетворения, радости и значимости.