Людмила Макеева
Пальчиковый театр, тактильный театр и театр ручных теней как средство развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
(консультация старшая группа 2014г октябрь)
«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей…»
(Б. М. Теплов)
(слайд 1)
«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. Чувства великого поэта разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с этим удивительным видом искусства.
Публикация «Пальчиковый театр, тактильный театр и театр ручных теней как средство развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковый театр
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр теней своими руками
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, так как игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства. И не случайно самым популярным и привлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Что такое пальчиковый театр.
Практически каждый педагог знает о пальчиковых куклах и пальчиковом театре.
Однако многие даже не подозревают о его пользе для развития малыша. А ведь это: (слайд 2)
наиболее простой способ развития мелкой моторики,
прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер,
знакомит ребенка с такими понятиями, как форма, цвет, размер, количество,
помогает развивать пространственное восприятие (справа, слева, рядом, друг за другом. ,
раннее становление речи,
развитие словарного запаса,
активизация речевых функций,
развивает артистические умения, творческие способности, воображение, память, мышление, внимание, фантазию, коммуникабельность,
снятие стрессов и проблем ребенка путем проигрывания различных ситуаций,
помощь в становлении руки наших дошколят,
является для ребенка естественным средством самовыражения.
Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик, для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок.
Пальчиковые театры бывают : (слайд 3- 15)
вязаные фигурки, которые надеваются на пальцы рук;
из бумаги - рисуются фигурки или только головки, приклеиваются к картонным колечкам и надеваются на пальцы,
игрушки – топотушки; фигурка прикрепляется к тыльной стороне ладони при помощи резинки или в картинке делаются отверстия, для пальцев,
из теннисных шариков, на которых рисуются или приклеиваются лица персонажей;
пальчиковые куклы, сделанные из различных видов тканей;
персонажи из маленьких коробочек, в которых делаются отверстия для пальцев.
это миниатюрные фигурки из конусов и цилиндров, надевающиеся на пальцы,
персонажи на напёрстках или крышечках от флаконов,
из вязальных ниток,
персонажи из поролона.
Пальчиковый театр теней.
Театр теней – древний театр. С незапамятных времен показывают теневые картины в Индии, Китае, на Яве и в Турции на улице ночью при свете масляной лампы. В театре теней особенно четко просматривается контуры персонажей, характер их поведения, движения. Путем складывания определенным образом пальцев можно получить изображение птиц, животных, и др. персонажей. У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней, (где действуют пальцы и руки) большие возможности:
развития ручной ловкости, согласованности движений кисти и пальцев рук,
умелости, точности, выразительности движений,
развития речи. (слайд 16, 17)
Тактильный театр.
Не обязательно быть специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития ребенка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения.
Рука, пальцы, ладошки ребенка – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы.
Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление.
Движение, осуществляя практический контакт - «реальную встречу» руки с внешним объектом, подчиняется его свойствам: ощупывая предмет, рука воспроизводит его величину и контур и через посредство сигналов, идущих от её двигательного аппарата, формирует «слепок» в мозгу. А. Н. Леонтьев писал: «"сетчатка обученного глаза" - это, собственно говоря, сетчатка глаза первоначально научившегося у руки. В отличие от процесса контактной рецепции формы, величины и расстояния, которая осуществляется в движении, как бы принудительно навязываемом объектом, жестко не определяется и не контролируется: ведь сам объект не оказывает физического сопротивления движению взора, какое он оказывает движущейся по нему руке» Это позволяет понять сложность взаимосвязей взаимодействие зрительно-тактильных связей. «Глаз учит руку - рука учит глаз».
С помощью тактильного театра можно развивать :
тактильные ощущения, воображение, творческие способности,
обогащать словарный запас детей,
диалогическую речь. (слайд 18, 19)
Он прост в изготовлении. Для работы потребуется:
=плотный картон,
=карандаш простой, фломастеры,
=ножницы,
=клей-момент,
=кусочки ткани, меха, цветная бумага.
(слайд 20) Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.
Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.
Театр кукол - дом чудес,
Где сказка оживает просто!
Из ситца купол голубых небес,
И пальмы и волшебный остров. …
И будешь верить в сказку ты,
Ведь снова здесь вернешься в детство:
В театре в явь вплетаются мечты,
Быль, небыль проживают по соседству.
Вот куклу бережно берет
Актер умелыми руками,
И кукла сразу оживет,
И это чудо наблюдаем с вами!
Театр кукол - дом чудес!
Какое мудрое искусство!
Оно доходит до сердец,
Чтобы зажечь живое чувство.