Оксана Петрашова
Организация предметно-пространственной среды для формирования коммуникативных навыков
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая, предметно - пространственная среда – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка. На основе такого подхода дети развиваются, получают индивидуальное развитие, активнее включаются в образовательный процесс. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Художественно-эстетическое развитие. Технологии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Создавая развивающее пространство в групповых помещениях ДОУ, необходимо руководствоваться принципами в соответствии с ФГОС ДО, предполагающими единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка:
принцип информативности, предусматривающий разнообразие тематики материалов и оборудования для активизации воспитанников во взаимодействии с предметным миром.
принцип вариативности, который определяется углубленной работой учреждения по социально-личностному воспитанию и развитию детей, региональными особенностями, культурными традициями;
принцип полифункциональности, предусматривающий обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды. Данный принцип реализуется благодаря комплексно-тематическому планированию и интеграции образовательных областей. Предметно-развивающая среда преобразуется в соответствии с темой недели – оформляются уголки, детям предоставляется игровой материал, который послужит развитию и закреплению определенных познавательно-речевых способностей.
принцип педагогической целесообразности, который позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а так - же обеспечить самовыражение воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка. Не стоит перегружать зоны чрезмерным количеством информации, игровых материалов. Вместо этого вдумчивое наполнение игровых зон позволяет повысить эффективность их использования и получить более качественный результат.
принцип трансформируемости, обеспечивает возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяет, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
гендерный принцип- обеспечение среды как общим, так и специфичным предметным окружением для девочек и мальчиков в равной степени.
Также ППС должна быть доступной и безопасной.
Соблюдение принципов организации предметно-развивающей среды группы способствует развитию познавательно-речевых навыков детей.
Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Развитию коммуникативных навыков в саду способствует создание в группах следующих центров: «Центр книги», или «Центр речевого развития»; «Центр игры»; «Центр театра»; «Центр социально-коммуникативного развития».
«Центр книги» – должен быть ярким и красочным. Лучше всего оформить его в уединенном и хорошо освещенном месте. Основное назначение такого уголка – заинтересовать детей чтением рассказов и сказок, познакомить их с популярными художественными персонажами. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
Мини-библиотека представляет собой столик с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению.
Центр речевого развития и служит для решения следующих задач: обогащение активного словаря; звуковая культура речи; развитие связной (диалогической и монологической) речи; формирование грамматического строя речи, обучение грамоте - имеются сюжетные и предметные картинки, игры и т. д. Центр книги предназначен для восприятия художественной литературы и фольклора, знакомства с детской литературой, воспитание интереса и любви к книге, обсуждение поступков героев и сопереживание им, развития интонационной выразительности речи.
Театрализованный центр- важный объект предметно-развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает адаптироваться, сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; развивается и совершенствуется речь, активизируется звуковая культура речи, ее интонационный строй, исполняя свою соответствующую роль, ребенок поневоле упражняется в четком, ясном изъяснении.
В данном центре могут располагаться различные виды театров: настольный, пальчиковый, плоскостной; реквизит для разыгрывания сценок, сказок, спектаклей; набор кукол, ширма для кукольного театра. В создании театра игрушек- самоделок активное участие могут принимать сами дети.
Уголок ряженья - необходимый атрибут группы. Для этого имеются различные костюмы, маски, головные уборы, юбочки, платьица. Этот уголок способствует стимулированию творческих замыслов, индивидуальных творческих проявлений.
Неотъемлемой частью в развитии коммуникативных навыков является сюжетно-ролевая игра. Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Участвуя в такой игре, ребёнок создаёт различные образы. В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связаны с развитием речи, со всевозрастающей способностью облекать в слова свои замыслы. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой, сама игра развивается под влиянием развития речи
В центре сюжетно – ролевых игр должны быть созданы соответствующие условия для возникновения и развёртывания сюжета игр. Все игры педагогические целесообразны и должны соответствовать возрасту детей с достаточным количеством игрового оборудования, атрибутов, пособий для игр изготовлены из экологически безопасных материалов.
Можно выделить следующие наиболее популярные среди дошкольников сюжетные игры:
- «Дом, семья»
- «Больница»
-«Магазин»
- «Мастерская»
-«Парикмахерская»
-«Почта».
Материал к сюжетно-ролевой игре должен быть всегда, что называется, под рукой и в то же время не должен быть постоянно на виду, т. е. воспитатель не должен использовать сюжетно-ролевую игру как элемент дизайна.
Для удовлетворения этих условий наиболее рациональным может оказаться вариант хранения атрибутов для игр в больших коробках.
Для каждой игры изготавливается, приобретается своя коробка.
На коробке с лицевой стороны обозначается символ игры (картинка, а для умеющих читать — надпись).
В коробку складываются все атрибуты для игры. Атрибуты должны быть реалистичные (т. е. уменьшенные копии реальных: штурвал, руль, канистра и т. д.). И обязательно несколько предметов, которые выполняют роль заместителей (набор предметов-заместителей не должен лежать отдельно. В каждой коробке должен быть именно свой набор. Причем чем старше дети, тем разнообразнее предметы-заместители).
Например: лоскут ткани, несколько брусков, палочки от мороженого, крышки от бутылок. Кроме того, среди игровой атрибутики значительное место занимают детские поделки, используемые в играх (деньги, кошельки из бумаги, таблетки, бланки для рецептов и многие другие). Использование самоделок повышает у детей интерес к игре. Предметно-игровую среду нужно изменять с учетом практического и игрового опыта детей. Важно не только расширять тематику игрушек, но и подбирать их по принципу разной степени обобщенности образа.
Таким образом, развитие коммуникативных навыков, является одним из приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения. Речевое развитие ребенка – один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющий уровень социальных и познавательных достижений дошкольника – потребностей и интересов, знаний, умений, навыков. Сформировать речевые навыки ребёнка помогает правильно организованная, развивающая предметно-пространственная среда, которая также дает возможность детям проявлять инициативу, выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, возможность общения со взрослыми и сверстниками, а воспитателю дает возможность организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.