Рамзия Сафиулловна Гайнутдинова
Технология разработки адаптированной образовательной программы для детей с заиканием
▼ Скачать + Заказать документы
Представляю вашему вниманию разработанную мною «Адаптированную образовательную программу для детей с заиканием» с 4 до 7 лет», которая составлена с учётом Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», «Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования», «Санитарно – эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях», Устава МДОУ №13 «Буратино» г. Волжска Республики Марий Эл., методических рекомендаций по разработке адаптированных образовательных программ, материально-технической базы нашего детского сада, а также из опыта двадцатилетней работы с заикающимися детьми.
Публикация «Технология разработки адаптированной образовательной программы для детей с заиканием» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Адаптированная образовательная программа составлена для организации коррекционно-развивающей деятельности в группе, имеющей речевой профиль «Заикание» для детей от 4 до 7 лет.
Технология разработки программы основывается на структуре основной образовательной программы ДОУ и имеет такую же структуру.
В основе содержания программы лежит коррекционно-развивающая работа с заикающимися детьми дошкольного возраста сочетаемого с общим недоразвитием речи. Учителю-дефектологу важно знать и уметь определить степень тяжести и форму заикания, уровень общего недоразвития речи, учесть общие и специфические особенности развития детей с данной речевой патологией, вариативные формы организации ранней коррекции отклонений речевого развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с заиканием.
Цель программы – устранение заикания и сопутствующего ему общего недоразвития речи, социальная адаптация детей с ОВЗ.
Цель: (слайд 1) построение системы коррекционно–педагогического воздействия, направленной на устранение заикания и сопутствующего ему общего недоразвития речи, всестороннее развитие психических и физических качеств, подготовка к жизни в современном обществе, а также предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения.
Исходя из этой цели вытекают задачи.
Задачи (слайд 2)
- нормализация общего и речевого поведения детей с учетом возрастных психофизиологических особенностей;
- формирование навыков пользования самостоятельной речью без заикания;
- сохранение и укрепление психофизического здоровья детей;
- обеспечение речевого, интеллектуального и социально-личностного развития;
- формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
- учет возможностей, особенностей гендерного развития и потребностей каждого ребенка;
- преемственность в работе МДОУ и начальной школы, исключающая умственные и физические перегрузки в содержании;
- формирование готовности к обучению в школе;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Структура программы (слайд 3)
Структура программы состоит из трё х разделов: целевой, содержательный, организационный.
Целевой раздел (слайд 4)
Этот раздел включает пункты, рекомендованные при составлении целевого раздела образовательной программы. Все пункты направлены на реализацию коррекционно-развивающей работы.
Цель – устранение заикания и сопутствующего ему общего недоразвития речи, социальная адаптация детей с ОВЗ, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей в условиях группы для детей с заиканием.
В основу легли принципы:
постепенное усложнение программного содержания занятий в каждом разделе программы;
индивидуально - дифференцированный подход;
развивающая деятельность;
связь психолого-педагогического наблюдения и коррекции развития;
принцип интеграции.
Особенности коррекционно-развивающей работы
речевые умения и навыки формируются не по подражанию, а в условиях, стимулирующих пользование самостоятельной связной речью без заикания;
решение "речевых проблем" в контексте с коррекцией личностной структурой заикающегося ребенка;
интеграция образовательных областей,
проведение специалистами различных форм культурно-досуговой деятельности,
внедрение психолого-педагогического наблюдения за реализацией образовательных областей адаптированной образовательной программы.
применение технологий с целью достижения положительных результатов реализации программы : игровая технология, технология интегрированного занятия, информационно-коммуникативные технологии, развивающего обучения
взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на преодоление заикания и общего недоразвития речи.
Условия и организация специального обучения заикающихся дошкольников.
наглядная опора (которая используется не одинаково на разных этапах обучения);
строгое соблюдение системы вопросов, задаваемых детям, разные требования к ответам детей в зависимости от этапа обучения и индивидуальных речевых возможностей.
постепенное и посильное усложнение форм речи за счет сокращения наглядной опоры;
воспитание и поддержание у детей интереса к диалогической и монологической речи в нормальном темпе;
использование специфических форм словарной работы, работы над фразой и рассказом для овладения детьми самостоятельной речи без заикания;
учет объема речевой практики;
воспитание общего и речевого поведения: умение управлять собой, строго выполнять установленные на занятиях правила, сдерживать эмоциональное возбуждение, когда это необходимо, спокойно вести себя в новой обстановке, в присутствии незнакомых или малознакомых людей.
развитие произвольного внимания детей : способности к переключению с одного вида деятельности на другой, своевременности включения в работу, нормального темпа деятельности.
Совместная деятельность с семьёй. (Консультативные встречи, открытые занятия, праздники, развлечения)
Взаимосвязь специалистов.
Комплексное педагогическое воздействие с учётом характерной особенности детей с заиканием предусматривает взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и специалистов детской поликлиники, которая определяет необходимость обследования и последующий выбор методики и лечения (медикаментозное, не медикаментозное, массаж, физиотерапия). Учитель-дефектолог является руководящим и направляющим звеном по направлениям развития в цепочке тесной взаимосвязи специалистов детского сада:
На основе подготовки, проведенной воспитателями, дефектологом, специалистами на своих занятиях формируется общее и речевое поведение детей, умение пользоваться речью без заикания, т. е. осуществляются коррекционные задачи и достигаются целевые ориентиры
Содержательный раздел (слайд 5)
Содержательный раздел раскрывает работу педагогов по освоению детьми образовательных областей на основе интегрированного обучения и игровых форм, совместной деятельности взрослого и ребёнка.
В этом разделе мы рассматриваем задачи и содержание коррекционно-развивающей работы по образовательным областям : «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»,«Художественно-эстетическое развитие» «Социально-коммуникативное развитие»
Учитель-дефектолог в этом разделе программы расписать направления работы, отобрать, совместить образовательные коррекционные, развивающие задачи.
Например: О. О. «Развитие речи».
Направления работы: Коррекция заикания. Развитие словаря. Формирование грамматического строя речи. Развитие фонетико-фонема тической системы языка. Развитие связной речи и коммуникативных навыков.
Рассмотрим первое направление «Коррекция заикания», какие я ставлю задачи в старшей группе
- Закреплять у детей навык внимательно выслушивать любого собеседника (взрослого и ребенка, знакомого и незнакомого человека, близкого родственника и т. д.) на занятиях и вне их.
- Развивать умение спокойно реагировать на замечания, как взрослых, так и товарищей, правильно выполнять любые задания, поручения.
- Учить пользоваться самостоятельной речью без заикания
- Упражнять в умении формулировать без заикания высказывания для выражения одной и той же мысли, события, эмоционального состояния.
Организация предметно-пространственной и развивающей среды, перечень игр, упражнений, художественной литературы – всё подбирается согласно возрасту детей.
Для каждой области характерны формы, способы, методы и средства реализации программы.
Например, О. О «Речевое развитие» :
Формы работы: индивидуальная, подгрупповая, групповая, совместная игра со сверстниками, совместная деятельность, воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность
Способы: беседа после чтения, рассматривание, игровая ситуация, дидактический, наглядный практический, чтение, беседа, показ, диалог, прослушивание повторение.
Средства: предметы материальной культуры, натуральные объекты: объекты растительного и животного мира, реальные предметы, наглядный материал, игровые пособия, макеты. альбомы дидактический материал. ТСО
В пункте «Способы и направления поддержки детской инициативы» мы рассматриваем, с одной стороны, условия необходимые для развития детей, с другой – даём эффективные формы поддержки детей.
Например:
условия - Развивающая предметно-пространственная среда разнообразна по своему содержанию,
эффективные формы - совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком.
Формы могут быть одинаковые, средства разные.
Организационный раздел (слайд 6)
Организационный раздел содержит 7 пунктов. Я хочу остановиться на пунктах «Организация жизни и воспитания заикающихся детей», «Организация работы учителя-дефектолога»
(слайд 7) Совместная реализация коррекционных и общеобразовательных задач, как на занятиях, так и вне занятий может привести к дополнительной нагрузке на детей. Чтобы избежать этого, соблюдается распорядок дня: правильное чередование игр, занятий, отдыха.
Режимные моменты проводятся так, чтобы оказывать воздействие на укрепление физического и психического состояния здоровья заикающихся дошкольников и устранение дефекта. С этой целью в режиме дня предусмотрены прогулки утром и вечером.
Большое значение в группах заикающихся придается ограничению речи детей. Для этого используются индивидуальные спокойные игры. Ограничение речи детей («режим молчания») поддерживается на протяжении всего первого периода и обязательно для всех детей. Далее ограничение речи применяется по отношению к отдельным детям, имеющим тяжелую степень заикания.
Для ограничения речи детей большое значение имеет правильная организация индивидуальных игр: рассредоточение заикающихся по всей групповой комнате, обеспечение достаточным количеством настольных игр и игрушек, выработка у детей умения играть по одному, молча; в начале обучения детям не рекомендуется задавать вопросы ни воспитателю, ни другим взрослым. Кроме индивидуальных игр, можно проводить хороводные игры с пением. С целью предупреждения рецидивов заикания в феврале — марте вводится режим ограничения речи на 2—3 недели. В этот период по мере необходимости невропатолог назначает лечебные мероприятия.
В связи с тем, что режим ограничения речи иногда сопровождается некоторым снижением двигательной активности, необходимо компенсировать естественную потребность детей в движении за счет подвижных игр.
Занятия по устранению заикания логопед проводит ежедневно в утренние часы. Воспитатель занятия проводит вечером. Индивидуальная работа проводится ежедневно со всеми детьми. Индивидуальные занятия, по устранение заикания у детей с наиболее тяжелой степенью используются как дополнительная работа по увеличению речевой практики. Индивидуальное занятие с одним ребенком или занятие с подгруппой из 2—3 детей длится 10—15 минут.
Во второй половине дня воспитатели проводят индивидуальные занятия с детьми по закреплению правильного произношения звуков и навыков пользования самостоятельной речью без заикания.
Занятия воспитателя строятся с учетом очередной, намеченной к прохождению темы. В детском саду, главным для воспитателя является осуществление задач адаптированной программы.
Большое значение придается речи взрослых. Речь их должна быть спокойной, вопросы — четко сформулированы, с соблюдением пауз между вопросом и ответом ребенка. Следует дать время на обдумывание ответа, говорить в нормальном темпе, не замедляя своей речи. Беседа с детьми организуется по вопросам воспитателя с учетом навыков, приобретенных на соответствующих этапах обучения, и индивидуальных особенностей детей в пользовании доступной самостоятельной речью.
(слайд 8) На основе подготовки, проведенной воспитателями, дефектологом, специалистами на своих занятиях формируется общее и речевое поведение детей, умение пользоваться речью без заикания, т. е. осуществляются коррекционные задачи и достигаются целевые ориентиры
Ребенок хорошо владеет устной речью;
Ребенок любознателен;
Ребенок способен к принятию собственных решений;
Ребенок инициативен, самостоятелен;
У ребенка развита крупная и мелкая моторика;
Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства;
Ребенок обладает чувством собственного достоинства;
Ребенок обладает развитым воображением;
Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам;
Вам была представлена структура адаптированной образовательной программы для работы с детьми с заиканием. При составлении программы мы должны не забывать и учитывать, что дети с заиканием – это особые лети, знать возрастные. индивидуальные особенности, чтобы образовательный и воспитательные процессы принесли положительные результаты.