Получи документы

Методические разработки для работы с родителями дошкольников

Леонова Людмила
Методические разработки для работы с родителями дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Анкета для родителей

Задача: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской деятельности ребенка.

1. В чем проявляется исследовательская активность вашего ребенка?

2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать ваш ребенок?

3. Бывает ли так, что начатое в детском саду исследование ребенок продолжает дома? Если да, то, как часто? (Часто, редко, всегда, никогда)

4. Какое участие вы принимаете в исследовательской деятельности ребенка?

5. Делится ли ребенок с вами результатами исследований (своими открытиями?

Консультация для родителей на тему :

Публикация «Методические разработки для работы с родителями дошкольников» размещена в разделах

«Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

Источником воспитания ребёнка является семья. Значение семьи в воспитании определено тем, что в семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни.

Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Семья служит первой ступенью, от которой зависит, перейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень развития познавательной активности определяется индивидуально-психологическими особенностями и условиями воспитания. Важный источник познавательной активности дошкольника – опыт его творческой деятельности, которая базируется на системе знаний и умений.

Организация познавательной деятельности должна опираться на уже развитые потребности, прежде всего на потребности ребенка в общении с взрослыми, в одобрении его действий, поступков, рассуждений, мыслей. Родителям необходимо помнить, оптимальной является такая организация деятельности ребёнка, во время которой он может решать поставленное задание различными способами, каждый из которых является правильным и заслуживает высокую оценку. В таких условиях ребёнок сможет сам избрать способ решения и оценить сделанное как удачное или нет.

Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми:

-Любознательные дети растут у любознательных родителей. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.

-Говорите с ребёнком – рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.

-Задавайте ребёнку как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»

-Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не смейтесь над ними.

-По возможности путешествуйте с ребёнком.

-Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».

-Ходите с ребёнком в музеи.

-Проводите совместные наблюдения и опыты.

- Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.

-Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.

В развивающую (домашнюю) среду можно включить:

-измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;

- познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;

- азбуки картинные, книги для первого чтения;

- былины, мифы, легенды;

-часы настенные и календарь;

-настольно-печатные игры – лото, пазлы;

-настольные игры – домино, шашки, шахматы;

-чистые листы белой бумаги, фломастеры, краски акварельные и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;

- оборудованное, место для занятий по типу учебной зоны школьника.

Организация интересной совместной деятельности способствует установлению более продуктивных контактов между родителями и детьми, даёт возможность выработать новые формы и иные нормы совместных действий, а также критически оценить собственный стиль взаимодействия с ребёнком. Сотрудничество сплачивает семью.

Рекомендую провести дома с детьми:

Эксперименты, которые семья ребёнка дошкольного возраста может проводить в домашних условиях.

Волшебные краски (от 3 до 7 лет)

На вопрос: «Чем можно рисовать?» - дети отвечают, что рисовать можно красками, карандашами, мелом, забывая, что в раннем возрасте пытались рисовать кашей и компотом. Можно обсудить вопрос: «Откуда берутся краски?», «Из чего люди делали краски?».

Важно отметить, что природа даёт нам разные натуральные краски. Если вы предложите ребёнку листы плотной бумаги, тёртую свеклу, морковку, зелень (петрушку, укроп, базилик и др., несколько ягодок (клубника, малина, смородина и др., у него появится возможность оставить след на листе бумаги с помощью овощей, ягод и зелени, проверить, когда рисунки получаются более яркими, какого цвета эти натуральные краски.

Волшебный материал (для детей старшего дошкольного возраста)

Предложить детям слепить что-нибудь из песка и глины, после чего проверить прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет. Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины. Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее.

Слепки с природы

Из глины или игрушечного теста можно делать не только фигурки, но и слепки. К примеру, кусочек глины, прижатый к коре дерева, передаст все изгибы и трещинки на его поверхности. Предложите ребёнку проделать это с разными породами деревьев в саду или в парке. Если деревьев поблизости не окажется, то можно снимать слепки с кирпича или бетонной поверхности. Такие игры – занятия знакомят детей с многообразием фактур материалов.

Песочные часы

Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свой кулачок до тех пор, пока не высыплется весь песок. Предложить поразмышлять над поговоркой "Время как песок", "Время как вода".

Музыкальные бутылочки

Даже взрослые иногда получают удовольствие от музыкального эффекта, возникающего при помешивании ложкой в стакане с водой. Маленьким детям это нравится вдвойне: они в восторге и от производимого шума, и от чувства первооткрывателя этого явления. Если вы предложите ребёнку несколько одинаковых бутылок, поставленных в ряд, разных палочек и немного воды, у него появится возможность для собственных экспериментов: менять уровень воды в бутылках, подкрасить жидкость вареньем или соком. Развлекаясь, ребёнок постигает различную высоту звуков в соответствии с наполняемостью бутылки; у ребенка развивается мышление, воображение, интерес к исследованиям.

Реактивный шарик

Предложить детям надуть воздушный шар и отпустить его, обратить внимание на траекторию и длительность его полета. Дети делают вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т. к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Рассказать детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.

Свеча в банке

Предложить детям выяснить, как можно погасить свечу (пламя, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. Вместе с детьми проделать следующее: зажечь свечу, накрыть ее банкой и понаблюдать до тех пор, пока она не погаснет. Подвести детей к выводу о том, что для горение нужен кислород, который при этом превращается в другой газ. Поэтому когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди используют это для тушения огня при пожарах.

Почему не выливается?

Предложить детям перевернуть стакан с водой, не пролив из него воды. Дети высказывают предположения, пробуют. Затем наполнить стакан водой до краев, покрыть его почтовой открыткой и, слегка придерживая ее пальцами, перевернуть стакан вверх дном. Убираем руку - открытка не падает, вода не выливается. Почему вода не выливается из стакана, когда под ним лист бумаги (на лист бумаги давит воздух, он прижимает лист к краям стакана и не дает воде вылиться, т. е причина - воздушное давление).

Опыт: Дома вскипятить чайник, понаблюдать за ним, когда он кипит.

Старайтесь, чтоб ваш ребенок сам пытался ответить на вопросы:

- Что выходит из носика чайника при закипании воды? (пар)

- Откуда пар появился в чайнике - мы же наливали воду? (Вода при нагревании превратилась в пар.)

Поднесите к струе пара холодное стекло, подержите над паром, выключите чайник.

- Откуда появились капельки на стекле? Перед опытом стекло было чистым и сухим (когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.)

Объясните ребенку: Вот так происходит и в природе. Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара капли влаги поднимаются в воздух. Когда капелек воды набирается много, то они образуют облако, а потом выпадают в виде осадков на землю.

Задание: Нарисуйте с детьми, как вода из рек и морей возвращается обратно в реку или море.

***

Работа с детьми по опытнической деятельности находит отражение и в творческой деятельности детей. Опыты и эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

И хочется закончить китайским изречением:

«То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!»

Памятка для родителей «Чего нельзя, и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

Полезные советы

"Самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам".

(Ральф У. Эмерсон)

-Не следует отмахиваться от желаний ребёнка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

- Нельзя отказываться от совместных действий с ребёнком, игр и т. п. - ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

- Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка.

- Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

- Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований.

Так ли это?

-Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребёнка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

-Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

- Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому, что это инересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

- Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

-Проявляя заинтересованность к деятельности ребёнка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию, о том, как добиться желаемого результата поможет это осознать процесс деятельности. Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребёнок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

Публикации по теме:

Консультация «ИКТ как одно из современных направлений работы с родителями дошкольников» Консультация «ИКТ как одно из современных направлений работы с родителями дошкольников» Материал подготовила: Шпилёва Е. А., старший воспитатель.

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по организации работы с родителями воспитанников Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников Комфортная.

Методические рекомендации для родителей по развитию коммуникативных навыков дошкольников Методические рекомендации для родителей по развитию коммуникативных навыков дошкольников. «Дома играем – речь развиваем» В последнее.

Методические рекомендации по использованию нетрадиционных дидактических пособий для обучения грамоте дошкольников с ТНРМетодические рекомендации по использованию нетрадиционных дидактических пособий для обучения грамоте дошкольников с ТНР Вниманию логопедов, воспитателей и родителей предлагается нетрадиционное дидактическое пособие, включающее в себя разнообразные игры, помогающие.

Методические указания для работы с обучающей презентацией «Сказочный мир Республики Коми» Методические указания для работы с обучающей презентацией, созданной в программе Microsof Power Point по теме: «Сказочный мир Республики.

Опыт работы по теме «Взаимодействие с родителями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» 1 слайд. (Введение) Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Сохранить.

Отчет из опыта работы: «Формирование традиционных семейных ценностей у дошкольников. Работа с родителями» Здравствуйте, уважаемые коллеги. я представляю вашему вниманию доклад на тему: «Формирование традиционных семейных ценностей у дошкольников.

Перспективное планирование работы с родителями детей 3–4 лет по социально-эмоциональному воспитанию дошкольников Перспективное планирование работы с родителями детей 3-4 лет по социально-эмоциональному воспитанию дошкольников СЕНТЯБРЬ • Оформление.

Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников № п/п Месяц Форма проведения Задачи Содержание 1. Сентябрь.

Методические материалы для работы с родителями «Полезные советы для детей и родителей по сбережению тепла, света, воды»Методические материалы для работы с родителями «Полезные советы для детей и родителей по сбережению тепла, света, воды» 1 слайд МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 15 «СОЛНЫШКО» Полезные советы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические разработки для работы с родителями дошкольников
Опубликовано: 9 марта 2018 в 11:49
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические разработки для работы с родителями дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Леонова Людмила в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД