Марина Ревина
Технология проектной деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
(информационный материал для педагогов)
Актуальность проектной деятельности в настоящее время обусловлена рядом причин. На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.
Публикация «Технология проектной деятельности в ДОУ» размещена в разделах
Также произошло включение проектной деятельности в структуру примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования. А еще, технология проектной деятельности сегодня широко используется в школе, как в урочной, так и во внеурочной деятельности, что ориентирует дошкольные учреждения на формирование умений и предпосылок проектной деятельности уже в дошкольном возрасте.
Можно добавить и ещё одну из причин актуальности проектной деятельности: реализация проектов в ДОУ способствует переориентации мышления педагогов и воспитателей при выстраивании образовательного процесса. Освоение педагогом технологии проектной деятельности автоматически переориентирует его от реализации учебной модели к модели совместной деятельности с детьми.
Какую деятельность можно называть проектной? Это та деятельность, в основе которой лежит метод проектов.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Можно выделить основные этапы их проведения:
Организационный- в процессе которого педагоги тщательно готовятся к проведению проекта.
Продуктивный- представляющий совместную деятельность детей и взрослых по решению проблемы и задач проекта.
Презентативный - подготовка и представление результатов деятельности.
Итоговый- на котором происходит совместное обсуждение хода и результатов проекта, постановка новой проблемы.
Особенности технологии и методики проектной деятельности в работе
с детьми дошкольного возраста.
Необходимость участия воспитателя как организатора и
координатора деятельности в проекте.
В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей.
В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.
Необходимость заранее продумывать план деятельности проекта.
Будем откровенными, методика «прошлой» педагогики ориентировала нас на обучение «по образцу», т. е. педагог даёт тот или иной образец, а дети должны его повторить и усвоить. Так было принято. Сегодня приоритеты меняются и нам с вами нужно научиться предоставлять возможность ребёнку для проявления самостоятельности и в процессе планирования деятельности, и в процессе её организации и реализации. Сложность в том, что у детей данные навыки развиты слабо. И именно поэтому у педагога должен быть предварительный план проекта, который, ни в коем случае, не предлагается как единственно возможный вариант деятельности. Данный план является помощью и подсказкой для педагога, чтобы в случае затруднений детей при планировании деятельности (а они точно будут) ненавязчиво предложить свои варианты.
Необходимость создания педагогом пространства возможного, так как сами дети будут затрудняться в его создании. Термин «пространство возможного» можно охарактеризовать как набор определённых предметных и материальных условий, необходимых для полноценной реализации проекта. Очевидно, что для выполнения задуманного плана любого проекта нужно много различных атрибутов.
Например, для решения проблемы выбора стаканчиков для сооружения подставок для карандашей, чтобы исследовательская деятельность была по- настоящему исследовательской, нужны много различных стаканчиков: стеклянных, пластмассовых, картонных, из пластиковых бутылок, с маленьким дном и с большим, с широким «горлышком» и с узким и т. д. Чтобы правильно произвести сравнение предметов, проанализировать их свойства и качества, выбрать подходящую форму, необходим правильный и грамотный подбор материалов. Ребёнок-школьник абсолютно спокойно мог бы сделать данный выбор самостоятельно, но это очень затруднительно для дошкольника. Поэтому, создать данное пространство возможного должен воспитатель, где-то из того, что есть в группе, где-то прибегнув к помощи родителей.
Итак, проектная деятельность сегодня для многих является инновацией и требует поступательного освоения. Но в соответствии с современными требованиями проектная деятельность должна занять достойное место в образовательной практике каждого дошкольного учреждения.
Особенности исследовательских, творческих и нормативных проектов
в ДОУ.
Исследовательские проекты
Исследовательский проект направлен на развитие у детей естественно-научных представлений о свойствах веществ (вода, снег, лёд, камень, древесина и т. д.); природных явлениях (снегопад, дождь, гроза и т. д.); исторических событиях, условия жизни растений и т. п.
Возможная тематика исследовательских проектов:
«Почему вода прозрачная?»
«Прочность материалов»
«Секреты наших растений»
«Как получаются сливки?»
«Тонет - не тонет»
«Почему исчезает вода?» и т. д.
При проведении исследовательского проекта можно использовать серию этапов. Приведём один из вариантов.
Этапы исследовательского проекта
I этап: введение в проблему, предполагает знакомство детей с тематикой проекта, его смысловым значением.
II этап: формулирование проблемы или исследовательской задачи. На данном этапе возможны несколько вариантов:
коллективное формулирование и обсуждение одной проблемы и, соответственно, совместное выполнение мероприятий по её решению;
исследовательская задача определяется для каждого из детей или для малых подгрупп в зависимости от интересов и желаний детей.
III этап: работа над проектом. Здесь дети, в зависимости от выбранного варианта (коллективного, подгруппового, индивидуального) деятельности, выполняют мероприятия по решению исследовательской задачи и оформляют проект в виде плаката, журнала, книги и т. п.
IV этап: защита проекта.
В день защиты проекта дети при помощи родителей или воспитателей вывешивают свои зарисовки на стендах. Затем каждый ребенок (если это индивидуальный проект) или выбранные представители (если это подгрупповой или коллективный проект) рассказывают о проделанной работе, указывая на соответствующие изображения, записи и т. п.
V этап: выставка проектов.
Проведение выставки оформленных исследовательских проектов подчеркнёт важность и значимость проделанной детьми работы. Также данную выставку можно будет использовать для закрепления знаний детей о теме проекта в процессе обсуждения выставленных книг, журналов, плакатов и экспонатов.
Творческие проекты
Творческие проекты - [/i] наиболее близкий и знакомый для воспитателей тип проектной деятельности. Основная особенность творческой проектной деятельности состоит в том, что в ходе нее создается новый, творческий продукт.
Возможная тематика творческих проектов:
«Что для мамы подарить?»
«Какой он, мир сказок?
«Встреча Нового года»
«Мир волшебных красок»
«Журнал садовода»
«Изделия из теста» и т. п.
Нормативные проекты
Реализация нормативных проектов не ограничивается лишь изучением правил детского коллектива. Сюда можно включить и ближайшее социальное окружение ребёнка: дом, школа, библиотека, магазин, улица и т. д. Правила безопасности поведения, дорожного движения - всё это тоже можно включить в тематику нормативных проектов.
Возможная тематика нормативных проектов:
«Правила поведения в группе»
«Что такое доброта?»
«Почему нужно помогать младшим?»
«Полезные привычки»
«Полезная еда»
«Почему нужно мыть руки» и т. д.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной смысл и предназначение проектной деятельности: поддержка интересов ребёнка, реализация его собственных замыслов, развитие познавательной активности и креативности детского мышления, приобретение опыта самостоятельной деятельности ребёнка, его талантов, интересов и предпочтений. Всегда нужно помнить, что образовательный процесс в ДОУ - это не учебная деятельность, а увлекательное и интересное взаимодействие детей и взрослых.