Валентина Беззубова
Технология «посткроссинг» как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений.
В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, нравственное воспитание дошкольников складывается из установки положительного отношения к миру, способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам, адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Таким образом, ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой нравственного и патриотического воспитания дошкольников, используя различные технологии. Так и возникла идея, использования инновационной технологии – посткроссинг. Посткроссинг – это обмен открытками и письмами. Конечно, это явление далеко не новое. Автором проекта является португалец Паоло Магляшем. В 2005 году, в век информационных писем, истосковавшийся по бумажной или «живой» переписке, он решил создать инновационный проект, суть которого состояла в обмене открытками из разных стран мира. Идея Паоло не осталась незамеченной, и постепенно проект стал популярным в России и других странах, выйдя на международный уровень.
Публикация «Технология „посткроссинг“ как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Посткроссинг на МAAM
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
1. Актуальность проекта (содержание проблемы и новизна проекта)
В век информационных технологий традиция писать личные письма и открытки уходит. Актуальность темы обусловлена тем, что люди перестают общаться друг с другом. Посткроссинг это обмен открытками между людьми во всем мире. Посткроссинг в детском саду – это возможность знакомства с детьми из разных уголков нашей страны, расширение представлений о родной стране. Подписывая открытки, дети вкладывают свою душу, чувства и пожелания. А получение долгожданного письма это всегда ожидание чуда и большая радость. Открытка будет храниться у адресата годами, и приятные воспоминания будут согревать сердце. Поэтому традиция писать другу письма и открытки не должна быть забыта.
Наверное, поэтому сейчас и набирает большую популярность поскроссинг.
Посткроссинг помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребенка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Посткроссинг содействует становлению мировоззрения, нравственных, эстетических качеств личности.
Посткроссинг позволяет объединить общим интересным делом всех участников образовательных отношений (детей, родителей, педагогов, социум).
Дошкольники, недостаточно ориентируются в понятиях – Родина, Россия, страна, город. В традиционной образовательной деятельности не достаточно формируются данные понятия, т. к. они «невещественны». То, что ребенок не увидел сам, не потрогал, не пережил, то, что не пробудило в нем эмоции, не становится долговременным приобретением ребенка.
Родители мало ездят с детьми по стране, тем более сельские семьи, а значит, дети не видят всей ее широты, мощи, красоты и уникальности.
Россия – большая многонациональная страна с богатыми природными ресурсами. Изучая страну, детей можно легко и увлекательно познакомить с основами географии: познакомить с понятиями «география», «карта»; с обозначениями на карте стран, городов, рек, озер, морей, гор; с их названиями, с особенностями ландшафта, климата и условий жизни в разных уголках нашей планеты Земля; с культурными традициями народов России и других стран. А наиболее точно и полно рассказать о своем городе смогут те, кто живет в нем.
В нашем случае посткроссинг - это не просто обмен открытками, а переписка более широкого уровня, с обменом информацией об истории городов и поселков, где проживают адресаты. Обмен письмами, открытками, магнитами, подарками в виде детских рисунков, аппликаций, раскрасок.
Поэтому исходя из выше перечисленных факторов возникла необходимость создания и реализации проекта «Технология посткроссинг, как средство нравственно - патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Новизна проекта заключается в том, что:
- посткроссинг несет в себе мощный обучающий, развивающий и познавательный потенциал и является средством развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников;
- не требует больших материальных затрат и специального обучения педагогов;
- посткроссинг как инновационная деятельность универсален, и его можно внедрить в образовательном учреждении любого типа и вида;
- является востребованным как среди воспитанников, так и среди педагогов и родителей.
- посткроссинг – это постоянный поиск неординарных форм взаимодействия с социальными партнерами для того, чтобы дать возможность каждому ребенку, родителю, педагогу реализовать свои творческие способности.
Тип проекта: творческий, практико – ориентированный, познавательно – исследовательский.
Вид проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагог.
2. Цели и задачи проекта
Цель проекта: формирование нравственно – патриотических качеств у старших дошкольников посредством технологии «посткроссинг».
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Познакомить детей с эпистолярным жанром;
2. Дать детям представление о разнообразных городах России, используя переписку;
3. Формировать представления о достопримечательностях как своего родного села, так и других городов нашей необъятной страны;
3. Формировать представления о работе почты и профессии почтальона;
Развивающие:
4. Развивать творческие способности в процессе обмена открытками, памятными сувенирами, фотографиями, сделанными своими руками;
5. Развивать социально – коммуникативные навыки;
6. Развивать познавательную активность и кругозор;
Воспитательные:
7. Воспитание чувства гордости за свою страну, ее культуру, достижения;
8. Воспитание толерантности к другим народам, отзывчивости, желания общаться.
3. Методы и приемы, использованные при реализации проекта
При реализации проекта были использованы следующие методы и приемы:
- Наглядные (рассматривание демонстрационного материала, альбомы, картины, дидактические, настольные - печатные игры, просмотр презентаций, видеороликов, рассматривание книг, иллюстраций, буклеты и памятки для родителей);
- Словесные (беседы, чтение художественной литературы, консультации, памятки, рекомендации и родительское собрание для родителей, наблюдения, объяснения, словесные инструкции, указания, использование фольклорных форм (стихи, потешки, прибаутки, поговорки, загадки, сказки, образовательная деятельность, рассказы воспитателя и родителей детям, словесные игры, составление рассказов по картинкам используя мнемосхемы, отгадывание загадок, ребусов, разучивание стихов, пословиц, поговорок);
- Практико – исследовательские (конструктивно – модельная деятельность (оригами, создание выставки книг по теме, изготовление атрибутов и декораций к играм, изобразительная деятельность).
- Игровой метод – мотивация (к детям приходит почтальон Печкин, получение письма, открытки, посылки).
4. Ожидаемый результат
Благодаря проекту:
- дети приобретут, опыт общения с людьми из разных городов и сел;
- совершат путешествие по стране, не выходя из дома;
- получат представления о своем городе, что способствует воспитанию патриотизма и любви к малой Родине;
- получат представления о других городах и селах, их особенностях, традициях и достопримечательностях;
- познакомятся с эпистолярным жанром общения – письмами;
- научатся умению создавать коллекции, например, марок и открыток;
- увеличится количество родителей, принимающих активное участие в мероприятиях ДОУ, занимающих активную позицию в воспитании и развитии детей;
- накопится банк материалов по теме;
- обогатиться развивающая предметно – пространственная среда.
5. Система проектных мероприятий
Первый этап – подготовительный (организационный)
- Выбор темы, постановка цели, задач, вхождение в проблемную ситуацию;
- Регистрация на официальном сайте посткроссинг;
- Разработка проекта, составление плана работы;
- Первичная диагностика компетенций детей по задачам проекта;
- Подготовка материально-технической базы проекта;
-Составление банка адресов, куда будут отправлены письма;
- Изучение необходимой литературы, подбор и систематизация методических материалов к проекту (презентации, конспекты образовательной деятельности, сценарии развлечений, беседы, наблюдения, видеоролики по теме, подбор физкультминуток, пальчиковой гимнастики);
- Подбор методов, приемов, форм и средств;
-Налаживание взаимоотношений педагога с родителями (разработка рекомендательного, информационного материала для родителей);
-Пополнение развивающей предметно - пространственной среды (дидактические, настольно – печатные игры, демонстрационный материал, атрибуты для сюжетно – ролевых и подвижных игр, центр патриотического воспитания, мини- музей посткроссинга, лэпбук, альбомы, мини – проекты по теме)
- Выбор объекта для экскурсии;
- Подборка необходимого материала для творчества.
-Подготовка оборудования (музыкальный центр, интерактивная доска, компьютер)
- Консультации и рекомендации для воспитателей по теме;
- Подбор физкультминуток, пальчиковой гимнастики;
- Вводное мероприятие «Адресованная другу ходит весточка по кругу…»;
- Родительское собрание: «Мы – участники проекта поскроссинг!»
- Буклет «Посткроссинг в детском саду»;
Второй этап – этап реализации плана проекта (деятельностный)
1. Совместная деятельность воспитателя и детей.
Познавательное развитие:
- Образовательная деятельность: «Дружат дети на планете»;
- Беседы: «Почтовая марка», «Почтовый конверт», «Кто работает на почте», «О друзьях и дружбе»; «Города России»;
- Развлечение: «Почтальон Печкин в гостях у детей»;
- Просмотр презентаций: «Страны и люди планеты Земля», «История почты»;
-Просмотр видеоролика: «Почтальоны разных стран мира»;
- Река времени: «История почтовой связи»;
-Просмотр мультфильмов: «Снеговик – почтовик», «Трое из Простоквашино»;
- Акция: «Отправим письмо бабушке», «Письмо для Деда Мороза», «Письмо Нижегородскому солдату»;
-Элементарная трудовая деятельность (помощь воспитателю в организации сюжетно – ролевой игры «Почта» (изготовление и раскладывание атрибутов);
- Выставка художественной литературы по теме;
- Экскурсия на почту, в библиотеку;
- Рассматривание карты, глобуса;
- Выставка: «Мир открыток – это наша история»;
- Мини – музей: «Наш посткроссинг»;
- Викторина: «Города нашей Родины».
Развитие речи:
- Восприятие художественной литературы: В. Маяковский «Кем быть», С. Я. Маршак «Почта», Б. Житков «Почта»
- Заучивание стихотворения С. Я. Маршака «Почта» (участие в конкурсе)
- Знакомство с новыми словами по теме (марка, конверт, посылка, бандероль, телеграмма);
- Отгадывание загадок по теме;
- Рассматривание книг, иллюстраций, плакатов;
- Отгадывание ребусов по теме;
- Слушание аудио-сказки «Зайка-почтальон»
Социально – коммуникативное развитие:
- Дидактические и настольно – печатные игры («Кому что нужно для работы», «Профессии», «Скажи наоборот», «Угадай силуэт», «Собери пазлы», «Кем быть», «Наша Родина», «Что лишнее», «Каникулы в Простоквашино», «Что нужно почтальону», «Подбери марку», «Посчитай письма у почтальона в сумке»;
- Сюжетно – ролевые игры («Почта», «Семья»);
- Игры на интерактивной доске «Путешествие письма»;
- Лэпбук: «Все профессии важны, все профессии нужны»;
- Логико – Малыш («Помоги филателисту дополнить серии марок», «Какие народы живут в этих домах и где)
Физическое развитие:
- Подвижная игра – эстафета: «Кто быстрее доставит письмо»;
- Пальчиковая гимнастика: «Что принес нам почтальон»;
- Физкультминутка: «О письме мы много знаем, и его мы изучаем», по стихотворению А. Шибаева "Почтовый ящик";
- Артикуляционная гимнастика
Упражнение на развитие дыхания «Почтальон поднимается по лестнице».
Вдох. На выдохе резко произносят: «Ух!». Повторить 4-5 раз.
- Мимика: Почтальон приносит письма и радость людям.
- Артикуляционные упражнения.
«Почтальон разносит письма» (рот приоткрыт, губы в улыбке, присасываем язык к небу и отрываем выполнять под счет до 6 раз);
- Комплекс утренней гимнастики «Профессии».
Художественно – эстетическое развитие:
- «Учимся писать индекс»;
- Рисование («Это он, это он ленинградский почтальон», «Почтовая машина»);
- Лепка («Почтовый ящик»);
- Аппликация: «Открытка для друга»;
- Конструирование из бумаги (оригами): «Почтовый голубь», «Почтовая машина», «Конверт»;
- Изготовление посылок, бандеролей;
- Раскраски по теме.
2. Совместная деятельность родителей и детей
- Беседы с детьми о своей семье, родственниках, знакомых и о том, что можно им писать письма;
- Чтение художественной литературы по теме;
- Совместное творчество родителей и детей (изготовление посылок, атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Почта», написание писем, изготовление открыток);
- Экскурсия выходного дня (посещение почты, отправка писем, открыток);
- Лэпбук: «Все профессии нужны, все профессии важны»;
- Просмотр мультфильмов и видеороликов по теме.
3. Совместная деятельность воспитателя и родителей.
- Памятка для родителей «Что такое посткроссинг?», «Посткроссинг как технология патриотического воспитания старших дошкольников»;
- Буклет: «Посткроссинг в ДОУ»
- Изготовление открыток, написание писем и отправка их родственникам;
- Подбор книг, иллюстраций, открыток, писем, фото для выставки по теме;
- Домашнее чтение по теме;
- Участие в обогащении развивающей предметно-пространственной среды, создании условий для реализации проекта (изготовление дидактических игр, лэпбуков, атрибутов к сюжетно – ролевой игры «Почта»)
4. Взаимодействия с учреждениями социума
- Экскурсия на почту (наблюдение за работой специалиста, почтальона, отправка писем);
- МБУК Филинская сельская библиотека (выставка книг «Почтальон и почта», Эстафета «Кто быстрее доставит письмо», беседа: «История почтовой открытки»)
Заключительный этап
Создание альбома «Путешествие по России»
6. Ресурсное обеспечение проекта
В ходе реализации проекта было использовано следующее ресурсное обеспечение: ноутбук, принтер, политическая карта мира, глобус, костюм для почтальона, сумка, почтовый ящик, ширма, контейнеры, альбомы для хранения полученных открыток, марки, открытки, наклейки, конверты, трафареты и ценники, фотобумага, цветная бумага, цветные ручки, карандаши, фломастеры, краски, кисточки, клей, ножницы, картон.
7. Оценка эффективности реализации проекта
- повысилась познавательная активность;
- дети начали ориентироваться по карте, уметь находить города откуда приходили письма;
- расширились представления детей о родной стране, о родном селе, районе, области;
- дети стали рассказывать о городах и их достопримечательностях;
- познакомились с процессом коллекционирования открыток, марок;
- создали альбом «Путешествие по России»;
- возросла активность родителей по подготовке и проведению совместных мероприятий;
- обогатился словарный запас детей;
- сформировался уровень развития монологической и диалогической речи;
- у детей сформировалось эмоционально – положительное отношение к познанию окружающего мира;
- сформировался уровень развития внимания, мышления, памяти;
- повысился уровень развития умения пользоваться различными материалами и средствами изобразительной деятельности.
Заключение
Проект «Технология посткроссинг, как один из способов нравственно - патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» является востребованным среди воспитанников, педагогов и родителей. Актуальность проекта очевидна - это неформальное общение между педагогами и детьми разных городов России с помощью несправедливо забытого эпистолярного жанра имеет большое познавательное и воспитательное нравственно-патриотическое значение. В перспективе надеюсь, проект будет успешно реализовываться в нашем детском саду и в дальнейшем, а к участникам присоединятся новые города, страны и появятся новые друзья, обобщение опыта реализации проекта будет организованно на уровне детского сада, района, области, проект будет представлен в социальных сетях, на персональном сайте педагога.
Список использованных источников
1. ФГОС ДО
2. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий с детьми 5-6 лет. – 2изд., испр. и доп. -М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2021.-72с.
3. Книга для чтения в детском саду и дома: К53 5-7 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/ Сост. В. В. Гербова и др. - М. : Издательство Оникс, 2009. - 352с.
4. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастическх комплексов и подвижных игр. - М. : ВАКО, 2005. -176с.
5. Группа в социальной сети Вконтакте -
6. Почтальоны разных стран мира на открытках - http://retro.cc/otkrytki/63-pochtalony-raznykh-stran-mira-na-otkrytkakh.html
7. Курилова А. Н, Курамшина Ю. В Посткроссинги букккросинг как особая форма коммуникации// Научно методический электронный журнал «Концепт»-2016.-Т. 11- С. 3070.-URL concept.ru 2016.
8. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4 – 7 лет. : - М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 80 с.
9. Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф. Социально – коммуникативное развитие дошкольников: Старшая группа. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017.- 80с.
10. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 112с.