Габдрахманова Альфия
Технология макетирования в ознакомлении дошкольников с профессией фермер
▼ Скачать + Заказать документы
Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одной из наиболее эффективной инновационной педагогической технологией, открывающей новые возможности воспитания и обучения, при решении задач по познавательному развитию дошкольников является метод макетирования.
Технология макетирования позволяет реализовать принципы, утвержденные ФГОС ДО:
• индивидуализации дошкольного образования;
• содействия и сотрудничества детей и взрослых;
Публикация «Технология макетирования в ознакомлении дошкольников с профессией фермер» размещена в разделах
- Домашние животные, ферма. Макеты
- Домашние животные. Все материалы
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Сельскохозяйственные профессии для детей
- Темочки
• поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
• партнерства с семьей.
Макеты – модели, представляющие собой уменьшенные целостные объекты, которые направляют воображение ребёнка на события, происходящие внутри этих объектов. Использование игровых макетов в предметно-развивающей среде отвечает принципу интеграции образовательных областей. Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в группах детей дошкольного возраста, появляется возможность решать задачу, связанную с развитием у детей сюжетосложения и свободного проявления их индивидуально – стилевых особенностей в игре.
По Н. А. Коротковой, макеты условно делятся на два типа модели и карты.
- Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов на небольшой плоскости с закрепленным на ней устойчивым сооружением-зданием, имеющим фасадную часть и данное в вертикальном разрезе внутреннее помещение этого здания.
- Универсальный макет — это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Универсальные макеты служат основой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками. Достоинство универсального макета в том, что он дает возможность вариативного использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом. В процессе игр с универсальными макетами развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Они меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета
Ландшафтный макет-карта - это плоскость с обозначенной цветом и рельефом природной территории (лес — зеленый цвет, река — голубой цвет, земля — коричневый цвет). Территория дополняется мелкими маркерами пространства (деревья, изгородь, изба, мельница).
Макет может быть :
- Напольным (макет имеет более крупные конструкционные объемы);
- Настольным (размер ограничивается размером стола или его части);
- Подиумным (на специальных подставках-подиумах);
- Настенным (макеты в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний – картина.
Существует несколько требований к макетам :
- они должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на место;
- удобным в обращении, доступны дошкольникам для свободного выбора и игры;
- должны быть эстетически оформлены;
- служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.
Изучив технологию макетирования мною был создан универсальный макет по ознакомлению детей с профессией фермер. Достоинство универсального макета состоит в том, что он допускает вариативное использование игрушек. При этом задействуются мелкий игровой материал, который способствует разнообразным комбинациям событий. Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми. Универсальные игровые макеты обладают следующими качествами:
• Полифункциональностью. Макеты могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях в индивидуальной и совместной деятельности, что способствует развитию творчества, воображения. Они используются как наглядный, так и игровой материал.
• Возможностью применения макетов в совместной деятельности. Макеты могут использоваться одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициируют совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и др.
Знакомство же с профессией фермер на примере макетирования объекта животноводства, поможет расширить представления детей о разнообразии сельскохозяйственных профессиях; познакомить с отраслями животноводства; развить любознательность, память, внимание, речь; воспитать любовь к животным. Данный макет будет полезен для детей среднего, старшего дошкольного возраста. Он помогает пробудить интерес детей к предлагаемой деятельности, активизирует желания искать пути разрешения проблемной ситуации совместно с педагогом; развивает познавательные способности и элементарные представления о хозяйственной деятельности человека в сельской местности; поможет понять детям важность и необходимость каждой профессии в сельском хозяйстве.
При помощи макета у детей также должны сформироваться представления о домашних животных. Дети должны знать их характерные особенности, а также особенности приспособления к среде обитания, уметь заботится о них.
Изготовлен макет из бросового материала: основа – фанера, покров – фетр, постройки сделаны из палочек для суши и мороженного. Для закрепления материалов к основе были использованы: полимерный клей, термопистолет, шпагат.
Надо отметить, что все объекты не прикреплены, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета.
Методические приемы работы с макетом :
Беседы, рассматривание, чтение стихов и рассказов о животных, составление коротких рассказов, отгадывание загадок, дидактические игры «Кто где живёт», «Назови членов семьи» (корова-бык-телёнок, «Назови ласково» (коза – козленок, «Отгадай животное», «Четвёртый лишний», «Кто что ест» и другие.
Цель игр: систематизировать представления детей о домашних животных; расширять словарный запас детей, воспитать любовь к животным.
Ход игр:
Расставить животных.
Накормить животных.
Дети выполняют задания и рассказывают, как выполнили.
Также подобраны игры для ознакомления с отраслями животноводства. Например: «Путешествие на ферму».
Цель: познакомить с отраслями животноводства; формировать представления о сельскохозяйственных профессиях.
Задание перечислить отрасли животноводства и рассказать какую пользу фермер получает в каждой отрасли: - корова и коза дают фермеру молоко, курицы – яйцо итд.
Таким образом, можно сделать вывод, что технология макетирования – одна из эффективных инновационных технологий, способствующих формированию игровых умений и творческих способностей детей дошкольного возраста.