ЕЛЕНА ШУМКИНА
Технология интегрированного подхода в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникает необходимость совершенствовать технологический подход при организации непосредственно образовательной деятельности дошкольников. ФГОС предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности и в режимных моментах. Особое внимание ФГОС уделяет принципу интеграции образовательных областей.
Публикация «Технология интегрированного подхода в образовательном процессе» размещена в разделах
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
По мнению многочисленных исследователей в области дошкольного образования, учёных в области педагогикии и психологии Н. Е Васюковой, О. И Чехониной, интегрированный подход способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.
Актуальностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом во время образовательной деятельности педагоги имеют возможность решать несколько задач из разных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности, исключается учебный блок, но не процесс обучения!
До недавнего времени в ДОУ существовала тенденция увеличения количества занятий в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и, соответственно, не формирует целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано. Восприятие подобной информации сказывается и на снижении двигательной активности детей. А, как мы знаем, движение является необходимым фактором для нормального развития ребенка.
Всё это привело меня к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении и воспитании, побудило к выбору технологии интегрированного подхода при организации образовательного процесса с дошкольниками. Технология интегрированного подхода образовательной деятельности нестандартна, интересна. Она способствует развитию потенциала самих воспитанников, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве.
Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей. Она может проходить по следующим направлениям:
музыка + познавательное развитие (ФЭМП);
речевое развитие (развитие речи, обучение грамоте) + познавательное развитие (ФЦКМ) + музыка;
речевое развитие (развитие речи)+ музыка +художественно-эстетическое развитие (рисование) + художественная литература;
познавательное развитие (экспериментально-исследовательская деятельность, ознакомление с окружающим) + художественно-эстетическое развитие;
(аппликация) + речевое развитие (обучение грамоте, развитие речи, и т. д.
Например: в сочетании музыкального содержания с математическим и обучением грамоте, совместно с музыкальным руководителем была организована образовательная деятельность на темы: «Путешествие в страну Математики», «В гостях у Букварика», «Спешим на помощь цифрам».
Это положенные на музыку считалки, песенки, отражающие содержание математических единиц, временных и пространственных отношений, что благотворно влияет на эмоциональное состояние детей.
При интеграции математики и изобразительного искусства во время образовательной деятельности, на темы «Салон моды», «Составляем карту звёздного неба», детям были представлены абстрактные математические понятия через конкретные образы искусства. Абстрактные понятия: цифры, счет, количество, величина, время и т. д., увидеть нельзя, в руки не возьмешь, их надо преподносить через конкретный образ изобразительного искусства – ознакомление с произведениями архитектуры, графики, знакомство с творчеством художников и др.
Непосредственно образовательная деятельность на темы: «Загадки о воде», «О чем мечтает лес?» основаны на интеграции образовательных областей : познавательное развитие (экспериментано-исследовательская)+ речевое развитие (речь, общение) + художественно-эстетическое.
Детям не даются готовые знания, их учат «добывать» самостоятельно, путем экспериментально-исследовательской деятельности. Вместе с воспитателем они ставят интересные эксперименты с водой и узнают о её свойствах, выражают в речи практические действия и воплощают художественно-творческий образ в рисовании.
Рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи можно увидеть в образовательной деятельности «Моя семья», конспект которой представлен на конкурс. Здесь интегрировались социально–коммуникативная и художественно-эстетическая области, с использованием игр «Кто я, а кто ты», «Передай чувства», дети слушали музыку и определяли её характер, рассматривали
картины и графически изображали настроение.
Для ознакомления детей с правилами пожарной безопасности было проведено развлечение «Кошкин дом», где интегрировались области : познавательное развитие (беседа о правилах пожарной безопасности, социально-коммуникативное (игра «Пожарные на учении», художественно-эстетическое развитие (рисование пожарной машины). Интегрированное развлечение «Форд Боярд» заинтересовало детей увлекательными конкурсами и логическими заданиями, оно так-же представлено на конкурс.
Подготовка к интегрированной образовательной деятельности имеет свои особенности и методику.
1. Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения.
2. Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна.
3. Учитывать программные требования и возрастные особенности детей.
4. Определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования.
5. Выявить основной принцип построения системы интегрированного подхода (например, тематический) и распределить задачи и содержательный материал в соответствии с ним.
6. Продумать развивающие задачи.
7. Использовать разнообразные виды деятельности (например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей понятийной лексики).
8. Использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой).
9. Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т. д.).
Интегрированная образовательная деятельность имеет смешанную структуру.
Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).
Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т. д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
При проведении интегрированной образовательной деятельности
необходимо соблюдать определенные требования:
• Четкость, компактность, сжатость учебного материала.
• Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала.
• Взаимосвязанность материала интегрируемых областей на каждом этапе нод.
• Систематичность и доступность изложения материала.
• Необходимость соблюдения временных рамок нод.
Мой интерес к интегрированному подходу в образовательном процессе не случаен. Это позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности, уходить от учебной модели, обеспечивать увлекательность детей через интересную совместную деятельность педагога с детьми вне занятий и в процессе режимных моментов.
Разработанные мною многофункциональные игры, в которых интегрируются разные области, используются в непосредственно
образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной деятельности. Играя, дети не замечают, что обучаются. В игре они могут реализовывать свои творческие способности: сочиняют, думают, фантазируют, учатся свободно общаться и высказывать свою мысль.
Чтобы достичь желаемого результата, я работаю в тесной взаимосвязи с родителями. С целью ознакомления родителей с методическими приемами по обучению их игровым действиям, развивающим у детей внимание, память, мышление проводилось развлечение «В дружбе наша сила». На совместном с детьми родительском собрании, на тему «Дружные помощники», была организована интегрированная деятельность, в ходе которой дети и родители принимали участие в играх конкурсах викторинах и продуктивной деятельности. В результате проведенного анкетирования, было выявлено, что родители предпочитают разностороннее развитие ребенка, подготовку ребенка не только к школе, но и к дальнейшей жизни в социуме. Очень важно, когда цель и задачи воспитания детей хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям.
Работая в тесном контакте со специалистами и сотрудничистве с родителями, применение технологии интегрированного подхода
в образовательном процессе способствует :
получению детьми знаний в комплексе;
формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
использованию индивидуально-дифференцированного подхода к детям;
развитию познавательного интереса;
включению каждого ребенка в активный образовательный процесс;
освобождению времени для игры и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.
Итак, технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития детских способностей. Иными словами, ребенок-дошкольник «целостен», поэтому и формирование целостной картины мира, как одной из главных задач дошкольного образования должно осуществляться адекватными для него способами: не расчленением, не разделением на отдельные составляющие, а интегративно, то есть через взаимодействие, взаимопроникновение, «пронизывание» образовательных областей.