Светлана Соболева
Рефлексия в образовательном процессе школы
▼ Скачать + Заказать документы
Традиционным для отечественной психологии является разделение деятельности субъекта на внешнюю практическую и внутреннюю психическую (Л. С. Выготский и А. Н. Леонтьев). Рефлексия в образовательном процессе относится к внутренней психической деятельности субъекта. О значимости рефлексии в обучении писал ещё К. Д. Ушинский, понимая под этим термином, введенным Дж. Локком, «наблюдение душою своей собственной деятельности». В настоящее время «большинство авторов под рефлексией понимают всякое обращение познания на самого себя». Различают две основные формы рефлексии — внутреннюю и внешнюю.
Публикация «Рефлексия в образовательном процессе школы» размещена в разделах
Психологические механизмы внешней рефлексии целесообразно задействовать при развитии у обучающихся умения работать с информацией, для чего следует обеспечить чередование на занятии их практической и рефлексивной деятельности.
Внешняя рефлексия направлена на осмысление обучающимися пройденного на занятии пути. И это понятно, так как слово «рефлексия» происходит от латинского «reflexio», что означает «обращение назад». Значение внешней рефлексии определяется необходимостью развития у учащихся способности анализировать содержание, критически оценивать получаемую информацию, выявлять пробелы в своих знаниях, формулировать запрос на информацию, оценивать её необходимость для своей учебной деятельности.
Для решения некоторых из перечисленных задач эффективна техника, условно названная маркировочная таблица «ЗУХ» («ЗХУ»). «З» Знаем 1. 2. 3. «Х» Хотим узнать 1. 2. 3. «У» Узнали 1. 2. 3. Отразите образ, возникающий при осмыслении термина «…» (Осталось узнать) 1. 2. 3. Методический приём «Ревизия собственных знаний», направленный на анализ имеющихся знаний, позволяет обучающимся отвечать на вопрос типа «Каких ещё знаний вам не хватает, чтобы в споре вы могли доказать, что?» Суть техники РАФТ (Р (оль); А (удитория); Ф (орма); Т (ема, предназначенной также для внешней рефлексии содержания изученного материала, заключается в следующем. Каждый обучающийся выбирает для себя роль, т. е. сочиняет не от своего лица, а от лица журналиста, психолога, учителя, инспектора, молодого специалиста. Затем определяет, для кого он пишет, например: для директора, родителей, однокурсников, зрителей. Форма сочинения тоже может быть самой разнообразной : письмо, жалоба, репортаж, резюме, интервью. Далее обучающийся выбирает тему для творчества.
Методический приём «ИНСЕРТ» (авторы Воган и Эстес) рекомендует обучающемуся уже по ходу чтения делать пометы типа «» — уже знал, «+» — новое для меня, «?» — непонятно, думал иначе, есть вопросы. Она доказала свою эффективность для анализа обучающимися содержания учебного материала как в начальной, так и высшей школе. Для выявления уровня осознания содержания изученного материала можно рекомендовать приемы незаконченного предложения или тезиса, выбор (подбор) афоризма.
Благодаря приёму «Чемодан, мясорубка, корзина», обучающиеся задаются вопросом «Зачем эти знания нам нужны?» Прием «Чемодан, мясорубка, корзина» предлагает обучающимся рефлексировать, в данном случае, критически оценить, как они поступят с полученной на занятии учебной информацией. Если информация пригодится в дальнейшем в том виде, в котором усвоена, то в «чемо- 17 дан», если ещё требует переработки — в «мясорубку», зря потрачено время — в «корзину».
Прием «Яблоня: яблоки, листья, цветы» помогает выяснить отношение обучающихся к организации занятия. Если оно прошло плодотворно и они остались довольны, — прикрепляют на дереве плоды — яблоки. Если занятие прошло хорошо, но могло быть и лучше — прикрепляют цветы. Если оно не отличается от прежних занятий и ничего нового не принесло, — зелёные листочки. А уж если совсем напрасно было потрачено время на занятии, то — жёлтый, чахлый лист. Приём «Оценочная мишень» требует от студентов поставить крестик в том месте мишени, которое соответствует ответу на вопрос «Будете ли Вы использовать в своей работе изученные вами методические приёмы, техники, руководствоваться изученными теоретическими положениями и т. п. ?»
Для организации рефлексии в таком понимании можно рекомендовать технику «Всё в твоих руках», приёмы «График» и «Оценочное окно». Согласно технике «Всё в твоих руках» обучающимся необходимо обвести свою левую руку. Каждый палец — это некая позиция, по которой надо высказать свое мнение. – Большой — «это для меня было важным и интересным…» – Указательный — «по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию». – Средний — «этот материал мне было трудно понять и сделать необходимое». – Безымянный — «моя оценка психологической атмосферы на занятии». – Мизинец — «для меня было недостаточно…».
Для успешности внутренней рефлексивной деятельности обучающимся, после выдвижения ими гипотезы, могут быть предложены также опорные карточки с отдельными суждениями. Проиллюстрируем сказанное примером. «Объясните логику своей догадки о времени цветения дафны, ветроопыляемого низкорослого кустарника смешанного леса, с помощью опорных карточек: листьев нет ранней весной; листья будут мешать; пыльце ничего не должно мешать; цветки появляются ранней весной».
Итак, выше изложенное позволяет сделать выводы о том, что рефлексия в образовательном процессе благоприятно влияет на достижение обучающимися более глубокого понимания значимости изучаемого материала и непосредственно формирует их интеллектуальную культуру. Становление рефлексивной функции интеллекта обучающихся протекает успешно при их эмоциональной активации в ходе интеллектуальной деятельности, при осознании ими личностных смыслов процесса рефлексирования, при формировании у них осмысленных приёмов рефлексирования.