Папки-передвижки

Технологии планирования и реализации музыкального образования в ДОО с учётом требований ФГОС

Ольга Леонидовна
Технологии планирования и реализации музыкального образования в ДОО с учётом требований ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

По теме: «Технологии планирования и реализации музыкального

образования в ДОО с учётом требований ФГОС»

Составитель : Крушинских Ольга Леонидовна

Музыкальный руководитель

МАДОУ №25 «Солнышко» г. Сысерть

Высшая квалификационная категория

2016

Публикация «Технологии планирования и реализации музыкального образования в ДОО с учётом требований ФГОС» размещена в разделах

Методические рекомендации для музыкальных руководителей ДОУ по развитию песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста

«Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву, на которой особенно успешно они произрастают.»

Г. Нейгауз

Содержание

1. Введение

2. Музыкально- дидактические игры -как эффективное средство в развитии песенного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Список используемой литературы

Проблема развития творческих навыков никогда не теряла своей актуальности. В процессе песенного творчества ребенок полностью раскрепощается, самовыражается, познавая себя, свои индивидуальные возможности, активизируется его умственная деятельность, развивается творческое воображение. В детском творчестве кроются возможности развития не только социально-музыкальных способностей, но и общеэстетических представлений и общих качеств личности ребенка, столь существенных для всестороннего и гармоничного развития будущего гражданина. Задачи развития песенного творчества детей старшего дошкольного возраста: импровизировать, исходя из эмоционального восприятия текста;использовать в импровизации знакомые ритмы и мелодические обороты;отбирать наиболее подходящие средства для воплощения художественно-образного замысла;развивать чистое интонирование;совершенствовать свободное владение звуковым диапазоном детского голоса; побуждать детей:импровизировать голосом на предложенный ритмимпровизировать на самостоятельно придуманный ритмтворчески использовать четыре динамических оттенка. Условия развития творческих способностей

Накопление впечатлений от восприятия искусств

Накопление опыта исполнительства в пении

Развитие основных музыкальных способностей

Оснащение музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами

Принцип свободы

Виды песенной деятельности

Восприятие песни

Исполнение песни

Сочинение песни

Песенно-игровое

Песенно-речевое

Песенно-изобразительное

Песенно-музыкальное

Разновидности песенного творчества:

Первоначальная ориентировка в творческой деятельности. Освоение способов воплощения музыкального образа в песне. Самостоятельное применение детьми усвоенных способов в новых ситуациях Методы и приёмы

Наглядный

Слуховой

Двигательный

Словесный

Речевое моделирование

Художественнаядекламация

Применение сказочного сюжета

Практический

Упражнения

Творческий

Хороших результатов вмузыкальном развитии и вразвитии творческих способностей, в частности песенном творчестве, можно добиться лишь при условии развития определенного уровня музыкальности у ребенка, в частности музыкального слуха Большую помощь в этом могут оказать музыкально-дидактические игры для детей.

Существуют игры: на различение звуков по высоте: «Птица и птенчики», «Чей домик?», «Где мои детки?» — в младшем возрасте, «Ступеньки», «Найди нужный колокольчик», «Три поросенка» – в старшем возрасте; на развитие чувства ритма: «Что делают дети?», «Прогулка» – у малышей, «Наше путешествие», «Определи по ритму», «Выполни задание» – у старших дошкольников;

на развитие тембрового слуха: «Наш оркестр», «Определи инструмент», «На чем играю»;

на развитие диатонического слуха: «Громко — тихо запоем», «Громкие и тихие звоночки».

Работу над песенным творчеством можно разделить на три этапа:

1) Речевой этап. Голосовой аппарат в дошкольном возрасте только формируется,

и для музыкального развития необходимо развитие слуховокальной коорди-

нации через речевой этап. Почему речевой? Потому что музыка в звуковысотной интонации ближе всего к речи. Репертуаром для творческих заданий по развитию музыкальной речи могут быть русские народные потешки, попевки, яркие и образные, они изображают птиц, зверюшек.

Если педагог проводит подобную работу, то в отчетах и самоанализах обязательно должен указать о взаимодополнении образовательных областей «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»(в эту область входит музыкальное развитие дошкольников) в соответствии с ФГОС дошкольногообразования.

Для восприятия метра и ритма речи подбираются стишки, где чётко прослуши-вается метрЛю-ли, лю-ли, лю-ли, при-ле-те-ли гу-ли. Это могут быть любимы стихи детей, которые они смогут повторять в само-стоятельной деятельности:Зай-ку бро –си- ла хо -зяй -ка, под дож- дём о -стал -ся зай- ка

Задача — побуждать детей выразительно, образно прочитывать тексты упражнений и стихов.

2) Вокализация стихов или речь нараспев – промежуточное звено между речью и пением. Это необходимый этап в работе над вокалом. А ещё и оздоровительные упражнения.

При вокализации стихов за счёт пропевания гласных, формируется певческое дыхание, а также правильная осанка. Для этих упражнений очень подходят детские стихи (Мишка косол-а-а-апый по лесу идёт,Шишки собира-а-ает, песенки поёт. Мишка идёт ме-е-едленно, вперева-а-алочку, ему трудно наклониться, он тяжё-о-олый) и сказки в стихах, такие, как «Муха-цокотуха», «Чудо-дерево», «Тарака-нище» К Чуковского и т. п. Это благодатная почва для проявления творчества.

3) Собственно песенное творчество. Можно выделить такие направления:

а) задания на звукоподражание – это передача звуков окружающего мира. С самого раннего возраста ребёнок подражает лаю собаки – гав, гав, мяуканью кошки – мяу-мяу. Звуковая импровизация ему понятна и очень интересна:Муз. руководитель: Сели куры на забор

И пустились в разговор:Ребё нок:Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!Педагог подсказывает ребёнку звуковысотность импровизации, тем самым способствует формированию звуковысотного слуха.

Муз. руководитель: Котятки, котятки, Малые ребятки. Дети: Мяу, мяу!Муз. руководитель: Мы все подрастём, За мышатами пойдём. Дети: Пи-пи-пи! Используя в одном стихотворении две импровизации, можно выстроить их по принципу динамического контраста: котята мяукают громко, а мышки пищат тихо, чтобы котята их не нашли. Игра «Эхо», когда один ребенок или педагог пропевает свое имя, остальные хором повторяют. б) вопросно-ответные импровизации. Самый простой и понятный ответ – назвать своё имя, поздороваться, попрощаться:Как тебя зовут? – Катя.

До свидания, дети! – До свидания. Здравствуйте, ребята! – Здравствуйте!Можно предложить следующие музыкальные приемы :1. Предложить детям по-своему допеть знакомую попевку. («Зайка, зайка, где бывал?», «Что ты хочешь, кошечка?», «Играй, сверчок»)

2. Сочинить музыку на знакомую потешку, стихотворение. («Наша Таня громко плачет», «Зайку бросила хозяйка»).3. Внесение игрушки. Педагог предлагает исполнить плясовую, марш или ко-лыбельную для куклы. 4. Записка или поздравление маме, герою из мультика. (Желательно зафик-сировать на магнитофон).5. Сочинение контрастных мелодий на заданный текст с целью развития ладового чувства – минора и мажора. («Солнце ярко светит, весело на свете» и «Дож-дик льет как из ведра, загрустила детвора» – это «Веселая» и «Грустная песенка» В. Агафонникова.

6. Музыкальные импровизации на тему знакомых сказок. Лучше брать простые и короткие сказки – «Теремок», «Репка», «Курочка ряба» и т. д.

Уважаемые музыкальные руководители! Надеюсь, что предлагаемые рекомендации будут интересны, а дети будут успешнее импровизировать –ведь детское песенное творчество – это гимн импровизации. Желаю всем творческих успехов!

Методические рекомендации по созданию педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности.

.

Рекомендации для родителей:

• чаще обращаться за помощью к музыкальному руководителю ДОУ по возникающим вопросам относительно развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности и создания условий для развития музыкального творчества в семье.

• каждой семье по возможности приобрести детский музыкальный инструмент, пополнить домашнюю фонотеку произведениями классической музыки для обогащения музыкальных впечатлений и специально рекомендованными музыкальным руководителем музыкальными произведениями для развития музыкального творчества детей.

• желательно чаще посещать детский музыкальный театр, концерты, предназначенные для детей с последующим обсуждением увиденного в семье. Необходимо учить детей слушать музыку и высказываться о ней.

Для наиболее эффективного развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности,обратить внимание родителей на развитие основных музыкальных способностей детей : ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Также необходимы творческие задания, которые позволят каждому ребёнку в зависимости от своих способностей заниматься музыкальным творчеством.

Творческие задания, игры и упражнения рекомендации родителям

ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

Игровые задания для развития предпосылок

песенного творчества у детей 2-4 лет.

«Игра с машиной».

Взрослый предлагает ребенку поиграть с автомобилем. Ребенок возит его и гудит: «Би-би-би!» Взрослый дает малышу разные по величине машины, предлагает показать, как гудит большая и маленькая машина, повторяет наиболее удачные сочетания звуков, отличающихся по высоте.

«Игра с птичкой»

Ребенку предлагают игрушечные птички разной величины. Взрослый просит показать, как споет каждая птичка на слог «ку-ку» (так, чтобы звучание менялось по высоте соответственно величине игрушки).

«Игра с лошадкой»

Взрослый просит ребенка показать, как скачет небольшая игрушечная лошадка, проговаривая «цок, цок» в разном темпе и ритме. Дать пояснения: лошадка сначала скачет торопливо, а потом идет медленно, устало.

«Колыбельная кукле»

Взрослый предлагает ребенку покачать куклу, напевая ей колыбельную на слог «баю». Сам слушает и подпевает, закрепляя сочиненную ребенком интонацию.

«Кукла танцует»

Взрослый просит ребенка показать, как кукла танцует или шагает, напевая свою интонацию на слог «ля».

Примечание. Предлагаемые и подобные игры являются предварительным, первоначальным этапом формирования музыкально-творческих проявлений у детей. На этом этапе ставится цель: развивать у детей ориентацию в различных свойствах музыкального звука через игру, в которой ребенок комбинирует музыкальные звуки, отличные друг от друга по высоте, длительности, динамике.

Игровые задания для развития

песенного творчества у детей 5-7 лет.

* Попросить ребенка петь, самостоятельно находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок и т. д., то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка и т. д.).

* Импровизировать простейшие попевки, подражая звучаниям горна (тра-та-та).

* Играть на металлофонах самим придуманные сочетания интонаций и ритмов и попытаться воспроизвести их в пении.

* Петь свое имя (или другие имена) на 2-х звуках, передавая разнообразные интонации.

* Вести певческую перекличку. Взрослый «Ау, где ты?» Ребенок отвечает: «Я здесь». Затем очередность меняется. Придумываются новые интонации.

* Импровизировать мотив из 2-3-х звуков на слоги «ля-ля», взрослый или другой ребенок придумывает свой мотив. Идет соревнование: кто больше придумает попевок.

* Закончи мелодию.

Чтобы выполнить игровое задание для развития творчества в пении, дети должны запомнить текст. Затем им предлагается послушать песню в исполнении взрослого, которая поется не до конца, и закончить ее, пропевая недостающие в конце звуки.

В дальнейшем могут предлагаться только тексты, где и вопрос взрослого и ответ ребенка постоянно варьируются. Например:

«Что-то Машеньки не слышно?»

«Погулять, наверно, вышла!»

«Пчела жужжит», слова А. Гангова, музыка Т. Ломовой.

У пчелы полно хлопот.

Добывать ей надо мед.

Над цветком пчела кружит,

Про дела свои жужжит:

«Жу-жу-жу, жу-жу-жу». (2 раза).

Детям предлагается послушать песню, высказаться о ее характере. Взрослый должен спеть звукоподражание, используя различные варианты, а затем дать ребенку задание нарисовать пчелку и придумать свою «песенку пчелы» на слоги «жу-жу-жу».

«Пароход гудит», слова А. Гангова, музыка Т. Ломовой.

Машет с пристани народ, отплывает пароход.

Отплывает пароход, над рекой гудит гудок.

«У-у! У-у! У-у! У-у!».

Предложите детям послушать песню, обратите их внимание на то, что звукоподражание построено на двух контрастных звуках (низком и более высоком). Взрослый пропевает звукоподражание, меняя ритмический рисунок. Затем предлагает ребенку нарисовать пароход и придумать свою песенную интонацию на звук «у»

«Мишка», слова А. Барто, музыка Т. Бырченко.

Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу, потому что он хороший.

Предложите ребенку послушать песню в исполнении взрослого. Затем задание выполняется ребенком самостоятельно. Необходимо предварительно обговорить настроение самого поэтического текста и мелодии, его отражающей.

«Самолет», слова и музыка Т. Бырченко.

Что там в небе летит?

Что там в небе гудит?

У-у-у, у-у-у, у-у-у, у-у-у.

Взрослый знакомит детей с песней и показывает, как можно по-новому спеть окончание мелодии, меняя 2-3 раза ритмический рисунок и мелодию. Предлагает детям по-разному спеть музыкальную фразу на звук «у».

* Сочини песню.

Детям предлагается текст для импровизаций. Они запоминают его наизусть. Взрослый сначала может пропеть свой вариант сочинения, затем просит детей поискать свои. Следует разобрать предварительно содержание текста, чтобы подбор необходимых интонаций отмечался осмысленностью. Если у ребенка возникают затруднения при сочинении всей мелодии к тексту, можно упрощать задания, предлагая найти свое мелодическое окончание, соответствующее настроению и ладовой окрашенности песни. Например, в колыбельной пропеть «мамину» песню на звук «а».

«Колыбельная».

Мама Валечку качала

И, качая, напевала:

А-а-а, а-а-а…

Н. Френкель.

«Марш» А. Шибицкая.

Кто шагает ряд за рядом?

Это мы идем отрядом.

«Осенью»

Улетают птицы вдаль,

Расставаться с ними жаль.

«Весной»

Весенний день звенит!

Встречай, скворец летит!

«Плясовая»

Я притопну каблучком, я махну платочком,

Полечу я ветерком, закружусь листочком!

«Веселая песенка» А. Ганчева.

Солнце ярко светит, весело на свете.

Тра-ля-ля, ля-ля, ля-ля., весело на свете!

«Грустная песенка»

Дождик льет как из ведра,

Загрустила детвора.

«Музыкальное лото».

Играющим раздаются карточки с изображением 2-3 картинок ( на картинках могут быть нарисованы: зайка, белка, цыпленок, машина, пароход, картины природы и т. д.). Картинки-дубликаты находятся у ведущего.

Ход игры. Ребенок, выбравший одну, две карточки должен сочинить по содержанию картинки на карточке песню на заданный текст из одной, двух, трех строчек. Ведущий читает текст:

Рыжий маленький зверек

По деревьям прыг да скок.

Ребенок, у которого на карточке рисунок белочки, пробует сочинить попевку, после чего получает от ведущего карточку-дубликат и закрывает на карточке белочку. Затем ведущий читает следующий текст на новой картинке, игра продолжается. Если же у ребенка не получилось ни мелодии, ни ритма, ведущий оставляет картинку-дубликат у себя, а игра продолжается дальше.

Дети быстро запоминают тексты и вскоре могут играть в игру самостоятельно, без участия взрослого. Здесь уже можно ввести правила игры: кто первый закроет карточку (не менее двух картинок, тот становится ведущим. Стишки-попевки можно взять из детских песенок, стихов. Например:

Утром на опушке квакали лягушки.

«Осень»

Взрослый читает стихотворение И. Токмаковой «Осенние листья» и предлагает подумать, каким настроением проникнуто стихотворение:

Опустел скворечник, улетели птицы,

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Ветер листья с веток разогнал по свету:

Липовый, березовый, красный, разноцветный.

Попросите сочинить песню на этот текст. Сначала можно импровизировать, не используя никакого музыкального инструмента, то есть только петь. А затем, чтобы украсить мелодию, хорошо подыграть себе на каком-нибудь ударном инструменте (пусть его выберет сам ребенок). Напомните юному композитору, что в песне обычно бывает вступление и заключение.

«Времена года в цвете и звуке»

Это интересное задание для развития у детей творчества и воображения предлагает педагог Е. И. Юдина. Заключается оно в следующем. Нужно нарисовать четыре крупных прямоугольника, озаглавить их «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Теперь надо закрасить каждый прямоугольник каким-то одним цветом, который больше всего подходит к данному времени года. Лучше использовать для этого акварель. Задание можно видоизменить, закрасив прямоугольники не одним каким-то цветом, а сочетаниями разных цветов, подходящих к данному времени года. Может, это будут разноцветные линии, черточки, круги, цветовые пятна.

Теперь, глядя на свои творения, ребенок, проявив фантазию, должен спеть «зимний», «летний», «весенний», «осенний» напевы. Неважно, со словами они будут или без слов. Кстати, можно при этом аккомпанировать на чем угодно (барабане, щелкать пальцами, хлопать в ладоши и т. д.).

Чтобы легче было выполнить игровое задание, можно представить себя в жаркий день купающимся в реке, издавая нужные возгласы и звуки. Можно вспомнить, как чувствует себя человек хмурой осенней порой, кутаясь от дождя в теплый плащ и провожая взглядом улетающую стаю птиц. Будет ли в этом случае напев таким же радостным и восторженным, как первый? А что бывает, когда мороз больно пощипывает озябшие руки? Чем отличается весеннее настроение, когда ярко начинает зеленеть трава, везде распространяются запахи тополиной листвы и солнце совсем по-иному греет землю? Если зима, весна, лето, осень запомнились как-то по-другому, значит это тоже должно отразиться в четырех коротких напевах.

Уважаемые родители! Предлагаемые рекомендации будут своевременны и актуальны в развитии музыкального творчества ваших детей!Успехов!

Публикации по теме:

ФГОС. Требования к условиям и проблема реализации основной образовательной программы дошкольного образования Стандарт базируется на Федеральном законе об образовании в Российской Федерации, вступившим в силу 1 сентября 2013 года, где дошкольное.

Интеграция ОО «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Работа с родителями Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В РФ происходит модернизация системы образования.

Анализ игровой среды в средней группе современного дошкольного образовательного учреждения с учётом требований ФГОС «Анализ игровой среды в средней группе современного дошкольного образовательного учреждения, с учётом требований к развивающей среде ФГОС.

Календарно-тематическое планирование с учётом требований ФГОС для детей логопедической группы 5–6 лет по теме «Фрукты» Лексическая тема «Фрукты»(для логопедической группы 5-6 лет)Автор: Ткачева Наталья Петровна, воспитатель логопедической группы МБДОУ "Детский.

Обобщение опыта по теме «Организация предметно-развивающей среды в группе в свете требований ФГОС дошкольного образования» Обобщение опыта по теме «Организация предметно-развивающей среды в группе в свете требований ФГОС дошкольного образования» Экологическое.

Паспортизация кабинетов и групп ДОУ как средство формирования условий реализации требований ФГОС до Вопрос создания развивающей предметной среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что ФГОС.

Перспективное планирование с учётом ФГОС дошкольного образования «Водный, воздушный транспорт» Тема Водный, воздушный транспорт Цель: закреплять знания детей о транспорте; уточнить понятия: транспорт водный, воздушный. Продолжать расширять.

Разработка одного дня в соответствии с ФГОС дошкольного образования на основе комплексно-тематического планирования Проект недели «Такие разные птицы»: Тема дня «Перелетные птицы», группа Составляю таблицу, у которой по горизонтали располагаю 5 колонок,.

Реализация ФГОС дошкольного образования в практической деятельности музыкального руководителя РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ музыкального руководителя д/с №169 "Лесная сказка" г. Тольятти Самыловой.

Создание предметно-развивающей среды с учётом требований ФГОС в группе предшкольного (старшего дошкольного) возраста 1 слайд. Создание предметно - развивающей среды в группе предшкольного (старшего дошкольного) возраста МОУ Городская основная общеобразовательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологии планирования и реализации музыкального образования в ДОО с учётом требований ФГОС
Опубликовано: 16 марта 2016 в 16:39
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологии планирования и реализации музыкального образования в ДОО с учётом требований ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Леонидовна (УИ 116630) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД