Чеканникова Ирина Сергеевна
Театральная деятельность, как средство развития творческих способностей детей
«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей».
Цели профессионального развития
- Развитие профессиональных компетенций воспитателя в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
- Овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.
Публикация «Театральная деятельность, как средство развития творческих способностей детей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Овладение профессиональными навыками по формированию у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности.
Актуальность темы: Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда внедрены Федеральные государственные образовательные стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками, очень важной остается задача приобщения детей к театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет активизации словарного запаса, совершенствует звуковую культуру речи, ее грамматический строй, артикуляционный аппарат. Анализ практики дошкольного образования показывает, что в настоящее время на всех этапах становления педагогики проблема развития детского творчества, имеющая большое педагогическое и социальное значение, не теряет своей актуальности, поэтому одной из важнейших задач является создание такой системы общественного образования и воспитания, в основе которой лежит формирование творческого типа мышления, развитие творческих качеств личности. Одним из путей, по которому развивается детское творчество, является мир искусства, генетической основой художественного творчества – детская игра. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.
Театрализованная деятельность - как средство развития творческих способностей детей.
Цель: Создание условий для развития творческих способностей детей посредством различных видов театра.
Задачи:
Обучающие: обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика, учить имитировать характерные движения героев сказок.
Развивающие : Развитие творческих способностей детей средствами театрального
искусства; развивать познавательный интерес к театральной деятельности; навыки общения и коллективного творчества; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; формировать у детей простейшие образно-выразительные умения.
Воспитывающие: воспитывать любовь к театру, интерес к театральной деятельности.
Поставленные задачи достигаются при использовании следующих методов организации учебно-познавательной деятельности :
- словесные (объяснение, рассказ новой темы) ;
-наглядные (таблицы, схемы, рассматривание иллюстраций) ;
-практические (выполнение этюдов, упражнений, заданий на сцене, пение вокальных произведений, исполнение танцев) ;
- развивающие (упражнения на развитие творческих способностей).
Формы организации детей
Подгрупповая – сплочение детей в единый коллектив, выполнение заданий всеми детьми.
Индивидуальная – выявление индивидуальных особенностей каждого
ребенка.
Парная – «пристройка» к партнеру, чувствование и понимание его на «сцене».
Размышляя над вопросом о развитии творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста, я пришла к выводу, что развивать эти способности можно использовав театрализованную деятельность.
Этот вид деятельности помог мне развить интересы и способности детей, научил ребят преодолевать робость, застенчивость и неуверенность в себе. Театральная деятельность способствовала общему развитию детей, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, развитию ассоциативного мышления, эмоций при проигрывании ролей.
Моей задачей было - стимулировать желание детей включаться в спектакль. Я включила в процесс освоения детьми мини постановки по текстам народных сказок.
Благодаря системным занятиям у детей развивается активная речь и вырабатываются игровые умения, а в актерской игре многие дети стали самостоятельно использовать: мимику, жесты, силу и тембр голоса, темп речи. Моя работа с детьми младшего возраста направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации. Постепенно дети включаются в процесс игрового общения с театральными куклами. Куклы помогают нам в течении всего дня проведённого в детском саду. Клоун Клёпа во время обеда следит, чтобы дети хорошо ели, ходит на прогулки с детьми, создаёт проблемные ситуации на занятиях.
Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый хочет сыграть в ней свою роль. В игре он получает не только информацию об окружающем мире, но учиться жить в этом мире, строить взаимоотношения.
В работе с детьми я использовала:
• Многоперсонажные игры-драматизации по текстам сказок с элементами волшебства, о животных «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Три медведя», «Заюшкина избушка».
• Подвижные игры с речевым сопровождением.
Дети очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами.
Например, подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька».
• Игры – подражания с речевым сопровождением, в которых дети упражняются в отчётливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.
«Птичий двор»
Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,
Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,
Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»
Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,
А наш Петя-петушок рано-рано поутру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»
В течении года в группе проводилось много развлечений и праздников, среди них очень запомнилось театрализованное представление «Бабушка Загадушка», «Все игрушки очень рады детям нашего детсада», праздник «Елочка -красавица», «Мамин праздник».
За счет освоения в системе театрализованной игры у многих детей расширился игровой опыт, связная речь, улучшилась интонационная выразительность, появились умения, направленные на позитивное взаимодействия с другими участниками игры. Также умение договариваться, разрешать конфликтные ситуации самостоятельно.
Таким образом, театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость, вызывает активный интерес, увлекает, создаёт психологический комфорт пребывания детей в дошкольном учреждении.