Алиса Мухаметзянова
«Театрализованная деятельность» Консультация для педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
"Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей…"
(Б. М. Теплов)
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей является театрализованная, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания.
Публикация «„Театрализованная деятельность“ Консультация для педагогов ДОУ» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Анализ современной практики дошкольного образования позволяет сделать вывод о том, что все больше внимания уделяется педагогами раскрытию потенциальных возможностей ребенка, его скрытого таланта средствами театрального искусства.
В настоящее время появилось немало парциальных программ воспитания и обучения дошкольников в процессе театрализованной деятельности, что является чрезвычайно актуальным с точки зрения творческого подхода к развитию личности. Рассмотрим некоторые из них.
Программа по организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников «Арт-фантазия» Э. Г. Чуриловой.
Цель программы развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в гармонизации отношения ребенка с окружающем миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний.
Программа «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр» Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович.
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его индивидуальности. В ней систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано их распределение в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства.
Программа «Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханевой.
Программа способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей. В соответствии со склонностями и интересами детей организована работа студий: «Кукольный театр – малышам», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и др.
Программа «Театрализованная деятельность в детском саду» Е. А. Антипиной.
Цель программы – развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.
Виды театров
Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.
Настольный театр картинок. Персонажи и декорации – картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.
Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.
Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
Игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры. Однако режиссерская игра, включая такие составляющие, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, является онтогенетически более ранним видом игр, чем сюжетно-ролевая, так как для ее организации не требуется высокого уровня игрового обобщения, необходимого для сюжетно-ролевой игры (С. А. Козлова, Е. Е. Кравцова).
Классификация театрализованных игр
Существует множественность точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность. Театрализованную игру можно разделить на две группы: драматизации и режиссерские.
В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли. В игре- драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.
Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.
Виды игр - драматизаций
Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.
Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.
Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.
В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.
В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения (Е. Е. Кравцова). «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой.
Озвучивание сказок
Подыгрывание на музыкальных инструментах при рассказывании даже самой простой, давно известной ребенку сказки откроет увлекательный мир музыкального творчества.
Далее предложить педагогам озвучить сказку.
Сказка «Курочка Ряба»
Жили-были дед да баба (музыкальная шарманка, и была у них курочка Ряба.
Снесла однажды курочка яичко, да не простое (удар деревянными ложками, а золотое (удар по пластинке металлофона).
Дед бил, бил — не разбил (удары по барабану).
Баба била, била — не разбила (удары по бубну).
Мышка бежала, хвостиком махнула (игра на колокольчике) — яичко упало и разбилось (глиссандо на металлофоне снизу вверх!
Плачет дед, плачет баба (размеренные удары по треугольнику). А курочка им говорит (частые удары по треугольнику):
«Не плачь, дед (размеренные удары по треугольнику, не плачь, баба (частые удары по треугольнику). Я снесу вам яичко другое, не золотое (удар по пластинке металлофона, а простое (удар деревянными ложками)».
ЛИТЕРАТУРА
1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
2. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
3. Ботнарь В. Д., Суслова Э. К. Игры-драматизации – основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 3.
4. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
5. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999. - №11.
6. Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. -метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006.
7. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети».-М. : АРКТИ, 2004.