Юлия Кобзарева
Консультация для педагогов «Самостоятельная деятельность детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Самостоятельная деятельность детей раннего возраста.
Самостоятельная деятельность детей раннего возраста разнообразна : сюжетно – ролевые игры, строительные, дидактические игры, предметная деятельность, движения, ориентировочно – познавательная деятельность, наблюдения, рассматривание книг, картинок, изобразительная деятельность, самообслуживание, выполнение практических поручений взрослого.
Для правильной организации самостоятельной детской деятельности педагогу прежде всего необходимо соблюдать ряд общих условий:
Публикация «Консультация для педагогов „Самостоятельная деятельность детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Темочки
1. Освободить достаточно времени для деятельности.
2. Создать достаточный простор для движения и обстановку для всех остальных видов деятельности.
3. Обеспечить подбор материала для детей по всем видам деятельности.
4. Правильно расположить игровой материал в групповой комнате.
5. Во время деятельности целесообразно, чтобы на данном возрастном этапе воспитатель использовал индивидуальное общение с ребенком; при этом он может использовать такой прием воздействия, который больше соответствует уровню развития и индивидуальным особенностям малыша.
6. Необходимо обеспечить правильное руководство всеми видами деятельности.
Руководя самостоятельной деятельностью детей, воспитатель направляет свое внимание прежде всего на то, чтобы все малыши были заняты и находились в бодром, спокойном состоянии.
Для того чтобы сюжетная игра была разнообразной по своему содержанию, необходимо иметь игрушки, различные атрибуты, которые помогают ребенку отразить свои впечатления.
Для развития сюжетной игры детям необходимы разнообразные впечатления. Детские впечатления пополняются на тематических экскурсиях, во время наблюдений (в кабинете врача, на кухне, за работой дворника, няни на группе). Во время экскурсии и наблюдений воспитатель обращает внимание малышей на главное, существенное. Тем самым он помогает ребенку не только запомнить то, что он видит, но и разобраться во взаимосвязи между действиями, во взаимоотношениях взрослых. Полученные впечатления дают ребенку материал для новых сюжетных игр.
В раннем возрасте, важным средством для обогащения содержания игры являются социально организованные воспитателем показы – инсценировки. Они помогают детям понять хорошие дела и плохие.
Особое место в самостоятельной деятельности детей занимают сюжетные игры со строительным материалом. Наборы строительного материала желательно дополнять игрушками (куклы, животные. птицы. машинки). Играя со строительным материалом, ребенок закрепляет и совершенствует умения, которые приобрел. Этот вид деятельности используется также для ознакомления ребенка с формой предметов, для развития пространственных отношений. На ряду со строительным материалом детям раннего возраста можно давать и простые конструкторы, с помощью которых ребенок может делать несложные постройки, например башню из деталей конструктора, соединяющихся способом сцепления.
Полезно давать в самостоятельное пользование малышам дидактические игры. Играя, ребенок уточняет знания свойств предметов – цвет, форму, величину.
В работе с детьми раннего возраста широко используются книги, серии картинок для воспитания самостоятельно пользоваться книгой, картинками. Рассматривать изображения, рассказывать по ним, бережно, аккуратно относиться к книгам, после рассматривания убирать их на место.
Для закрепления навыков изобразительной деятельности малышам в самостоятельное пользование можно давать мел и доску в группе, на улице на прогулке.
В самостоятельной деятельности ребенка особое место должны занимать действия, способствующие формированию элементарной трудовой деятельности, связанной в основном с самообслуживанием и выполнением некоторых поручений. Малыш совершает их с большим удовольствием.
Чтобы ребенок самостоятельно выполнял трудовые поручения и применил свои навыки и умения в самообслуживании, используем четыре ступени.
1. Воспитатель объясняет и показывает действие.
2. Выполняет действие вместе с ребенком.
3. Ребенок выполняет действие с словесным указанием воспитателя.
4. Ребенок самостоятельно выполняет действие.
А также используются схемы последовательного выполнения действий. В период раннего возраста необходимо научить детей самообслуживанию. Что в свою очередь является самостоятельной деятельностью детей. Проявление такой самостоятельности ребенка, в коллективе даст ему свободу, психическое и физическое равновесие, повышает компетентность ребенка, самоуважение.
Взаимодействие с родителями, важная составляющая общей работы над развитием самостоятельности детей раннего возраста.