Елена Нутрихина
Танцевально-музыкальная терапия в работе с детьми на занятиях по хореографии
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: преподаватель хореографии МБУ ДО «ДШИ им. А. А. Бойцова»,І квалификационной категории Нутрихина Е. Н.
п. г. т. Умба
Танцевально-музыкальная терапия в работе с детьми на занятиях по хореографии
В современном обществе социальная ценность человека является главным показателем его успешности, но большие перспективы открыты в первую очередь здоровым людям. *В наше неспокойное время ребёнок подвержен постоянным стрессам. Едва ли можно усомниться в том, что образовательные учреждения, в частности, школы являются местом, где ребенок получает наибольшее количество стрессов, а порой и психологических травм (требование дисциплины на уроке, ограниченное пространство, оценочная стимуляция, возрастание нагрузки, так и в неблагополучной домашней обстановке (чрезмерная требовательность или наоборот недостаточное внимание).
Публикация «Танцевально-музыкальная терапия в работе с детьми на занятиях по хореографии» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Хореография, ритмика. Конспекты занятий
- Темочки
В то же время давно установлено, что такого рода переживания, равно как и физические негативные ощущения, оставляют на теле человека отпечатки, что связано с наличием у нас так называемых "запоминающих зон". Всё это вызывает внутреннее напряжение, а любое внутреннее напряжение требует разрядки.
*На подсознательном уровне ребёнок пытается выплеснуть все накопившиеся эмоции, дать волю своему телу подвигаться, разрядиться. Если мы обратим внимание на маленьких детей, то увидим с какой грацией и непосредственностью они ведут себя, передавая свои переживания и общаясь с миром посредством движения. *Чем старше становится ребенок, тем больше снижается его двигательная активность. В результате переживаний и эмоциональных проблем возникают психологические зажимы на теле. *Выражаются они не только в скрытности, робости и замкнутости, но и в сутулости, зажатости, пассивности и малоподвижности. Порой дети даже не могут от души посмеяться.
* Дети борются с перенапряжением тремя путями:
1) находятся в постоянно сконцентрированном состоянии, что отражается в их походке, в мышечном напряжении;
2) расслабляются настолько, что не слушают учителей, могут ходить во время урока, на переменах снимают агрессию в драках друг с другом; и вместе с тем боятся отвечать на уроках, получить плохую оценку.
3)демонстрируют полное безразличие как к учебе, так и к жизни вообще. Они спокойны, не мешают учителям, не бегают на переменах, а в их дневниках преобладает оценка "удовлетворительно".
Учителей более всего беспокоит агрессивное поведение детей, но хронические стрессы приводят и к вегетативным функциональным расстройствам, и даже к органическим изменениям внутренних органов.
Как помочь высвободить негативную или накопить нужную энергию, использовать последнюю для улучшения физического и психического состояния организма - с этим следует обратиться к музыке.
*С давних времё н известно: музыка - мощнейший источник энергии, влияющий на человека. Музыкальное искусство, помогает освобождать творческую энергию. Об исцеляющих возможностях, как музыкального искусства, так и других видов искусств известно с древнейших времен. *Музыкотерапия – наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет, чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.
В античной Греции Пифагор, Платон, Аристотель считали, что музыка поддерживает гармонию не только во всей Вселенной, но и восстанавливает её в человеческом организме. Аристотель считал, что музыка по своей природе принадлежит к числу тех предметов, которые «доставляют приятное» и предлагал подкреплять интерес к выполняемому делу приятным музыкальным сопровождением.
В процессе размышлений он приходит к следующему заключению: «. Музыка способна оказать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи».
*Танцевальное искусство зародилось в недрах усложняющейся человеческой психики и стало внешним проявлением потребности человека в определённого рода телодвижениях. С такими потребностями мы встречаемся постоянно. *Например, после долгого сидения за столом, хочется встать, потянуться, размять ноги. Мы делаем это рефлекторно, на уровне инстинкта, даже не задумываясь. Мы попросту гораздо лучше себя чувствуем.
Помимо инстинкта и естественных рефлексов, человек обладает био-механической памятью. Он способен запоминать понравившиеся телодвижения, после которых чувствует себя гораздо бодрее, и может воспроизвести их. Человек не может жить без мышечного движения! Если какой-то орган, в силу тех или иных причин, определённое время бездействует, то он неизбежно атрофируется. Человеку нужно движение, чтобы жить. *Например, если после трудовых будней попадаешь в дискотечную атмосферу, то потанцевав от души, ты ощущаешь радость, удовольствие, а самое главное - душевный подъём, энергетический импульс, который наполнит новыми силами.
При прослушивании танцевальных ритмов так и хочется пуститься в пляс. *А танцы, как разновидность двигательной активности, оказывают исключительно положительное влияние на работу сердца и состояние мышечного аппарата. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. *Движение и танец, помогают ребёнку быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также даёт определённый психотерапевтический эффект.
Древнегреческие рукописи гласят: "Музыкальное воспитание - самое мощное оружие, поскольку ритм и гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души". И здесь необходимо задуматься и родителям и учителям, что музыка - это не только развлечение, но и хорошее средство для воспитания психически здоровых детей.
*«Танец и музыка неразделимы» - это изречение имеет под собой не поверхностный, а глубокий смысл. Речь идет не только о взаимовлиянии выразительных средств данных видов искусства, а о возможном потенциале их взаимодействия. Учителя того времени были твердо убеждены, что для формирования творческой, гармонически развитой личности необходимо всестороннее образование. В начале XX века эти положения оформились в концепцию.
Швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак Далькроз разработал систему музыкально - ритмического воспитания, которая до сих пор является одной из самых известных и популярных методик музыкального образования в мире. По мнению Жака Далькроза, ритмическая гимнастика призвана раскрепостить творческую энергию человека и через движение под музыку влиять на развитие музыкальных способностей. Его идея основана на том, что человеку присуща природная склонность к ритму, которая выражается в непроизвольных движениях на услышанную музыку. Тело человека Жак Далькроз считал уникальным инструментом, отзывающимся на звуки музыки: чем совершеннее пластика движений под музыку, тем тоньше сопереживание человека музыкальным образам. Физические упражнения помогают освоить не только азбуку движений, но и соотносить эти движения адекватно звучанию музыки.
Посредством общения с музыкой и танцем дети учатся познавать мир и самих себя, а занятия танцами не только развивают музыкальность, но и помогают воспитать внимание, волю и коммуникабельность. Если у ребенка развито чувство ритма, музыкальный слух и если он при этом подвижен, эмоционален и артистичен, его смело можно определять на занятия детскими танцами.
Занятия любым видом танцев – помогают ребёнку выработать естественную грацию движений, гибкость, ловкость, пластичность и координацию, способность выражать чувства и эмоции через танец. В процессе занятий дети также учатся правильно воспринимать и чувствовать музыку. Танцы способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации. Занятия танцами помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества, как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными. Начиная заниматься танцами в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим.
Уроки танца, сами по себе способные подарить чувство свободы, радости и раскрепощенности, выстроенные с использованием некоторых специальных техник и упражнений, становятся незаменимым материалом для борьбы с такими психологическими зажимами. *В этом случае урок танца начинает выполнять функцию арт-терапии и способен решать следующие задачи:
-помощь в тренировке расслабления и концентрации;
-развитие креативности внутреннего "Я";
-развитие творческого воображения;
-снятие напряженности в отношениях в классе;
-тренировка умения слушать и слышать других;
-снятие телесных напряжений;
-развитие коммуникативности;
-интеллектуальное развитие в области таких видов искусств, как танец и музыка;
-выявление проблем у отдельно взятого ребенка и у класса в целом;
-корректировка проблем отдельно взятого ребенка и класса в целом.
Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога - хореограф и концертмейстер. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно концертмейстер исполняет музыку, доносит ее содержание до детей.
Музыка и танец в своем гармоничном единстве - прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания. Необходимо, чтобы уже с первых шагов начинающий танцор воспринимал музыку и хореографию в их единстве, привыкал ощущать присутствие музыки в каждом движении и откликаться своим исполнением на изменение её интонаций, практически постигая связь музыки и хореографии, чтобы изучение и отработка элементов танца шла с эмоциональной окраской каждого движения.
*Задача педагога – помочь ребенку ощутить свободу, раскованность в движении, дать ему возможность полнее развернуть свою индивидуальность, показать заложенные в нем возможности.
Поскольку я являюсь преподавателем хореографии, я решила, что именно через хореографию я смогу передать, насколько возможно, предотвратить в детском возрасте возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим, ибо музыка и танец в своём гармоничном единстве - прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей.
*В этой связи хотелось бы особо сказать несколько слов относительно классического танца. Дело в том, что существует точка зрения, согласно которой он мешает раскрытию чувств, так как его вытянутые строгие формы требуют заучивания. Однако мне кажется вполне целесообразным применять его в танцевальной терапии, ведь именно этот вид танца заставляет концентрироваться на своем теле, прислушиваться к нему. Не случайно американский терапевт Э. Зигель считал, что техника классического танца ведет к гармонии тела и души. По нашему мнению сочетание на уроках изучаемых элементов классики и импровизации могут стать оптимальной и эффективной формой танцевальной терапии. И здесь основным орудием для нас конечно станет танцевальная игра-импровизация. Объединяя танец и игру, своей основной целью она имеет помочь детям развить и открыть свои тело и душу, переработать напряжение чувств.
Довольно часто начинающие танцоры испытывают стеснение при выходе на сцену. Большое количество зрителей приводит их в замешательство. Некоторые дети ощущают своего рода стресс, исполняя танец на публику. Лица таких танцоров чрезмерно напряжены, а тело скованно и не может в полной мере отразить все задумки педагога - хореографа.
*Импровизация поможет справиться со стеснением. Это отличный способ раскрепостить внутренний зажим у детей танцевального коллектива. Его основой являются небольшие уроки импровизации во время учебного процесса.
Для меня как хореографа очень важно правильно организовать учеников и вовлечь их в танцевальную импровизацию, способную раскрыть потенциал каждого танцора.
Что такое импровизация? Это метод творчества, предполагающий создание произведения в процессе свободного фантазирования, экспромтом. В импровизации нет разделения функций сочинителя и исполнителя - они образуют органическое единство и осуществляются одновременно. Моя предварительная работа, в связи сложившейся ситуацией (отсутствие концертмейстеров, заключается в следующем: подобрать музыкальную композицию определённого жанра (народную, классическую, современную и эстрадную).
Перед запуском подготовленного музыкального сопровождения необходимо объяснить детям задачу. Она состоит в том, что дети прослушивают музыку и, «услышав» ее, приступают к танцу. Это будет их собственный танец - импровизация внутренних ощущений. Ученики не должны оставаться на одном месте, предполагается движение по залу. Участвуют в этой композиции все присутствующие одновременно.
*Возможно взаимодействие одного, двух, трёх танцоров – это тоже важно рассказать исполнителям. Может они в процессе раскрытия создадут общий танец. В самом начале таких занятий, дети часто бывают зажаты. Но постепенно это проходит, они погружаются в музыку. Я (педагог, являюсь наблюдателем, но не вмешиваюсь в действо, которое творят дети и которое, рано или поздно, избавит их от внутренних проблем.
От урока к уроку стеснение и скованность каждого танцора будут испаряться, оставляя место для свободы мимики и пластики. *Такой результат от уроков свободной импровизации принесет несомненный успех, как всему коллективу, так и любому из его участников. А хореограф сможет уверенно воплощать любые творческие идеи, реализуя их в танец. В коллективе так же важно создать комфортную атмосферу, научить детей общаться друг с другом, доверять друг другу.
Для детей младшего возраста занятие строится в игре. Игры подбираются с учё том решения поставленных задач: раскрепощение, ощущение свободы своего тела, ощущение пространства и партнёра. Дети этого возраста открыты, свободны, искренни. Они, как пластичный материал, из которого при грамотном подходе можно вылепить впоследствии импровизатора, способного передать в движении, пластике свои мысли и чувства. *В занятиях можно выделить направления развития способности к импровизации:
1. Ощущение «тела»;
2. Общение с партнёром;
3. Осмысление движения в творчестве;
4. Набор движений для создания базовой основы к импровизации.
*Что значит творить в танце для детей более старшего возраста?
Это какие - то непрописанные заранее в схеме танца движения, и вместе с тем они выучены и отработаны заранее. Быть в позиции творца значит:
- чувствовать ритм;
- соответствовать стилю танца;
- соответствовать форме;
- превносить своё, ещё не изученное;
- быть искренним и выразительным.
Для того, чтобы выполнять эти условия, нужно научиться понимать себя в движении и помнить, что танец импровизирующего уникален. Невозможно станцевать два раза одинаковый танец. Этот танец рождается здесь и сейчас.
Импровизация и хореография – равноправные партнеры в танце, играющие разные, но одинаковые значимые роли. Задания на импровизацию дают возможность ученикам свободно и раскованно двигаться, в силу своих физических и эмоциональных возможностей, проявить себя не только в учебном процессе, но в создании репертуара коллектива. Но важно помнить, что чем богаче и качественнее музыка, порождающая импровизацию, тем более широкие возможности она открывает.
*Задачи танцевальной игры-импровизации :
-переработать свою агрессию и страх;
-проиграть свои внешние и внутренние ощущения, которые помогают лучше понять себя-"Я" и свой внутренний мир;
-развить свою креативность, экспериментировать со своим телом и движениями;
-развить эстетические чувства и получить сенсорное удовлетворение и радость от ощущения собственного тела.
Иногда ребенок не способен придумать какой-либо танцевальный фрагмент. Однако любой детский опыт необходимо поощрять, понимая, что даже самые простые движения, исполняемые по музыку, помогают, с одной стороны, открыть чувства, о которых дети порой даже не подозревают, а с другой-переработать их. Музыка способна удержать в границах импульсы злобы, которые бывают свойственны детям. Они могут перенести свою агрессию, например, в хлопки руками и топанье ногами.
Участвовать в импровизации дети могут как по одному, так и в группах. В рамках одного занятия можно использовать и тот и другой вариант, что поможет ребенку ощутить себя с одной стороны как самостоятельную личность, а с другой - вписать себя в структуру коллектива.
Вывод:*Каково же истинное предназначение музыки и танца в жизни человека?
Еще в I веке н. э. Сенека в письмах к Лукрецию писал, утверждая, что «суть музыки не в том, как согласуются между собой высокие и низкие голоса, как возникает гармония звучащих струн, издающих разные звуки. Суть музыки - создание в душе согласия, чтобы помыслы человека не расходились с убеждениями. Важно не то, что лады звучат жалобно, а то, как среди превратностей судьбы не проронить ни звука жалобы».
Музыкотерапия является частью оздоровления, сохранения традиций и гармонизации личности со средой и миром в целом.
Хореография - решая те же задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, что и музыка, даёт возможность физического развития, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов.
Таким образом, танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас.
Таков итог размышлений о взаимодействии музыки с танцем, взаимодействии, в котором она, обогащаясь сама, делает богаче и разнообразнее всё, с чем соприкасается. Музыка постоянно изменяется, обновляется и в то же время остаётся самою собой, остаётся живым источником человеческих чувств, образов, высоких духовных ценностей.
*Примеры игр-импровизаций.
1. «Сочини свой танец» (для детей с 6 лет)
Ведущий встает в центр круга. В такт музыке (быстрой или медленной) он выполняет несколько различных танцевальных движений, все остальные копируют его танец. Затем он дотрагивается до любого участника, тот выходит в центр, сочиняет свой танец, и далее по кругу.
2.«Подари движение»
Участники встают в круг. Звучит веселая музыка. Ведущий начинает танец, выполняя какие-то однотипные движения в течение 15 – 20 секунд. Все остальные повторяют эти движения. Затем кивком головы он дает знак следующему начинать свои движения в такт музыке, и далее подобное продолжается по кругу.
3. «Зеркальный танец» (для детей с 5 лет)
Участники разбиваются на пары. Звучит любая музыка. Один из пары – зеркало, он с наибольшей точностью старается повторить танцевальные движения другого. Затем пары меняются ролями.
4. Этюд «Насос и надувная кукла» (для детей с 5 лет)
Дети разбиваются на пары. Один надувная кукла, из которой выпущен воздух, лежит на полу в расслабленной позе (согнуты колени, руки, голова опущена). Другой – «накачивает» куклу воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняется вперед, на выдох произносит: «С-с-с». Кукла медленно наполняется воздухом, распрямляется, твердеет – она надута. Затем «куклу» сдувают, нажав несильно ей на живот, воздух постепенно из нее выходит со звуком: «С-с-с», она опять «опадает».
5. Этюд «Строители» (для детей с 5 лет)
Участники выстраиваются в одну линию. Ведущий предлагает вообразить и показать телом и лицом различные движения, как первый передает соседу и т. д. :
тяжелое ведро с цементом;
легкую кисточку;
кирпич;
огромную тяжелую доску;
гвоздик;
молоток.
Замечание: Ведущий следит, чтобы поза, степень напряжения мышц тела и выражение лица «строителей» соответствовали тяжести и объему передаваемых «материалов».
6. Этюд «Пробуждение на деревенском дворе» (для детей с 5 лет)
Ведущий приглашает всех на деревенский двор в качестве обитателей. Раннее утро. Все превращаются в домашних животных и изображают их пробуждение. Вот, важно и гордо подняв голову, прохаживается по двору, заложив руки за спину, петух и кричит: «Ку-ка-реку!». А на крылечко мягко и осторожно выходит кот. Он садится на задние лапки, а передние плавно облизывает и умывает мордочку, ушки, плечики, приговаривая: «Мяу!» Неуклюже и смешно переступая с ноги на ногу, выходит утка и начинает клювом чистить свои перышки, приветливо покрякивая: «Кря-кря». Гордый гусь вышагивает, медленно поворачивая головой в разные стороны, приветствуя: «Га-га». Хрюшка, повалившись в луже на бок и вытянув передние и задние ноги, резко поднимает голову, прищуривает удивленно глаз и спрашивает: «Хрю-хрю?» Стоя спит, опустив голову, лошадь. Вот она открывает глаза, поднимает одно ухо (ладошкой, поднимает голову и второе ухо и радостно ржет: «И-го-го!». Просыпаются курицы и начинают суетливо бегать по двору: «Ко-ко-ко». Все проснулись
7.«Танец морских волн» (для детей с 6 лет)
Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий – «ветер» – включает спокойную музыку и «дирижирует» волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки вторые. Море может быть спокойным – рука на уровне груди.
Волны могут быть мелкими, могут быть большими – тогда ведущий плавно рукой вверх показывает, кому присесть, кому встать, еще сложнее, когда волны перекатываются: по очереди поднимаются выше и опускаются ниже.
Замечание: Красота «танца морских волн» во многом зависит от «дирижера-ветра».
8. Этюд «Потянулись – сломались» (Баскаков, для детей с 4 лет)
Исходное положение стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Ведущий: «Тянемся, тянемся вверх, выше, выше. А теперь наши ладони как бы сломались, повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, перегнулось тело, подогнулись колени, упали на пол. лежим, отдыхаем, хорошо».
Замечание: Когда дети отдыхают на полу, ведущий должен обойти каждого из них и проверить, полностью ли расслаблено его тело, помочь снять «зажимы».
*Список использованной литературы :
1. Шушарджан С. В. Музыкотерапия : история и перспективы. Электронный ресурс.
2. Киселёва М. В. Арт-терапия в работе с детьми. Издательство «Речь». 2014г.
3. Жак- Далькроз Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства. Электронный ресурс
4. Руднева С. Д., Пасынкова Н. Б. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения. Психологический журнал. — 1992.–№3
5. Менегетти А. Музыка души. Введение в музыкотерапию. Европа 2006.
6. Козлов В. В., Гиршон А. Е., Веремеенко Н. И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. М., 2005.
7. Медведев И. Ю., Левченко Л. Н., Комиссарова Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М., «Academia» - 2001.