Юлия Козлова
Конспект занятия-прогулки «Тайны участка детского сада» в старшей коррекционной группе детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 29 г. Липецка
Конспект занятия-прогулки на тему : «Тайны участка детского сада»
в старшей коррекционной группе детей с ОВЗ
Подготовила: воспитатель Козлова Ю. А.
Задачи:
Образовательные:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Старшая группа
- Темочки
- учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи и делать самостоятельные выводы и умозаключения при проведении опытно-исследовательской деятельности;
- расширять представления детей о свойствах воды, снега, льда.
- расширять знания о животном и растительном мире в зимнее время
- развивать творческое мышление и активность, самостоятельность при проведении исследовательской деятельности;
- развивать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе,
-закреплять знания о зимних приметах.
Коррекционные :
- развивать мелкую моторику, коммуникативные качества, эмоциональную сферу.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность;
- воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней.
Словарная работа:
лаборатория, опыты, эксперимент, прозрачный, мутная.
Оборудование: фигурки Эколят – Умницы и Шалуна, карта с обозначениями, пшено, несоленое сало, хлебные крошки, семечки, синяя и красная варежки большого размера, карточки с изображением следов животных на снегу, термос с горячей водой, тарелочка, по три стаканчика для каждого ребенка, снег, лед, вода, ведро с песком, совочки.
Предварительная работа: беседа с детьми о временах года; рассматривание иллюстрации о зиме; заучивание стихотворений, пальчиковых гимнастик,
чтение литературы, игровое экспериментирование и опыты со снегом, льдом и водой.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла утром в группу, то на столе обнаружила какую-то карту. Как вы думаете, кто ее нарисовал? (В углу карты нарисованы Эколята) Правильно, это Эколята приглашают нас на прогулку. Хотите узнать о тайнах участка детского сада.
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим карту. Что нарисовано в начале пути? (Снежинка)
Умница предлагает вам послушать загадку и сказать о каком времени года в ней говорится:
Ни ведёрка,
Ни кисти, ни рук,
А побелит
Все крыши вокруг. (Зима)
Воспитатель: А чем вам нравится зима?
Дети: Зиму мы любим за то, что можно играть в снежки, кататься на лыжах и коньках, на санках можно катать друг друга, лепить снеговика, горку.
Воспитатель: Правильно, ребята. Давайте посмотрим, куда нам дальше нужно идти. (Нарисованы голубь, воробей, синица).
Какие птицы нарисованы?
Дети: зимующие.
Воспитатель: Назовите зимующих птиц.
Скажите, а всем ли зимой весело? Почему?
Дети: Нет, птицам зимой не весело, они не поют.
Воспитатель: Да, им зимой холодно и трудно добывать корм. А что любят клевать птицы?
Дети: Семечки, хлебные крошки.
Воспитатель: Правильно, давайте их покормим.
(Проходим к кормушке) Для синичек мы повесим рядом с кормушкой кусочки несоленого сала. Для воробьев насыплем пшена, для свиристелей – ягоды рябины, кусочки хлеба для голубей, семечки для всех. Помогите мне, пожалуйста.
Птицы будут вам благодарны, а мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику.
Сколько птиц к кормушке нашей прилетело
Мы расскажем:
2 синицы, воробей
6 щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках,
Всем хватило зернышек.
Воспитатель: Ребята, Умница спрашивает, а вы знаете на каком дереве висит кормушка? Как вы догадались?
Дети: Это береза. У нее белый ствол и черные черточки.
Воспитатель: посмотрите, что еще нарисовано на карте? (Ель)
Чем ель отличается от других деревьев?
Умница: А вы знаете загадку о ели?
Вот колючка – недотрога
Лучше ты ее не трогай
Ой, остры иголочки
У зеленой (елочки)
Умница: Правильно. А вы знаете почему деревья сбрасывают на зиму листья, а елочка нет? (Ответы детей). А как бы выглядел лес, если бы березы и осины, липы и клены оставались на зиму с листьями. Очень редко нечто подобное можно наблюдать, когда преждевременно выпавший снег ляжет на ветви, еще не потерявшие листья. Сколько деревьев оказываются при этом сломанными и искалеченными! Даже прочные и гибкие ветки некоторых хвойных деревьев, приспособившихся переживать снежную зиму в иголках-листьях, не всегда выдерживают тяжесть осевшего на них снега и ломаются.
Но деревья, оставшиеся на зиму в листьях, страдали бы и по другой причине. Лист ведь не только орган питания, но и орган испарения, а корни дерева не могут всасывать воду из мерзлой земли. Поэтому такие деревья, как ель, сосна, пихта, кедр, остающиеся на зиму зелеными, имеют приспособления, позволяющие им с наступлением холодов почти полностью прекратить испарение. Поверхность их листьев-иголок меньше поверхности листьев кленов, дубов, осин и других лиственных деревьев. Кроме того, устьица хвои, через которые происходит испарение, очень глубоко скрыты в листовой ткани. Поэтому растение может на зиму закрывать их и полностью прекращать испарение.
Воспитатель: Вот какая красивая, нарядная елочка, уже подготовилась к встрече нового года. Давайте подойдем поближе. Ребята, посмотрите под елочкой что - то лежит. (Две варежки – синяя и красная) Как вы думаете, кому могут принадлежать эти варежки?
Дети: Двум Морозам.
Воспитатель: Хотите поиграть в игру «Два Мороза» вместе с Шалуном? Тогда с помощью считалочки выберем водящих.
Вышел зайка на дорожку,
Промочил бедняжка ножки,
Чтобы ног не застудить,
Будет в валенках ходить,
Будет в валенках ходить,
А тебе пора водить.
Воспитатель: Ребята, а в варежках что-то есть. Это задания - загадки которые нужно отгадать, чтобы Морозы нас не заморозили.
«Отгадай, чьи следы на снегу?» (карточки)
1. Птица -птичьи.
2. Кошка –кошачьи.
3. Собака- собачьи.
4. Заяц- заячьи.
5. Лиса – лисьи.
6. Волк – волчьи.
7. Медведь – медвежьи.
А в другой варежке еще задание. Шалун хочет поиграть с вами.
Игра «Это верно или нет»
1. Зимой дни короткие, а ночи длинные. (Хлопаем – да)
2. Зимой дни длинные, а ночи короткие. (Топаем – нет)
3. Зимой всегда жарко. (Топаем – нет)
4. Зимой холодно и морозно. (Хлопаем – да)
5. Зимой очень часто идет дождь. (Топаем – нет)
6. Зимой очень часть идет снег. (Хлопаем – да)
7. Зимой ходят в сандалиях и панамах. (Топаем – нет)
8. Зимой ходят в теплых куртках и шубах, шапках, сапогах. (Хлопаем–да)
Шалун: Какие вы молодцы, все знаете, не ошибаетесь.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, а что еще есть на карте? Да это же наш участок и волшебный колпак. Интересно, что же там такое?
Воспитатель: посмотрите, ребята, на нашем пути появилась преграда – лед. Как же пройти по нему и не упасть? (Ответы детей) А, давайте поможем дворнику и засыплем лед песком, тогда все смогут по нему спокойно пройти. Молодцы, дружно потрудились, можно идти дальше.
Воспитатель: Ребята, на что это похоже? Я думаю, что это лаборатория. Хотите научиться делать опыты? Посмотрим, какие приборы у нас есть для опытов? (Рассматриваем и называем).
Умница: Я предлагаю провести опыты. А с чем, догадайтесь.
На дворе - горой,
А в избе – водой. (Снег)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лёд)
Приглашаю Вас пройти к первому опыту, который называется:
ОПЫТЫ:
1. «Дружат ли вода, снег и лёд?»
Ход.
Умница: Ребята, для этого опыта я приготовила 3 стакана, воду, лед, снег. Вам нужно поочередно соединить разные вещества: в 1 стакан - в воду добавить снег, во второй стакан - в воду добавить лед, а в 3 стакане - смешать снег и лед. Что вы наблюдаете в трех стаканах?
Дети: в первом снег растаял.
Умница: правильно, и что состояние воды изменилось, вода стала мутной, но становится еще холоднее, что воды стало больше.
А что вы наблюдаете во втором стакане?
Дети: лед растаял.
Умница: а при соединении воды со льдом, вода какой стала?
Дети: осталась прозрачной, вода стала холоднее, стало больше.
Умница: и в третьем стакане мы с вами замечаем?
Дети: снег и лед не растаяли.
Умница: правильно, при соединении оба вещества не взаимодействуют между собой никак.
Так можно ли сказать, что вода, снег и лед «дружат» друг с другом?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: а кто мне скажет, как «дружбу» снега, воды и льда можно использовать зимой, во время зимних игр и забав?
Дети: рассуждения детей.
Воспитатель: молодцы. Ребята, а вы замечали когда-нибудь, деревья, трубы или провода белые? Дети: ответы детей.
Воспитатель: это лег иней. Откуда он взялся? Как Вы думаете?
Дети: рассуждения детей.
Воспитатель: тогда предлагаю перейти к следующему опыту.
2. «Откуда берётся иней?»
Ход.
Воспитатель: Ребята, на столе Вы видите термосы с горячей водой. Открываем их, и что видим? Пар. Нам с Вами над паром необходимо подержать холодную тарелку. Что Вы наблюдаете?
Дети: пар превращается в капельки воды.
Воспитатель: Затем эту запотевшую тарелку ставим на стол и что видим?
Дети: на ней образовался иней.
Воспитатель: Правильно. Какой мы можем сделать вывод? Что наш пар при охлаждении превратился в воду, а тем самым вода застывает и превращается в тончайшие кристаллы льда, т. е. в иней.
Ну вот и все, на карте больше нет обозначений, значит мы разгадали все загадки нашего участка. Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? Ответы детей.
Умница: Вы сегодня были внимательными, любознательными, дружными, поэтому справились со всеми заданиями.