Александра Манжиханова
Сюжетно-ролевая игра как средство коррекции и компенсации дефектов развития детей с нарушениями интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
ОГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания» Осинского района
Доклад
«Социальная реабилитация детей с интеллектуальными нарушениями через формирование сюжетно-ролевой игры»
педагог-психолог
Манжиханова А. А.
с. Бильчир
2023 год
Социальная реабилитация и адаптацией детей с нарушениями интеллекта напрямую зависит от сформированности игровой деятельности у детей данной категории, ведь игра является ведущей деятельностью любого ребенка, она рассматривается как основное условие развития детей. От того, насколько «качественно» ребёнок умеет играть, зависит то, насколько легко он будет принимать на себя новые социальные роли по мере взросления. Кроме того, в игре развиваются все стороны личности, познается окружающий мир
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство коррекции и компенсации дефектов развития детей с нарушениями интеллекта» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- ЗПР. Задержка психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
В тех случаях когда ведущая развивающая деятельность не сформирована, то мозг ребенка не готов к приобретению знаний, умений и навыков, то есть у данной категории детей не возникает потребности в переходе к новой деятельности - учебной
У детей с нарушениями интеллекта к возрасту 7-8 лет и зачастую к 10 годам как правило, не сформированы основные мыслительные операции, они не умеют ориентироваться в заданиях, не планируют свою деятельность. Причиной этого является несформированность всех компонентов сюжетно-ролевой игры
Незрелость функционального состояния служит одной из причин того, что дети с интеллектуальными нарушениями к концу дошкольного возраста ещё не готовы к школьному обучению даже по программе облегченного вида
Дети с нарушениями интеллекта нуждаются в активной стимуляции умственной деятельности, развитии ведущей развивающей деятельности, соответствующей его уровню психического развития
Коррекция имеющихся недостатков развития возможна только через формирование сюжетно-ролевой игры. Данная работа строится в 3-х этапах-
• Вводный этап
• Итоговый этап
Хочу уделить особое внимание начальному вводному этапу (пропедевтика). На данном этапе совершенствуется предметно-игровая деятельность ребенка, что дальнейшем способствует плавному переходу ребенка непосредственно к сюжетно-ролевым играм и приобретению коммуникативных навыков, которые необходимы для успешной социализации и интеграции в обществе
На 1 вводном этапе самый первый шаг - игры с песком
Хочу отметить, что песочная терапия имеет колоссальное значение для развития психики ребенка :
• Во-первых, самое главное свойство песка –мощно и быстро развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта»;
• В играх с песком у ребенка гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, мышление, внимание и память);
• Песок, как и вода способен «заземлять» отрицательную энергию;
Второй шаг вводного периода- «Развивая руку-развиваем речь» :
Почти одновременно с развитием тактильности включаются занятия с упражнениями по развитию мелкой моторики и речи
Данные занятия включают в себя упражнения и простейшие игры (пальчиковая гимнастика, игры со шнурками, бусинами, с прищепками, со счетными палочками, упражнения с различными рифмовками и т. д.)
Эти упражнения позволяют ребенку научиться виртуозно владеть своими руками
- стимулируем развитие речи (зоны мозга, ответственные за мелкие движения пальцев тесно связаны с зонами мозга, отвечающими за речь человека; давно доказано, что деятельность по развитию мелкой моторики рук стимулирует также и развитие речи у детей);
- помогаем развивать интеллект ребенка в целом;
- готовим руку ребенка к освоению таких важных навыков, как письмо
Итогом вводного этапа является начало формирования волевого поведения- ребенок начинает понимать суть заданий, уже способен выполнять действия согласно инструкции, начинается взаимодействие со взрослым
2 этап коррекционной работы – интеграция от простого к сложному
Игра не возникает спонтанно. В начале каждой игры необходимо создать игровое настроение у детей, вызвать у них эмоциональное отношение к роли. При этом и сам педагог настраивается на новый лад. Нельзя принуждать ребенка к участию в игре. Следует учитывать его желания и настроение, вводить в игру постепенно, давая возможность понаблюдать за игрой со стороны. Необходимо помогать планировать предстоящую игру, правильно распределять роли. Вообще, взрослый долгое время является ключевой фигурой игры, т. к. без его руководства и активного участия игры детей быстро сходят на “нет”. Игру следует многократно повторять и вместе с тем постепенно видоизменять, вводить новые предметы, персонажи, новые элементы взаимоотношений, постоянно поощрять детей к самостоятельному поиску игры
Когда ребенок начинает самостоятельно организовывать игру и последовательно выполняет взятую на себя роль в соответствии с правилами игры, верно отражает взаимоотношения между действующими лицами в игре - наступает 3 итоговый этап, на котором у ребенка происходит дальнейшее формирование эмоционально-волевой сферы и устойчивое закрепление приобретенных социально приемлемых образцов поведения
После 3 этапа уже представляется возможным формирование трудовых навыков, которые необходимы в дальнейшей жизнедеятельности
Во время всех этапов коррекционно-развивающей работы необходимо вести дневник наблюдений, где отражается динамика развития ребенка
После 3 этапа начнинается естественный переход от игровой деятельности к учебной, ребенок проявляет живой интерес к алфавиту, на занятиях стремится больше к графической деятельности и творчеству чем к играм. На данном уровне коррекционных занятий происходят поразительные изменения в эмоционально-волевой сфере ребенка— произошел переход от полевого поведения к волевому, оссмысленная игровая деятельность привела к сознательному управлению собственным поведением, это называется произвольная регуляция своего поведения. Умение затормозить сиюминутные импульсы, желание занять себя и отвлечь, умение ждать – одна из составляющих эмоционального интеллекта и гарантия успешного овладения навыками чтения, письма
Сюжетно-ролевая игра полностью сформирована и ребенок готовится к переходу на следующий этап развития- формирование трудовых и учебных навыков
Исходя из вышесказанного, специалистам, работающим с детьми ЗПР в своей работе целесообразно опираться именно на игру, в частности на сюжетно-ролевую игру как средство коррекции и компенсации дефектов развития ребенка с нарушением интеллекта, т. к. посредством игры развивается эмоционально-волевая сфера ребенка, интенсивно идет психическое развитие личности и тем самым готовится почва для успешного овладения детьми неигровой деятельности (учебной, трудовой и т. д.).