надежда сурина
Сюжетно-ролевая игра как культурная практика в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, занимающая огонёк пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский.
1сл. «Сюжетно-ролевая игра, как культурная практика в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».
2,3сл. Цели и задачи:
• создание условий для организации сюжетно-ролевой игры с детьми, как культурной практики;
• формирование у детей навыков совместной игры;
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как культурная практика в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
• подбор и изучение методической литературы по проблеме развития сюжетно-ролевой игры как культурной практики в дошкольном возрасте;
• изготовление атрибутов для организации сюжетно-ролевой игры;
• обеспечение педагогического руководства сюжетно-ролевой игры с учётом интересов и потребностей детей ХХI века.
Особое значение в формировании нового человека имеет комплексный подход к воспитанию, в осуществлении которого важная роль отводится созданию условий для всестороннего развития личности, её многогранной творческой деятельности, которая выступает в виде культурной игровой практики.
4сл. Культурные практики — это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослыми или самим ребенком, приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных ситуациях, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми и сверстниками. Это освоение позитивного жизненного опыта, сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, а также негативного опыта, недовольства, обиды, ревности, протеста и грубости.
5,6сл. К основным культурным практикам, осваиваемым дошкольниками, относится сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Играя, дошкольники развивают воображение, творчество, смекалку. Моделируя различные ситуации, они изучают окружающий мир, взаимоотношение между людьми.
Современный дошкольник стремится отражать в сюжетно-ролевой игре ту социальную действительность, в которой он живёт и в которой развивается. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано. Придумывая игры, дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх. А это означает, что тематика сюжетно-ролевых игр должна меняться с изменением социума.
Учитывая требование и тенденции современного общества, мы решили создать условия для организации сюжетно-ролевых игр, которые помогают детям знакомиться и ориентироваться в профессиях взрослых.
Сюжетно-ролевую игру как культурную практику мы организуем во второй половине дня. Для руководства играми используем прямые и косвенные приемы. При прямом руководстве главную роль принимаем на себя, при косвенном осуществлении руководство без непосредственного вмешательство в игру, создавая игровую обстановку еще до начала игры (т. е. создаем воображаемую ситуацию, планируем ход игры и распределяем роли).
Каждая игра оборудована большим количеством атрибутов, максимально приближенных к реальным с учетом гендерной принадлежности.
Вашему вниманию предлагаем игры нового поколения:
7,8сл.
1. Сюжетно-ролевая игра «Телевидение»
Цель и задачи:
• совершенствовать коммуникативные способности, расширить словарный запас детей;
• знакомить детей с профессиями людей, работающих на телевидение;
• развивать фантазию и воображение, диалогическую и монологическую речь;
• побуждать детей самостоятельно распределять роли;
• воспитывать навыки культуры поведения, дружеские взаимоотношения в коллективной игре.
Предварительная работа:
• беседы с детьми о средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни людей;
• чтение художественной литературы;
• рассматривание иллюстрации;
• дидактические игры.
Развивающая предметно-игровая среда:
• видеокамера;
• ноутбук;
• микрофоны;
• наушники;
• «хлопушка»;
• костюмы для театральной деятельности;
• сценарии постановок;
• телевизор.
Игры-спутники:
• телепередачи на разные темы;
• реклама;
• прогноз погоды;
• интервью.
9,10,11 сл.
2. Сюжетно-ролевая игра «Кафе»
Цель и задачи:
• развивать умение понимать эмоциональные состояния сверстника, взрослого, умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками, отстаивать свое мнение, умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях, умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
• расширить представление о труде работников кафе;
• учить соблюдать правила поведения в общественных местах;
• учить подбирать атрибуты для игры;
• совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом;
• стимулировать творческую активность детей в игре.
Предварительная работа:
• беседы «Что такое кафе?», «Кто работает в кафе?», «Что такое меню?», «Как вести себя в кафе?»;
• рассматривание иллюстрации на тему профессии;
• дидактические игры;
• наблюдение за работой помощника воспитателя;
• составление рассказов из личного опыта на тему «Посещение кафе»
Развивающая предметно-игровая среда:
• таблички с надписями «Приятного аппетита»;
• униформа для официантов (фартуки и головные уборы);
• скатерть;
• разносы;
• папки-меню с картинками;
• муляжи продуктов;
• кухонная посуда;
• салфетки;
• бланк заказов для официанта;
• муляжи денег.
Игры-спутники:
• проведение праздника;
• приглашение ведущих и оформителей праздника.
12,13,14сл.
3. Сюжетно-ролевая игра «Ателье мод»
Цель и задачи:
• расширять словарный запас, совершенствовать навыки речевого общения;
• развивать умение применять в игре знания о способах измерения;
• развивать умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками, умение оказывать помощь, умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
• расширять знания детей о труде работников ателье, слаженности в их работе, помощниках машинах;
• упражнять в умении различать и правильно называть детали одежды;
• закреплять представления о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов одежды.
Предварительная работа:
• беседы «Ателье мод», «Что из какой ткани можно сшить», «О труде взрослых в ателье»;
• рассматривание иллюстрации на тему профессии, каталогов и журналов с модной одеждой;
• рисование эскизов одежды, раскрашивание, придумывание узоров одежды, элементов декора из различных материалов;
• выполнение аппликации «Кукла в красивом платье»;
• ручной труд «Пришей пуговицу»;
• дидактические игры;
• создание «Коллекции пуговиц», «Коллекции тканей» и т. д;
• чтение литературных произведений.
Развивающая предметно-игровая среда:
• ножницы, метр, мелки;
• образцы лент, пуговиц, тканей, молний и ниток;
• журналы мод и каталоги;
• лекало и выкройки;
• гладильная доска, утюг;
• униформа;
• кукольные манекены для одежды;
• бланки заказов и квитанции;
• таблицы размеров.
Игры-спутники:
• пошив одежды;
• показ мод;
• заказ обедов из кафе.
15,16,17сл.
4. Сюжетно-ролевая игра «ГИБДД»
Цель и задачи:
• развивать умение получать необходимую информацию в общении, выслушать другого человека, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;
• закрепить знание детей о правилах дорожного движения. Уточнить понятия: дорога, тротуар, проезжая часть, их назначение. Расширять у детей представления о труде работников ГИБДД;
• учить соблюдать правила поведения в общественных местах;
• совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом;
• стимулировать творческую активность детей в игре.
Предварительная работа:
• беседы;
• рассматривание иллюстраций о правилах дорожного движения;
• дидактические и настольно-печатные игры;
• чтение художественной литературы;
• составление рассказа из личного опыта «Как я перехожу улицу».
Развивающая предметно-игровая среда:
• дорожные знаки, светофор;
• униформа сотрудников ГИБДД;
• машина ГИБДД и «зебра»;
• права с фотографиями наших воспитанников, рации, жезл, наручники;
• маски с различными видами автотранспорта.
Игры-спутники:
• установка дорожных знаков;
• соблюдение правил дорожного движения;
• происшествия на дорогах.
18сл. Таким образом организованные нами современные сюжетно-ролевые игры сыграли большую роль в развитии наших воспитанников.
Необходимо помнить, что сюжетно-ролевая игра является неотъемлемой частью дошкольного детства. Ролевые игры развивают речь, внимание, память, мышление, воображение, учат детей делать выбор, проявлять инициативу. Это интересная и важная деятельность помогает детям научиться ориентироваться в сложном, быстро меняющемся мире. Взаимодействовать с окружающими людьми, жить в социуме, что и требует сейчас ФГОС дошкольного образования.
На основе проявленного интереса детей к этим сюжетно-ролевым играм мы поставили для себя цель в дальнейшем пополнять игры новыми атрибутами и создать новые сюжетно-ролевые игры с учетом возрастных особенностей и современных тенденций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Е. И. Попова, А. Ф. Кондрашина, С. С. Сунцова «Сюжетно – ролевые игры ХХI века для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста 5-7 лет».
2. А. М. Вербенец, О. Н. Сомкова, О. В. Солнцева «Планирование образовательного процесса дошкольной организации : современные подходы и технология»
3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др.
4. Е. И. Щербакова «Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре»
5. Интернет ресурсы