Елена Кривошеева
Конспект НОД «Свойства воздуха» в старшей группе
▼ Скачать +Заказ
Конспект НОД по познавательному развитию
(познавательно – исследовательская деятельность)
Дети заходят в группу и встают у стульев полукругом.
Воспитатель: Сегодня я шла в детский сад и увидела, как сильно качаются деревья. Но рядом с ними никого нет, а они качаются!
-Кто же их качает? (ветер)
Публикация «Конспект НОД „Свойства воздуха“ в старшей группе» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
-А что такое ветер? (это движение воздуха)
-Правильно! А в помещении д/с, группы есть воздух? (да)
-А чтобы это доказать давайте представим что мы учёные и отправимся в лабораторию
(дети прикрепляют эмблемы – превращаются в учёных)
Воспитатель: Перед учё ными стоит такая задача: постараться в своей лаборатории с помощью опытов обнаружить воздух, а затем доказать это.
-Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (это то, чем мы дышим)
-А где есть воздух? (везде)
-А кто дышит воздухом? (люди, птицы, звери и т. д.)
-А можно прожить без воздуха? (о. д.)
-Почему? (о. д.)
Воспитатель: Давайте проверим, но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании.
1. Не толкайте соседа во время работы.
2. Сначала посмотри, а потом повтори.
3. Выполнил, положи на место.
4. Будь осторожен!
Опыт №1. Вдохните побольше воздуха и задержите дыхание. Попробуйте не дышать (достаточно) Трудно вам было без воздуха? Конечно да, сразу хочется вдохнуть воздух! Значит для чего нужен воздух? (чтобы дышать) Страшно даже подумать, что будет если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем. Значит воздух есть везде и жизнь без него не возможна.
Пригласить детей к столу.
Воспитатель: Возьмите в руки камень, сожмите его. Какой он на ощупь? (о. д.) Камень это твердое тело. А можно ли взять в руки воздух и сжать его (о. д.)
-Значит можно сделать вывод: что воздух не твердое тело.
(положили камни)
Воспитатель: Посмотрите на стакан с водой и рассмотрите воду. Что вы можете сказать о воде, какая она? (о. д.)
-А что умеет делать вода? (о. д.)
-Так что же такое вода? (о. д.)
-Да, вода это жидкость.
-А воздух может течь, переливаться (о. д. нет)
Значит можно сделать вывод, что воздух не жидкость.
-Можно ли попробовать воздух на вкус? (о. д.)
Лизните его. Какое свойство воздуха мы с вами откроем? (Воздух не имеет вкуса).
-А сейчас вдохните носом глубоко, что вы почувствовали? (ничего)
-Пахнет чем нибудь воздух? (нет)
-Значит какай вывод? (чистый воздух запаха не имеет)
-Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, едой, которая готовится на кухне, дымом, если горит костер, духами и т. д.)
-Предлагаю вам в этом убедиться. Возьмите кожуру апельсина, помните её.
-Что вы почувствуете? (пахнет апельсином)
-Как вы думаете, это пахнет воздух или кожура апельсина даёт такой аромат? (это пахнет кожура)
Воспитатель отходит от детей и открывает коробочку с раздавленной долькой чеснока.
-Скажите вы чувствуете запах? Чем пахнет? (чесноком)
-Как вы поняли, что пахнет чесноком?
Дети: Запах дошёл до нас.
Воспитатель:
-Какой можно сделать вывод?
(Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества)
-Итак, мы с вами выяснили. Что воздух нельзя сжать, значит он не твёрдое тело. Воздух не течет и не льется, его не пьют. Значит он не жидкость. Воздух, ребята, это смесь газов. Воздух – не видимый, прозрачный, бесцветный и не имеет запаха. Вот наше открытие. Но как - же его тогда обнаружить? Давайте продолжим наши исследования.
Опыт №2.
-Когда вы выдыхаете, вы видите сколько воздуха вы выдохнули? (о. д.) А хотите увидеть воздух? (да)
-Для этого возьмите стакан с водой, опустите конец трубочки в воду. Вдохните через нос, а выдохните через рот в трубочку, вставленную в стакан с водой. Только осторожно! Что появилось в стакане? (пузырьки воздуха) Правильно, мы выдыхаем воздух, который в воде виден в виде пузырьков.
Вывод: Чем больше мы вдыхаем воздуха, тем больше пузырьков появится в стакане.
Воздух невидим. Как же нам его обнаружить?
Опыт №3.
Возьмём полиэтиленовый пакет, откроем его и начнём скручивать с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? (о. д.)
Делаем вывод: Он наполнен воздухом, но мы его не видим. Воздух прозрачный, чтобы его увидеть его надо поймать и поместить в оболочку.
Опыт №4.
Подуем на ладонь. Что мы чувствуем? (ветерок, воздух движется)
Делаем вывод: Движение воздуха мы можем ощущать.
Предлагаю вам услышать воздух. (слушание фонограммы).
Прежде чем мы будем выполнять следующее задание нам надо размяться.
Физминутка.
Осторожно ветер за калитку вышел (руки вверх и махи руками вправо и влево)
Постучал в окошко, пробежал по крыше (постучать по ладошке и перебирать пальчиками по руке)
Покачал тихонько ветками черемух (поднять руки вверх махи руками вправо и влево)
Пожурил за что – то воробьёв знакомых (грозят пальцем)
И расправив гордо молодые крылья
Полетел куда – то вперемешку с пылью (расправить руки и «полетать»)
-Итак, что такое воздух?
Воздух – это газ, у которого нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха.
Воздух окружает нас со всех сторон.
Воздух можно услышать.
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать другие запахи.
Человек не может жить без воздуха.
Ветер – это движение воздуха.
Ветер в сказках наделен волшебной силой, его сравнивали с богатырем, ласково называли озорником, часто обращались к нему за помощью. Как вы думаете почему? (о. д.)
-Потому, что ветер может быстро летать по всему свету, может заглянуть в любой уголок Земли. Давайте вспомним из каких сказок эти слова о ветре?
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах. («Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкин)
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч
Ты волнуешь сине море
Всюду веешь на просторе
Не боишься никого… («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин)
Молодцы, а сейчас я предлагаю вам нарисовать картину «ветреный денек».