Немцева Анна Николаевна
«Свойства глины и песка». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Свойства глины и песка»
Цель: развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство с песком и глиной.
Задачи:
Образовательные:
Темочки:
- Глина. Знакомство с глиной
- Глина. Конспекты занятий
- Глина. Свойства, эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Старшая группа
- Экспериментирование, свойства материалов. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
• закрепить свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость, помочь определить, что песок и глина по-разному впитывают воду;
• подводить детей к ответу полными предложениями;
• формировать навыки проведения опытов.
Развивающие:
• развивать у детей познавательную активность;
• развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
• развивать логическое мышление, мелкую моторику;
• развивать навыки речевого общения, обогащать словарный запас.
Воспитательные:
• воспитывать любознательность, любовь к окружающему миру;
• воспитывать у детей желание включаться совместно с взрослым в предложенную работу;
• приобщать детей к общепринятым правилам взаимоотношений;
• воспитывать желание работать друг с другом.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование: песок и глина, тетрадные листы, лупы, резиновая трубочка, иллюстрация пустыни, прозрачные стаканчики, вода, веточки, картинка замка из кирпича, красный кирпич, трехлитровая банка, влажные салфетки.
Содержание организованной образовательной деятельности
1. Организационный момент
Воспитатель: Доброе утро!
Ребята, я вам рада. (Мы тоже)
Воспитатель: Я дарю вам хорошее настроение (Мы тоже)
Воспитатель: Я дарю вам улыбку (Мы тоже)
Воспитатель: Будем друг с другом дружить мы всегда? (Да)
Воспитатель: Ваше настроение отличное? (Да)
2. Основная часть
Методические приемы
Воспитатель: Ребята, я получила посылку от сказочного принца. С ним случилась беда, злой волшебник украл его принцессу. Принц сможет освободить ее, если построит крепкий, надежный и красивый замок. Для строительства можно использовать только один из двух видов материала. Принц просит нас помочь выбрать материал. Воспитатель достает из посылки два мешочка.
Воспитатель: Чтобы узнать, что внутри мешочков вам надо отгадать загадки.
Я вам загадаю загадки, а вы угадайте.
Я бываю очень разный,
Желтый, белый, даже красный!
Встретишь ты меня везде,
Во дворе, на бережке,
Можно смело меня брать,
И в куличики играть,
Меня любит ребятня,
Отгадайте, кто же я? (Песок)
Воспитатель: Правильно! Послушайте еще одну загадку.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу (Глина)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что в мешочках. (Ответы детей)
Воспитатель: Сложное задание задал волшебник. Замок должен быть крепким, не рассыпаться, не пропускать воду, во время дождя. А материал для строительства должен хорошо лепиться. Как вы думаете, какой материал лучше подойдет? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте посмотрим картинку замка. Из чего он построен? (Замок построен из кирпича).
Воспитатель: Как вы думаете, из чего можно сделать кирпичи: из песка или из глины? (Ответы детей)
Воспитатель: Как можно проверить? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, что можно делать с песком? (Ответы детей)
Воспитатель: Проведем опыты с песком и глиной.
Опыт №1
Воспитатель: Возьмите песок и аккуратно насыпьте на бумагу. Песок легко сыпется? (Ответы детей)
Воспитатель: Что можно сказать про песок? (Ответы детей)
Воспитатель: Какой он? (Он сыпучий, рыхлый)
Воспитатель: Насыпьте глину на бумагу. Что легче насыпать глину или песок? (Насыпать песок)
Опыт №2
Воспитатель: С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (Из зернышек-песчинок).
Воспитатель: Как выглядят песчинки? (Ответы детей)
Воспитатель: Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка).
Воспитатель: Похожи ли песчинки одна на другую? (Ответы детей)
Воспитатель: Чем похожи и чем отличаются? (Ответы детей)
Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки. Затем рассмотрим таким же образом комочек глины. Воспитатель: Видны ли такие же частички в глине? (Ответы детей)
Воспитатель: В песке каждая песчинка лежит отдельно. А в глине - слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин. Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина - из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу. Песок сыпучий и его движение напоминает движение воды.
Воспитатель: А глина сыпучая? (Ответы детей)
Воспитатель: А как глина сыпется? (Комочками)
Воспитатель: Где используется сыпучесть песка? (В песочных часах, в картинах из песка)
Воспитатель: Ребята, а теперь понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах? (Ответы детей)
Вывод. Песок сыпучий, а глина нет. Они не имеют запаха.
Воспитатель: Ребята, продолжим наши открытия. Показ иллюстрации «Пустыня».
Воспитатель: Посмотрите на иллюстрацию. Что на ней изображено? Что вы знаете о пустыне? (Рассказы детей)
Рассказ воспитателя: В пустыне не бывает зимы, там очень жарко. Мало воды, почти нет растительности. Когда у нас поднимается ветер, начинается пурга или метель. А в пустыне ветер поднимает большое количество песка и начинается песчаная буря. Хотите устроить песчаную бурю в банке? (Ответы детей)
Опыт №3
Воспитатель: Банку нужно положить на бок, внутрь насыпать песок и глину, закрыть крышкой, в которую вставлена резиновая трубочка. Через нее с силой вдуваем в банку воздух. Внутри создается ветер.
Воспитатель: Что происходит с песчинками? (Ответы детей)
Воспитатель: Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: А с кусочками глины? (Ответы детей)
Воспитатель: Почему? (Ответы детей)
Вывод. Песчинки маленькие, легкие не прилипают друг к другу, поэтому легко сдуваются. А кусочки глины сдуваются труднее, потому что они тяжелые.
Воспитатель: Что можно сделать с песком, чтобы можно было играть с ним при сильном ветре? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне. Давайте поиграем? (Ответы детей)
Физкультминутка
Мы песчинки, мы песчинки
Покружиться мы не прочь. (Кружатся)
Мы песчинки, мы песчинки
Танцевали б день и ночь. (Танцуют)
Встанем дружно все в кружок
Получается песок. (Встают в круг)
Грузовик песок везет. (Идут по кругу, изображая руль в руках).
Удивляется народ. (Останавливаются, поворачиваются лицом друг другу, разводят руками, делают удивленное лицо).
«Вот так чудо – чудеса. (Два раза наклоняют голову вправо – влево)
В нем песок под небеса». (Дети садятся)
Опыт №4
Воспитатель: Что легче ломается кирпич из песка или кирпич из глины? (Ответы детей)
Дети пробуют пальчиком разломать кирпичи.
Воспитатель: Что случилось с песочными кирпичами? (Рассыпались).
Воспитатель: А глиняные рассыпаются? (Ответы детей)
Вывод. Из песка кирпичи получаются непрочные, легко распадаются, а глиняные прочные, их трудно разломать.
Воспитатель: Для прочности глиняные фигурки обжигают в специальных печах, после этого они становятся прочными, твердыми. Посмотрите, какой кирпич получается после обжига. (Показ красного кирпича)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему песочные кирпичи так легко рассыпаются, а глиняные нет? (Ответы детей)
Опыт №5
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, впитывают ли песок и глина воду? (Ответы детей)
Воспитатель: Возьмите три стакана, один с песком, другой с глиной, третий с водой. Налейте немного воды в стакан с песком. Потрогайте песок. Воспитатель: Каким он стал? (Влажным, мокрым).
Воспитатель: Куда исчезла вода? (Ответы детей)
Воспитатель: Налейте немного воды в стакан с глиной. Ребята, посмотрите, впитывает глина воду или нет? (Ответы детей)
Вывод. Глина медленно впитывает воду. Часть воды остается сверху, на глине.
Опыт № 6
Воспитатель: Возьмите палочку и попробуйте «посадить» ее по очереди в стаканчики с песком и с глиной. Представьте, что вы сажаете маленькое деревце. Во что легче его поместить? (Ответы детей)
Воспитатель: Сухая глина твердая, палочку в нее воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга», и поэтому ее воткнуть легче. Мы ведь уже выяснили, что песок — рыхлый.
Опыт № 7
Воспитатель: Ребята, а песок пропускает воду? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте проверим. Возьмите две воронки. В одну воронку насыплем песок, в другую положим глину. Поставьте воронки в стаканы и налейте на песок и глину воды.
Вывод. Глина воду не пропускает, а песок пропускает. Значит, песок может служить естественным фильтром для воды.
Воспитатель: Мы провели опыты с песком и глиной. Как вы теперь думаете, что лучше подойдет для строительства замка? (Ответы детей)
Воспитатель: Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Какая должна быть глина для лепки кирпичей: сухая или сырая? (Ответы детей)
Воспитатель: Что случится с замком во время дождя, если кирпичи будут песочные? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень хорошо работали сегодня. Я думаю, принц будет рад нашей помощи. Давайте отправим ему нужный материал. Дети кладут мешок с глиной в посылку.
3. Заключительная часть
Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.
Воспитатель: Что делали на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Кому помогали? (Ответы детей)
Воспитатель: В какие опыты проводили? (Ответы детей)
Воспитатель: Каким выводам пришли? (Ответы детей)
Воспитатель: Что нового вы узнали? (Ответы детей)
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось занятие? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Что было сложным? (Ответы детей)