Приложение МААМ

«Свойства глины и песка». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе (8 фото)

Немцева Анна Николаевна
«Свойства глины и песка». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Свойства глины и песка»

«Свойства глины и песка». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

Цель: развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство с песком и глиной.

Фото «Свойства глины и песка»

Задачи:

Образовательные:

Темочки:

• закрепить свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость, помочь определить, что песок и глина по-разному впитывают воду;

• подводить детей к ответу полными предложениями;

• формировать навыки проведения опытов.

Развивающие:

• развивать у детей познавательную активность;

• развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;

• развивать логическое мышление, мелкую моторику;

• развивать навыки речевого общения, обогащать словарный запас.

Воспитательные:

• воспитывать любознательность, любовь к окружающему миру;

• воспитывать у детей желание включаться совместно с взрослым в предложенную работу;

• приобщать детей к общепринятым правилам взаимоотношений;

• воспитывать желание работать друг с другом.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Оборудование: песок и глина, тетрадные листы, лупы, резиновая трубочка, иллюстрация пустыни, прозрачные стаканчики, вода, веточки, картинка замка из кирпича, красный кирпич, трехлитровая банка, влажные салфетки.

Содержание организованной образовательной деятельности

1. Организационный момент

Воспитатель: Доброе утро!

Ребята, я вам рада. (Мы тоже)

Воспитатель: Я дарю вам хорошее настроение (Мы тоже)

Воспитатель: Я дарю вам улыбку (Мы тоже)

Воспитатель: Будем друг с другом дружить мы всегда? (Да)

Воспитатель: Ваше настроение отличное? (Да)

2. Основная часть

Методические приемы

Воспитатель: Ребята, я получила посылку от сказочного принца. С ним случилась беда, злой волшебник украл его принцессу. Принц сможет освободить ее, если построит крепкий, надежный и красивый замок. Для строительства можно использовать только один из двух видов материала. Принц просит нас помочь выбрать материал. Воспитатель достает из посылки два мешочка.

Воспитатель: Чтобы узнать, что внутри мешочков вам надо отгадать загадки.

Я вам загадаю загадки, а вы угадайте.

Я бываю очень разный,

Желтый, белый, даже красный!

Встретишь ты меня везде,

Во дворе, на бережке,

Можно смело меня брать,

И в куличики играть,

Меня любит ребятня,

Отгадайте, кто же я? (Песок)

Воспитатель: Правильно! Послушайте еще одну загадку.

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

Чтоб сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу (Глина)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что в мешочках. (Ответы детей)

Воспитатель: Сложное задание задал волшебник. Замок должен быть крепким, не рассыпаться, не пропускать воду, во время дождя. А материал для строительства должен хорошо лепиться. Как вы думаете, какой материал лучше подойдет? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте посмотрим картинку замка. Из чего он построен? (Замок построен из кирпича).

Воспитатель: Как вы думаете, из чего можно сделать кирпичи: из песка или из глины? (Ответы детей)

Воспитатель: Как можно проверить? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, что можно делать с песком? (Ответы детей)

Воспитатель: Проведем опыты с песком и глиной.

Опыт №1

Воспитатель: Возьмите песок и аккуратно насыпьте на бумагу. Песок легко сыпется? (Ответы детей)

Воспитатель: Что можно сказать про песок? (Ответы детей)

Воспитатель: Какой он? (Он сыпучий, рыхлый)

Воспитатель: Насыпьте глину на бумагу. Что легче насыпать глину или песок? (Насыпать песок)

Опыт №2

. Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе - фото
Фото №1 Конспекты занятий

Воспитатель: С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (Из зернышек-песчинок).

Воспитатель: Как выглядят песчинки? (Ответы детей)

Воспитатель: Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка).

Воспитатель: Похожи ли песчинки одна на другую? (Ответы детей)

Воспитатель: Чем похожи и чем отличаются? (Ответы детей)

Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки. Затем рассмотрим таким же образом комочек глины. Воспитатель: Видны ли такие же частички в глине? (Ответы детей)

Воспитатель: В песке каждая песчинка лежит отдельно. А в глине - слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин. Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина - из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу. Песок сыпучий и его движение напоминает движение воды.

Воспитатель: А глина сыпучая? (Ответы детей)

Воспитатель: А как глина сыпется? (Комочками)

Воспитатель: Где используется сыпучесть песка? (В песочных часах, в картинах из песка)

Воспитатель: Ребята, а теперь понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах? (Ответы детей)

Вывод. Песок сыпучий, а глина нет. Они не имеют запаха.

Воспитатель: Ребята, продолжим наши открытия. Показ иллюстрации «Пустыня».

Воспитатель: Посмотрите на иллюстрацию. Что на ней изображено? Что вы знаете о пустыне? (Рассказы детей)

Рассказ воспитателя: В пустыне не бывает зимы, там очень жарко. Мало воды, почти нет растительности. Когда у нас поднимается ветер, начинается пурга или метель. А в пустыне ветер поднимает большое количество песка и начинается песчаная буря. Хотите устроить песчаную бурю в банке? (Ответы детей)

Опыт №3

Воспитатель: Банку нужно положить на бок, внутрь насыпать песок и глину, закрыть крышкой, в которую вставлена резиновая трубочка. Через нее с силой вдуваем в банку воздух. Внутри создается ветер.

Воспитатель: Что происходит с песчинками? (Ответы детей)

Воспитатель: Почему? (Ответы детей)

Воспитатель: А с кусочками глины? (Ответы детей)

Воспитатель: Почему? (Ответы детей)

Вывод. Песчинки маленькие, легкие не прилипают друг к другу, поэтому легко сдуваются. А кусочки глины сдуваются труднее, потому что они тяжелые.

Воспитатель: Что можно сделать с песком, чтобы можно было играть с ним при сильном ветре? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне. Давайте поиграем? (Ответы детей)

Физкультминутка

Мы песчинки, мы песчинки

Покружиться мы не прочь. (Кружатся)

Мы песчинки, мы песчинки

Танцевали б день и ночь. (Танцуют)

Встанем дружно все в кружок

Получается песок. (Встают в круг)

Грузовик песок везет. (Идут по кругу, изображая руль в руках).

Удивляется народ. (Останавливаются, поворачиваются лицом друг другу, разводят руками, делают удивленное лицо).

«Вот так чудо – чудеса. (Два раза наклоняют голову вправо – влево)

В нем песок под небеса». (Дети садятся)

Опыт №4

Фото №2 Все конспекты Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Свойства глины и песка Фото №3 Цель развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково исследовательской деятельности через знакомство с песком и глиной

Воспитатель: Что легче ломается кирпич из песка или кирпич из глины? (Ответы детей)

Дети пробуют пальчиком разломать кирпичи.

Воспитатель: Что случилось с песочными кирпичами? (Рассыпались).

Воспитатель: А глиняные рассыпаются? (Ответы детей)

Вывод. Из песка кирпичи получаются непрочные, легко распадаются, а глиняные прочные, их трудно разломать.

Воспитатель: Для прочности глиняные фигурки обжигают в специальных печах, после этого они становятся прочными, твердыми. Посмотрите, какой кирпич получается после обжига. (Показ красного кирпича)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему песочные кирпичи так легко рассыпаются, а глиняные нет? (Ответы детей)

Опыт №5

Фото №4 Задачи Образовательные Темочки Глина

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, впитывают ли песок и глина воду? (Ответы детей)

Воспитатель: Возьмите три стакана, один с песком, другой с глиной, третий с водой. Налейте немного воды в стакан с песком. Потрогайте песок. Воспитатель: Каким он стал? (Влажным, мокрым).

Воспитатель: Куда исчезла вода? (Ответы детей)

Воспитатель: Налейте немного воды в стакан с глиной. Ребята, посмотрите, впитывает глина воду или нет? (Ответы детей)

Вывод. Глина медленно впитывает воду. Часть воды остается сверху, на глине.

Опыт № 6

Воспитатель: Возьмите палочку и попробуйте «посадить» ее по очереди в стаканчики с песком и с глиной. Представьте, что вы сажаете маленькое деревце. Во что легче его поместить? (Ответы детей)

Воспитатель: Сухая глина твердая, палочку в нее воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга», и поэтому ее воткнуть легче. Мы ведь уже выяснили, что песок — рыхлый.

Опыт № 7

Фото №5 Знакомство с глиной Глина

Воспитатель: Ребята, а песок пропускает воду? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте проверим. Возьмите две воронки. В одну воронку насыплем песок, в другую положим глину. Поставьте воронки в стаканы и налейте на песок и глину воды.

Вывод. Глина воду не пропускает, а песок пропускает. Значит, песок может служить естественным фильтром для воды.

Воспитатель: Мы провели опыты с песком и глиной. Как вы теперь думаете, что лучше подойдет для строительства замка? (Ответы детей)

Воспитатель: Почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Какая должна быть глина для лепки кирпичей: сухая или сырая? (Ответы детей)

Воспитатель: Что случится с замком во время дождя, если кирпичи будут песочные? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень хорошо работали сегодня. Я думаю, принц будет рад нашей помощи. Давайте отправим ему нужный материал. Дети кладут мешок с глиной в посылку.

3. Заключительная часть

Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.

Воспитатель: Что делали на занятии? (Ответы детей)

Воспитатель: Кому помогали? (Ответы детей)

Воспитатель: В какие опыты проводили? (Ответы детей)

Воспитатель: Каким выводам пришли? (Ответы детей)

Воспитатель: Что нового вы узнали? (Ответы детей)

Рефлексия.

Воспитатель: Вам понравилось занятие? (Ответы детей)

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)

Воспитатель: Что было сложным? (Ответы детей)

Публикации по теме:

«Энергосбережение». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе«Энергосбережение». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Энергосбережение» Цель: формирование у детей потребности в экономии тепла,.

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства песка, почвы, глины»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства песка, почвы, глины» Познавательно исследовательская деятельность. Тема: «Свойства песка, почвы, глины» Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса.

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Мука и её свойства» для детей старшей группыКонспект НОД по познавательному развитию на тему «Мука и её свойства» для детей старшей группы .

Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности «Сравнение камней, песка и глины»Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности «Сравнение камней, песка и глины» Воспитатель: Ряполова П. С. 2019г. Цель. Расширять и закреплять знания детей о свойствах камней песка и глины. Задачи: Формировать у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Свойства глины и песка». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
Опубликовано: 7 декабря 2024 в 18:59
+312Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Свойства глины и песка». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Немцева Анна Николаевна (УИ 1518486) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 25.
Для просмотра комментариев
Календарь
09 января 2025 четверг
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД