Папки-передвижки

«Свойства глины и песка». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе (8 фото)

Немцева Анна Николаевна
«Свойства глины и песка». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Свойства глины и песка»

«Свойства глины и песка». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

Цель: развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство с песком и глиной.

Фото «Свойства глины и песка»

Задачи:

Образовательные:

Темочки:

• закрепить свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость, помочь определить, что песок и глина по-разному впитывают воду;

• подводить детей к ответу полными предложениями;

• формировать навыки проведения опытов.

Развивающие:

• развивать у детей познавательную активность;

• развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;

• развивать логическое мышление, мелкую моторику;

• развивать навыки речевого общения, обогащать словарный запас.

Воспитательные:

• воспитывать любознательность, любовь к окружающему миру;

• воспитывать у детей желание включаться совместно с взрослым в предложенную работу;

• приобщать детей к общепринятым правилам взаимоотношений;

• воспитывать желание работать друг с другом.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Оборудование: песок и глина, тетрадные листы, лупы, резиновая трубочка, иллюстрация пустыни, прозрачные стаканчики, вода, веточки, картинка замка из кирпича, красный кирпич, трехлитровая банка, влажные салфетки.

Содержание организованной образовательной деятельности

1. Организационный момент

Воспитатель: Доброе утро!

Ребята, я вам рада. (Мы тоже)

Воспитатель: Я дарю вам хорошее настроение (Мы тоже)

Воспитатель: Я дарю вам улыбку (Мы тоже)

Воспитатель: Будем друг с другом дружить мы всегда? (Да)

Воспитатель: Ваше настроение отличное? (Да)

2. Основная часть

Методические приемы

Воспитатель: Ребята, я получила посылку от сказочного принца. С ним случилась беда, злой волшебник украл его принцессу. Принц сможет освободить ее, если построит крепкий, надежный и красивый замок. Для строительства можно использовать только один из двух видов материала. Принц просит нас помочь выбрать материал. Воспитатель достает из посылки два мешочка.

Воспитатель: Чтобы узнать, что внутри мешочков вам надо отгадать загадки.

Я вам загадаю загадки, а вы угадайте.

Я бываю очень разный,

Желтый, белый, даже красный!

Встретишь ты меня везде,

Во дворе, на бережке,

Можно смело меня брать,

И в куличики играть,

Меня любит ребятня,

Отгадайте, кто же я? (Песок)

Воспитатель: Правильно! Послушайте еще одну загадку.

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

Чтоб сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу (Глина)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что в мешочках. (Ответы детей)

Воспитатель: Сложное задание задал волшебник. Замок должен быть крепким, не рассыпаться, не пропускать воду, во время дождя. А материал для строительства должен хорошо лепиться. Как вы думаете, какой материал лучше подойдет? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте посмотрим картинку замка. Из чего он построен? (Замок построен из кирпича).

Воспитатель: Как вы думаете, из чего можно сделать кирпичи: из песка или из глины? (Ответы детей)

Воспитатель: Как можно проверить? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, что можно делать с песком? (Ответы детей)

Воспитатель: Проведем опыты с песком и глиной.

Опыт №1

Воспитатель: Возьмите песок и аккуратно насыпьте на бумагу. Песок легко сыпется? (Ответы детей)

Воспитатель: Что можно сказать про песок? (Ответы детей)

Воспитатель: Какой он? (Он сыпучий, рыхлый)

Воспитатель: Насыпьте глину на бумагу. Что легче насыпать глину или песок? (Насыпать песок)

Опыт №2

. Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе - фото
Фото №1 Конспекты занятий

Воспитатель: С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (Из зернышек-песчинок).

Воспитатель: Как выглядят песчинки? (Ответы детей)

Воспитатель: Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка).

Воспитатель: Похожи ли песчинки одна на другую? (Ответы детей)

Воспитатель: Чем похожи и чем отличаются? (Ответы детей)

Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки. Затем рассмотрим таким же образом комочек глины. Воспитатель: Видны ли такие же частички в глине? (Ответы детей)

Воспитатель: В песке каждая песчинка лежит отдельно. А в глине - слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин. Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина - из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу. Песок сыпучий и его движение напоминает движение воды.

Воспитатель: А глина сыпучая? (Ответы детей)

Воспитатель: А как глина сыпется? (Комочками)

Воспитатель: Где используется сыпучесть песка? (В песочных часах, в картинах из песка)

Воспитатель: Ребята, а теперь понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах? (Ответы детей)

Вывод. Песок сыпучий, а глина нет. Они не имеют запаха.

Воспитатель: Ребята, продолжим наши открытия. Показ иллюстрации «Пустыня».

Воспитатель: Посмотрите на иллюстрацию. Что на ней изображено? Что вы знаете о пустыне? (Рассказы детей)

Рассказ воспитателя: В пустыне не бывает зимы, там очень жарко. Мало воды, почти нет растительности. Когда у нас поднимается ветер, начинается пурга или метель. А в пустыне ветер поднимает большое количество песка и начинается песчаная буря. Хотите устроить песчаную бурю в банке? (Ответы детей)

Опыт №3

Воспитатель: Банку нужно положить на бок, внутрь насыпать песок и глину, закрыть крышкой, в которую вставлена резиновая трубочка. Через нее с силой вдуваем в банку воздух. Внутри создается ветер.

Воспитатель: Что происходит с песчинками? (Ответы детей)

Воспитатель: Почему? (Ответы детей)

Воспитатель: А с кусочками глины? (Ответы детей)

Воспитатель: Почему? (Ответы детей)

Вывод. Песчинки маленькие, легкие не прилипают друг к другу, поэтому легко сдуваются. А кусочки глины сдуваются труднее, потому что они тяжелые.

Воспитатель: Что можно сделать с песком, чтобы можно было играть с ним при сильном ветре? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне. Давайте поиграем? (Ответы детей)

Физкультминутка

Мы песчинки, мы песчинки

Покружиться мы не прочь. (Кружатся)

Мы песчинки, мы песчинки

Танцевали б день и ночь. (Танцуют)

Встанем дружно все в кружок

Получается песок. (Встают в круг)

Грузовик песок везет. (Идут по кругу, изображая руль в руках).

Удивляется народ. (Останавливаются, поворачиваются лицом друг другу, разводят руками, делают удивленное лицо).

«Вот так чудо – чудеса. (Два раза наклоняют голову вправо – влево)

В нем песок под небеса». (Дети садятся)

Опыт №4

Фото №2 Все конспекты Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Свойства глины и песка Фото №3 Цель развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково исследовательской деятельности через знакомство с песком и глиной

Воспитатель: Что легче ломается кирпич из песка или кирпич из глины? (Ответы детей)

Дети пробуют пальчиком разломать кирпичи.

Воспитатель: Что случилось с песочными кирпичами? (Рассыпались).

Воспитатель: А глиняные рассыпаются? (Ответы детей)

Вывод. Из песка кирпичи получаются непрочные, легко распадаются, а глиняные прочные, их трудно разломать.

Воспитатель: Для прочности глиняные фигурки обжигают в специальных печах, после этого они становятся прочными, твердыми. Посмотрите, какой кирпич получается после обжига. (Показ красного кирпича)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему песочные кирпичи так легко рассыпаются, а глиняные нет? (Ответы детей)

Опыт №5

Фото №4 Задачи Образовательные Темочки Глина

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, впитывают ли песок и глина воду? (Ответы детей)

Воспитатель: Возьмите три стакана, один с песком, другой с глиной, третий с водой. Налейте немного воды в стакан с песком. Потрогайте песок. Воспитатель: Каким он стал? (Влажным, мокрым).

Воспитатель: Куда исчезла вода? (Ответы детей)

Воспитатель: Налейте немного воды в стакан с глиной. Ребята, посмотрите, впитывает глина воду или нет? (Ответы детей)

Вывод. Глина медленно впитывает воду. Часть воды остается сверху, на глине.

Опыт № 6

Воспитатель: Возьмите палочку и попробуйте «посадить» ее по очереди в стаканчики с песком и с глиной. Представьте, что вы сажаете маленькое деревце. Во что легче его поместить? (Ответы детей)

Воспитатель: Сухая глина твердая, палочку в нее воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга», и поэтому ее воткнуть легче. Мы ведь уже выяснили, что песок — рыхлый.

Опыт № 7

Фото №5 Знакомство с глиной Глина

Воспитатель: Ребята, а песок пропускает воду? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте проверим. Возьмите две воронки. В одну воронку насыплем песок, в другую положим глину. Поставьте воронки в стаканы и налейте на песок и глину воды.

Вывод. Глина воду не пропускает, а песок пропускает. Значит, песок может служить естественным фильтром для воды.

Воспитатель: Мы провели опыты с песком и глиной. Как вы теперь думаете, что лучше подойдет для строительства замка? (Ответы детей)

Воспитатель: Почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Какая должна быть глина для лепки кирпичей: сухая или сырая? (Ответы детей)

Воспитатель: Что случится с замком во время дождя, если кирпичи будут песочные? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень хорошо работали сегодня. Я думаю, принц будет рад нашей помощи. Давайте отправим ему нужный материал. Дети кладут мешок с глиной в посылку.

3. Заключительная часть

Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.

Воспитатель: Что делали на занятии? (Ответы детей)

Воспитатель: Кому помогали? (Ответы детей)

Воспитатель: В какие опыты проводили? (Ответы детей)

Воспитатель: Каким выводам пришли? (Ответы детей)

Воспитатель: Что нового вы узнали? (Ответы детей)

Рефлексия.

Воспитатель: Вам понравилось занятие? (Ответы детей)

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)

Воспитатель: Что было сложным? (Ответы детей)

Публикации по теме:

«Энергосбережение». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе«Энергосбережение». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Энергосбережение» Цель: формирование у детей потребности в экономии тепла,.

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства песка, почвы, глины»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства песка, почвы, глины» Познавательно исследовательская деятельность. Тема: «Свойства песка, почвы, глины» Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса.

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Мука и её свойства» для детей старшей группыКонспект НОД по познавательному развитию на тему «Мука и её свойства» для детей старшей группы .

Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности «Сравнение камней, песка и глины»Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности «Сравнение камней, песка и глины» Воспитатель: Ряполова П. С. 2019г. Цель. Расширять и закреплять знания детей о свойствах камней песка и глины. Задачи: Формировать у детей.

Конспект НОД в старшей группе с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности «Свойства песка» Цель: Привлечь детей к самостоятельным размышлениям. Задачи: Образовательные задачи. — Познакомить детей со свойствами песка, установить.

Конспект ООД по познавательному развитию «Бумажная Фея» во второй младшей группе. Свойства бумагиКонспект ООД по познавательному развитию «Бумажная Фея» во второй младшей группе. Свойства бумаги Образовательные области : «Познание» Раздел: Ознакомление с окружающим миром Тема: «В гостях у Бумажной Феи» (экспериментальная деятельность).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Свойства глины и песка». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
Опубликовано: 7 декабря 2024 в 18:59
+312Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Свойства глины и песка». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Немцева Анна Николаевна (УИ 1518486) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 25.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 марта 2025 четверг
Соленый праздник для детей!
Читаем стихи Сергея Михалкова!
14 марта 2025 пятница
Изучаем бабочек!
Международный день числа «Пи»!
Мимоза — символ нежности, весны и красоты!
Духовных книг божественная мудрость!
Празднуем день рек!
Изучаем буквицы и славянскую азбуку!
А не сделать ли нам бутерброды?
Праздник для маленьких Энштейнов!
(Отмечается в пятницу второй полной недели марта)



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД