Татьяна Будникова
Су-Джок терапия в развитии речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский
Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных черт характера. Это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом.
Публикация «Су-Джок терапия в развитии речи детей» размещена в разделах
- Массажные мячики и шарики Су-Джок
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Для развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка, наряду с традиционными методиками, используются самые разнообразные нетрадиционные технологии и средства развития.
Одной из таких нетрадиционных логопедических технологий является Су – Джок терапия («Су» – кисть, «Джок» – стопа). Это высокоэффективная, простая и безопасная в применении терапия, последнее достижение восточной медицины, разработанная южно-корейским профессором Пак Чже Ву. Кисти, и стопы являются, по мнению самого автора системы Су — Джок, «пультами дистанционного управления» здоровьем человека. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела.
Актуальность использования массажера Су — джок в логопедической коррекции у дошкольников с речевыми нарушениями позволяет не только повысить интерес к занятию, но и оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
1. Автоматизация звуков.
Катаем массажёр между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию нарушенного звука.
Автоматизация звука «Ж»
Ходит ёжик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ёжик.
Как же его взять?
2. Совершенствование лексико - грамматических категорий.
Педагог катит массажёр ребёнку, называя предмет в ед. ч. Ребёнок поймав ладонью массажёр, откатывает его назад, называя существительные во мн. ч.
Упражнение «Один – много»
«Назови ласково»
«Скажи наоборот» и т. д.
3. Совершенствование навыков пространственной ориентации, развитие памяти, внимания:
Упражнение: “Глазки закрывай, на каком пальце колечко – угадай”, “Справа, слева я стучу - перепутать не хочу” “Слушай и запоминай, повторяй и выполняй”
- надень колечко на мизинец правой руки (на безымянный левой руки и т. д.);
- возьми «ёжика» в правую руку и спрячь за спину и т. д.
4. Звуковой анализ слова.
Упражнения:
*“Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери”
*“Я на шарик погляжу, все про звук вам расскажу”
*Шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука:
красный - для гласных;
синий с колечком - для звонких твёрдых согласных;
синий без колечка - для глухих твёрдых согласных;
зелёный с колечком - для звонких мягких согласных;
зелёный без колечка - для глухих мягких согласных.
*Звуковой и слоговой анализ слов (“Раз, раз, раз, слово выложим сейчас…”)
*Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков су-джок и т. д.
5. Совершенствование навыков употребления предлогов.
На столе коробка. По инструкции педагога ребёнок кладёт «ёжиков» соответственно:
- красный В коробку,
- синий –ПОД коробку,
- зелёный –ОКОЛО коробки.
Затем наоборот – ребёнок должен описать действия педагога:
- достать ИЗ коробки,
- спрятать ПОД коробку и т. д.
6. Слоговая структура слова.
Упражнения:
*“По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай”
* “Шарик мы ладонью “стук”, повторяем в слоге (слове) звук”
*“Шарик мне назад верни, слоги (слово) верно повтори”
*“Слог да слог - и будет слово, мы в игру сыграем снова”
*“Шар обратно прокати, слоги (слово, фразу) измени”.
7. Развитие фонематического слуха.
*Покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав этот звук среди др. звуков, услышав слог или слово с ним. *Спрячь шарик в ладонях, если звука там нет.
*Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других, слогов, слов с этим звуком.
*“Если звук услышат ушки - подними шар над макушкой”
*“Телеграфисты” (простукивание шариком заданного ритмического рисунка)
*“Шарик мы ладошкой “стук”, если слышим нужный звук”
А также…
* Связь звука с буквой (“Буквы знаю и пишу…”)
Прокатывание шариком по написанной букве.
Написание буквы и её элементов прокатыванием шарика по поверхности стола, на ладони.
*закрепление темы «Домашние (дикие) животные»:
надевая на каждый палец «волшебное» колечко, проговариваем содержание палч \ игры и отслеживаем глазами порядок называния животных по картинкам.
«Прогулка»
(На листе бумаги нарисовать тропинку, вдоль тропинки по разные стороны нарисовать ягоды и грибы, передвигаем пальчиками мяч по тропинке)
По сухой лесной дорожке
Топ-топ-топчут ножки.
Ходит бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ёжик.
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
Если подкрадётся волк,
Превратится ёж в клубок.
Эти занятия достаточно просты, поэтому ребёнок может выполнять их как в детском саду с педагогами, так и дома с родителями.