Карпова Римма
Мотивация в формировании экологической культуры учащихся на уроках биологии
▼ Скачать + Заказать документы
Экология как форма общественного сознания является одной из составляющих биологической науки, изучающей закономерности взаимодействия и взаимоотношений внутри фауны и флоры, их представителей между собой и с окружающей средой [1]. Формирование экологической культуры является одним из способов воспитания у обучающихся уважения к окружающей среде, побуждая, тем самым, их к бережному отношению к природе. Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования предусмотрена реализация системы непрерывного экологического образования и программа развития экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся [4]. По мнению Н. Н. Моисеева, знание законов биоэкологии не определяет направленность деятельности человека. Экологическое образование нельзя свести к преподаванию классической экологии из-за отсутствия в ней механизма превращения научных знаний в определенные отношения, а их – в мотив и цель деятельности, осмысленное соотношение социальных и личностных отношений [3]. В связи с этим, совершенствование методик экологического образования заключается в активизации познавательной деятельности учащихся, развитии у них мотивации к обучению. Мотивация обучающихся к формированию экологической грамотности заключается в создании условий для появления внутренних побуждений, осознания дальнейшего саморазвития. Мотивация (от lat. «movere») - побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900 – 1910 гг.) А. Шопенгауер. Сегодня он трактуется учеными по-разному. Согласно В. К. Вилюнасу мотивация – это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность, в то время как К. К. Платонов считает, что мотивация, как явление психическое есть совокупность мотивов. В психолого-педагогической литературе мотивация рассматривается как сложная и многоаспектная категория, что обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы и структуры (А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн, П. М. Якобсон). Разработка проблемы мотивации связана в первую очередь с анализом источников активности 380 человека, побудительных сил его деятельности, поэтому изначально мотивация трактуется как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности. По утверждению М. В. Матюхиной, мотивация представляет собой совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его деятельность в окружающей среде [2]. В качестве исходной для мотивации формирования экологической культуры обучающихся была принята концептуальная модель А. Н. Леонтьева, где деятельность понимается как система взаимосвязанных компонентов, имеющих в структуре: потребности – мотивы – цели, действия – операции – условия. В основе мотивационной деятельности лежит потребность в новых знаниях, которые, по мнению С. Г. Рубинштейна является неотъемлемой составляющей развития личности, способствующей формированию эмоционально-ценностного отношения к миру, к собственной деятельности, воспитанию потребностей и мотивов. В исследованиях отечественных ученых рассматривается также учебная мотивация как особый вид мотивации, включенный в учебную деятельность (Л. И. Божович, И. А. Зимняя, А. К. Маркова). Одним из побудительных компонентов учебной мотивации ученые выделяют интерес, который определяется как одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной среды [6]. Особое место в системе мотивов принадлежит познавательной мотивации, без которой усвоение системы теоретических научных понятий из конечной цели (мотива-цели) может превратиться в условия достижения других целей. По мнению М. Г. Романцова, мотивационная основа учебной деятельности представляет собой последовательность мотивационных состояний, поддерживающих ее непрерывность и стабильность, и включающих в себя следующие элементы: 1) сосредоточение внимания на учебной ситуации; 2) осознание смысла предстоящей деятельности и выбор мотива, а также целеполагание; 3) стремление к осуществлению учебных действий и достижению успеха с осознанием уверенности в правильности своих действий и самооценки процесса и результатов деятельности [5]. 381 Важное место в стратегии школьного образования занимает экологическое образование, являющееся основой формирования социокультурной адаптации обучающихся. Оценка сформированности экологической культуры обучающихся осуществлялась на уроках биологии в ходе промежуточного и итогового контроля. Исследование проводилось на базе школы № 120 г. Самара, в котором участвовало 100 старшеклассников: экспериментальная группа (ЭГ) - 25, контрольная (КГ) - 75 школьников. «Входной» срез проходил вначале обучения, а «итоговый» - в конце. Результаты констатирующего эксперимента показали, что большинство обучающихся мало знакомы с основными биоэкологическими понятиями, такими как организм, биоэкологическая среда, вид, популяция, биоценоз и биосфера, вопросы на установление взаимосвязанных отношений между ними вызывали серьезные затруднения у школьников обеих групп. Формирующий эксперимент, включающий разработку и применение новых технологий обучения биологии и экологии в образовательном процессе, способствовал повышению качества усвоения основ биоэкологических понятий. Результативность методики преемственного развития биоэкологических понятий, развитие интеллектуальных умений и навыков в экспериментальной группе были высоки - 76,43% обучаемых справились с выполнением задания, в то время как в контрольной - их число составило 42,41%. В ходе экспериментального обучения отмечался рост познавательного интереса школьников (71,2% - 10 класс и 80,3% - 11 класс, в то время как в контрольной группе он был заметно ниже – 54,7% и 65,3% соответственно. Экспериментальные данные, обработанные поэлементным анализом по методу А. В. Усовой с использованием критерия Стьюдента, свидетельствовали об эффективности применяемой методики: коэффициенты усвоения содержания понятий высоки и составили 0,75 – 1,00. При оценке достижений в развитии умений, навыков обучаемых было отмечено усвоение форм и методов биоэкологической грамотности, повышающие адаптацию к окружающей среде. В результате эксперимента, у обучаемых формировались такие качества, как ответственность и 382 требовательность к себе (65,6%, целеустремленность (32,2%, организованность (75,2%) и возрастала адаптивность к окружающей среде (79,8%). Одной из обозначенных целей исследования явилось выявление мотивации обучающихся к успеху, диагностика которой осуществляется по методу Т. Элерса, составляющего основу их мотивационной направленности на достижение желаемого результата, формирование экологической культуры. Респондентам предстояло дать один из двух вариантов ответов «да» или «нет» на 41 вопрос. Степень выраженности мотивации, согласно методике Т. Элерса, оценивалась количеством баллов, совпадающих с ключом: от 1 до 10 баллов – низкая мотивация; от 11 до 16 баллов – средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов – умеренно высокий уровень мотивации; свыше 21 балла – слишком высокий уровень мотивации. Анализ анкетирования показал следующие результаты. Исследования показали, что в процессе обучения школьников меняется их адаптация к окружающей среде. А именно, идет возрастание адаптивных способностей от года к году. В результате исследования было выявлено, что обучающиеся, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска, и таких в выборке насчитывалось 43% в контрольной группе и 53,7% – в экспериментальной, причем, их количество уменьшалось к старшим классам (11 класс, разница которых составила 12% и 7,6% соответственно. Те же из обучаемых, кто боялся неудач, выявили гипо- или гиперуровень риска. Количественно число данных респондентов, составляло 29,4% (обучающиеся 9 и 11-х классов). Наиболее нейтральными были отношения к предполагаемым неудачам у десятиклассников, о чем свидетельствуют показатели их уровней мотивации – (33,8% и 51,7% соответственно, демонстрируя тем самым, эмоциональную комфортность от мотивационной деятельности. Таким образом, мотивация создает потенциальную возможность успешного обучения старшеклассников, поскольку мера реализации мотивов зависит от процессов целеполагания – постановки конечных и промежуточных целей, от уровня удовлетворенности мотивационной деятельностью, способствующих формированию экологической культуры школьников.