Папки-передвижки

Способы формирования познавательной мотивации у дошкольников

Хвастунова Оксана Алексеевна
Способы формирования познавательной мотивации у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Способы формирования познавательной мотивации у дошкольников.

Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности. Отсутствие мотивации к учению, узнаванию нового – основная проблема, с которой сталкиваются учителя в школе, родители и, соответственно, психологи, работающие в системе образования.

Публикация «Способы формирования познавательной мотивации у дошкольников» размещена в разделах

Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста (М. К. Бардышевская 1995; Л. А. Венгер, 1978; Н. И. Ганошенко и В. С. Юркевич, 1983; К. М. Рамонова, 1961; Е. О. Смирнова, 2003; А. И. Сорокина, 1975; Г. И. Щукина, 1962; В. С. Юркевич, 1980 и др.). Умственная активность дошкольника приобретает более самостоятельный характер. Он стремится без посторонней помощи решать новые задачи, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять скрытые свойства и отношения предметов. Вместе с тем, очевидно, что познавательная мотивация и познавательная активность не являются прямым следствием возраста и далеко не все дошкольники обладают этим ценным качеством в равной мере. К тому же в результате форсированного обучения дети порой бывают перегружены излишней информацией, и сами уже не стремятся к получению новых знаний. Ситуация усугубляется тем, что в большинстве школ обучение начинается с шести лет, а интеллектуальная подготовка к школе осуществляется уже с 4,5-5 лет. При этом подавляется любопытство ребенка, дети растут вялыми, безынициативными и учатся подчиняться взрослому.

Понятие познавательной мотивации внутренне связано с другими, смежными понятиями, среди которых можно выделить:

- познавательный интерес, то есть эмоциональную включенность в решение познавательной задачи;

- познавательную деятельность - практическую активность, направленную на познание нового;

- познавательную активность, то есть готовность к познавательной деятельности и инициативность в ней;

- любознательность, любовь к знаниям, стремление узнать что-то новое.

Очевидно, что все эти понятия близки по своему содержанию.

Объединяющим началом для них является направленность человека на бескорыстное узнавание нового и удовлетворение от самого процесса умственных усилий, то есть внутренняя мотивация. Познавательная деятельность имеет место лишь тогда, когда активность человека побуждается самим процессом познания и его познавательным результатом, и не сводится к уровню развития познавательных процессов.

Как известно, мотив имеет две основных функции – побуждающую и смыслообразующую (А. Н. Леонтьев). В соответствии с этим, познавательная мотивация с одной стороны побуждает соответствующую ему деятельность, то есть стимулирует самостоятельность, инициативность и целенаправленность в решении не прагматической, а чисто познавательной задачи. С другой стороны, познавательная мотивация порождает специфические смысловые образования и познавательные эмоции - интерес к деятельности, удовольствие от получаемых впечатлений и от умственных усилий.

Показатели выраженности познавательной мотивации :

1. эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»);

2. целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца);

3. степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности).

Основной задачей развития познавательной мотивации является предоставление ребенку возможности самостоятельно выбирать сферу приложения умственных усилий, ставить себе цель и находить собственные способы ее осуществления.

При выборе конкретных методических приемов следует предлагать детям ситуации, соответствующие возрастным особенностям и возможностям старших дошкольников, охватывать различные виды познавательной деятельности (то есть включать как действенный, так и образный способ познания. Однако следует помнить, что все-таки познавательная мотивация старших дошкольников более ярко проявляется в деятельности, подразумевающей действенный способ познания, по сравнению с образным. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования. Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму”. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.

Продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе - от позиции самого ребёнка, его активности.

Умственная активность старшего дошкольника приобретает более самостоятельный характер. Вместе с тем, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все дошкольники обладают этими ценными качеством в равной мере.

Одним из наиболее актуальных направлений поисков как методической науки, так и всего педагогического процесса современного дошкольного образовательного учреждения, выступает потребность в развитии познавательной активности формирующейся личности, потому что именно в ней содержатся истоки многих проблем: формирование познавательных интересов, развитие самостоятельности, умственных способностей, привития умения учиться, воспитание инициативности, целенаправленности, творчества.

Важность дошкольного детства как сензитивного периода в формировании познавательной и творческой активности личности обосновывается в трудах крупнейших отечественных психологов (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, П. -Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).

Показателем познавательной активности является уровень овладения детьми такими мыслительными операциями как анализ, синтез, особенно сравнение и классификация.

Чтобы открыть ребёнку радость умственной работы, разбудить любознательность, нужно использовать эффективные методы и приёмы развития познавательной активности детей в условиях дошкольного учреждения. Например, такие:

- создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.);

- создание взрослыми доступных детям проблемных ситуаций, постановка творческих задач;

- успешными для развития познавательной активности могут стать игры-загадки, в которых в скрытой или явной форме содержится умственная задача;

- использование технологии ТРИЗ в поисково-исследовательской деятельности;

- проведение ежедневных эвристических бесед;

- отработка различных приёмов развития мысли ребенка от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым маленьким открытиям;

- широкое использование такого средства развития познавательной активности ребё нка как игра: игра-упражнение, игра-поиск, игра-соревнование, сюжетно-ролевая игра, познавательная игра-путешествие;

- интегрированный метод обучения, предполагающий полную интеграцию (экологическое воспитание с художественной литературой, ИЗО, музыкальным воспитанием, физическим развитием, частичную интеграцию (интеграция художественной литературы и изодеятельности, Интеграцию на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Среди условий, способствующих становлению познавательной мотивации, большинство авторов называют игру и общение со взрослым.

Взрослый передает ребенку не только средства и способы познавательной деятельности, развивает познавательные способности, но и свое отношение к этой деятельности. При участии взрослого ребенок имеет возможность обратиться за помощью, исправить ошибки, выбрать задание соответствующего уровня сложности. Но главное - взрослый наделяет смыслом новую для ребенка познавательную деятельность, помогает удержать мотивацию и направить ребёнка на решение задачи. При совместной работе со сверстником такой целенаправленности у ребенка, как правило не наблюдается, зато эмоционально занятия проходят более ярко.

Подражая и соревнуясь друг с другом, дети с удовольствием включаются в познавательную деятельность. В то же время, сверстник может и отвлечь другого ребенка от работы. Таким образом, участие сверстника сказывается на эмоциональности и инициативности ребенка, а взрослого – на целенаправленности познавательной деятельности и эмоциональной вовлеченности в нее. Поэтому, следует допускать разные коммуникативные ситуации (индивидуальные и групповые). Детей в группу или пару следует подбирать таким образом, что бы они дополняли друг друга, т. е. один ребенок с низкими показателями эмоциональной вовлеченности и инициативности, а другой, наоборот, с высокими оценками по этим характеристикам, но с низкой целенаправленностью.

Основные принципы развития познавательной мотивации :

1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы. В работе предполагается не только «активность присвоения» со стороны ребенка, но и «активность отдачи» со стороны взрослого

2. Стимуляция любознательности ребенка. В работе следует использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (коробочка с секретом, гироскоп, лента Мебиуса, головоломки, магниты, рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц и др.).

3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.

4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Если мы стремимся к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, то следует акцентировать внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях ребенка.

5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывают занятие, которое они сами выбрали, то взрослый предлагает (но не настаивает) вместе завершить то, что было задумано ребенком.

Публикации по теме:

Формы и способы формирования речевого развития у детей дошкольного возраста «Актуальность» В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение,.

«Исследовательская деятельность как способ мотивации познавательной активности старших дошкольников» — методики Савенкова А. И.«Исследовательская деятельность как способ мотивации познавательной активности старших дошкольников» — методики Савенкова А. И. «Исследовательская деятельность как способ мотивации познавательной активности старших дошкольников» (с использованием методик Савенкова.

Способы формирования психологической культуры и авторитета руководителя образовательной организации Руководство - это искусство руководителя использовать весь свой профессионализм и научные знания об управлении для достижения коллективом.

Условия формирования устойчивой учебной мотивации у учащихся начальных классов Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности.

Формирование познавательной мотивации дошкольного возраста (средняя группа). Совместная деятельность «Сказочные приключения» Формирование познавательной мотивации дошкольного возраста (средняя группа) при интеграции образовательных модулей («Познание», «Музыка».

Конспект НОД по развитию любознательности и познавательной мотивации «Воздушные шары для пятачка» в старшей группе Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации детей в совместной познавательно-исследовательской деятельности со взрослым.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные игры как средство формирования познавательной активности дошкольников» (презентация)Мастер-класс для педагогов «Интерактивные игры как средство формирования познавательной активности дошкольников» (презентация) «Интерактивные игры как средство формирования познавательной активности детей дошкольного возраста» Актуальность:На сегодняшний день мы.

Развитие поисковой активности и познавательной мотивации детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельност «Развитие поисковой активности и познавательной мотивации детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности». Ерофеева.

Способы повышения учебной мотивации. Самоподготовка На современном этапе развития образования одной из приоритетных задач образовательной политики является создание условий эффективного обучения,.

Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности у старших дошкольников Одним из эффективных путей активизации познавательной активности дошкольников является дидактическая игра. Игру можно назвать восьмым чудом.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Способы формирования познавательной мотивации у дошкольников
Опубликовано: 8 февраля 2018 в 14:35
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Способы формирования познавательной мотивации у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Хвастунова Оксана Алексеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД