Елена Бабанова
Проект «Страна времени» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнечный круг» комбинированного вида детский сад № 135
Проект
«Страна времени»
для детей подготовительной группы
Воспитатель:
Бабанова Елена Владимировна
Никитина Юлия Валерьевна
г. Нижний Тагил
2017г.
Проект
по развитию временных представлений
у дошкольников подготовительной к школе группы
Публикация «Проект „Страна времени“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
"Путешествие в страну времени"
Характеристика проекта
Тип проекта : учебный
Вид проекта : групповой
Продолжительность проекта : краткосрочный
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Актуальность
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени.
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени : определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Представления о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка-дошкольника.
Цель: Развитие временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы.
Задачи:
Развивающие:
- Развивать представление о времени.
- Формировать предпосылки поисковой деятельности, творческую активность.
Обучающие:
- Дать представление об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», Времен года».
- Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунды).
- Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).
Воспитывающие:
• Воспитывать желание «беречь» время.
Результативность:
На основе систематизации и обобщения знаний дети научатся:
ориентироваться во временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда,
научатся отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов
Сформируются предпосылки поисковой деятельности, творческой активности.
Систематизируются знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа).
отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).
Воспитанно желание «беречь» время.
Формы, методы и приемы работы:
• диагностика ориентации во времени детей;
• составление календарного плана;
• подбор подходящих дидактических игр;
• разработка конспектов занятий поданной теме;
• чтение и заучивание стихов, разгадывание загадок о временных понятиях;
• выставка художественной и методической литературы по изучению временных понятий;
• проведение конкурса
• досуг «Путешествие в страну часов»;
• мини-музей часов и календарей;
Содержание проекта
Календарный план работы
Подготовительный этап :
Донести до участников проекта важность данной темы.
Сбор и анализ литературы по данной проблеме.
Принятие учебной задачи.
Разработка содержания проекта "Путешествие в страну времени" Составить перспективный план мероприятий.
Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья». Подбор игр.
Подобрать материал для бесед с родителями и консультации «Развитие временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы»
Основной этап
Реализация проекта рассчитана на _2_ недели: с «20» ноября по «1» декабря
План мероприятий.
№ п/п Направление Мероприятия
1. «Физическое развитие» Досуг «Путешествие в страну часов»
Подвижные игры «Тик-так», «Ходят стрелочки по кругу»
2. «Социально-коммуникативное развитие» Дидактические игры «Лови, бросай, времена года называй», «Части суток»
Дидактическая игра «Что бывает раньше, что потом»
Сюжетно – ролевые игры «Семья. Распорядок дня», «Часовая мастерская», «Магазин часов»
3. «Познавательное развитие» Создание мини-музея часов и календарей.
Просмотр мультфильма «Фиксики. Часы.» Беседа «Немного истории о часах
НОД «Мир природы» «Времена года»
НОД «Социальный мир» «Время и его назначение», показ презентации «Какие бывают часы»
Просмотр урока «Шишкин лес»
Задание «Нарисуй в часах стрелки»
НОД «Здоровье» «Дорога к доброму здоровью»
Опытно-экспериментальная деятельность «Опыт с часами»Викторина «Какие бывают часы»
4. «Речевое развитие» Загадывание загадок о временах года
Чтение стихов, Заучивание стихотворения С. Баруздин «Часы»
Заучивание считалки «Как запомнить дни недели»
Чтение: «Сказка о четырёх сестричках»
Чтение: Шорыгина «Братья месяцы»
Чтение: Е. А. Ильина «Сказка про вчерашний день»
Чтение Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу», Т. И. Ерофеева «Кукушка в часах», В. Садовский «Тик-так».
5. «Художественно-эстетическое развитие» Раскраски о временах суток
Рисование «Календарь времён года»
Лепка «Часы»
Коллективная работа «Режим дня в детском саду»
Рассматривание тематических картинок: «Части суток», «Что бывает раньше – что потом», «Времена года».
Конкурс для родителей с детьми «Сделай часы своими руками»
Заключительный этап
• Подведение итогов конкурса «Сделай часы своими руками
• Проведение досуга «Путешествие в страну часов»
• Итоговое занятие по изучению времени.
• Подведение итогов реализации проекта : сбор фотографий и оформление презентации «Мы ориентируемся во времени».
Итоги проекта :
• Формирование у детей знаний о времени и приборах, определяющих его.
• Развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени.
• Планирование ребенком своей деятельности во времени способствует становлению у него таких качеств, как организованность, собранность, целенаправленность.
• Модернизация педагогического процесса путем внедрения новых форм работы.
• Определение способов вовлечения родителей в жизнь группы и в образовательную работу.
• Сближение родителей и педагогов вокруг повышения познавательных интересов детей, вовлечение членов семьи в жизнь ребенка в детском саду
РИСОВАНИЕ «КАЛЕНДАРЬ ВРЕМЁН ГОДА»
РИСОВАНИЕ «ВРЕМЕНА СУТОК»
ЛЕПКА «ЧАСЫ»
КОЛЛАЖ «РЕЖИМ ДНЯ В ДЕТСКОМ САДУ»
МИНИ-МУЗЕЙ ЧАСОВ И КАЛЕНДАРЕЙ
Приложение:
Беседа о часах
Весь век идёт Ерё мушка:
Ни сна ему, ни дрёмушки,
Шагам он точным счёт ведёт,
И всё-же с места не сойдёт. (Часы)
А для чего человеку нужны часы? А для человеку нужно знать время? Как вы думаете: можно время пощупать, понюхать, потрогать?
А что можно делать со временем? Ничего. Время может быть настоящим, прошедшим, будущим. Человек определяет время по часам.
Уже и не верится, что в давние времена люди и не знали ничего о часах. Сначала древние люди распознавали день, ночь, утро, вечер. Позже час стали измерять длиною стопы. Три ступни – вечер, а если ты собираешься прийти в гости «в 4 стопы», то не спеши, ещё рано. Потом пользоваться такими часами стало неудобно, потому, что длина стопы у всех людей разная и время давало сбой. Нашлись изобретатели, которые предложили на поляне вкопать столб и солнце, идя по кругу светило на столб, а от него тень падала на землю, на которой был очерчен круг. Но прошло время и определение время по тени себя изжило. Человек задумался над тем, как создать часы.
Первые часы были солнечными. В Древнем Вавилоне на вершине самой высокой пирамиды был поставлен глиняный столб. Площадь возле столба расчертили линиями. Когда тень приближалась к линии, жрец кричал: «Знайте, вольные и рабы, всё население царства, волею бога прошёл ещё один час. Пять часов после восхода солнца!»
Вторыми часами оказался:
«В деревне есть часы такие
Не мёртвые, а живые,
Ходят без завода.
Они птичьего рода».
По крику петуха люди определяли время. Но и это вскоре стало неудобно, поскольку петух спал, сидя на жёрдочке, а если падал с неё, то и кукарекать начинал раньше. А как было определять время, если петуха не было?
О цветах-часах
Человек изобрёл водяные часы.
Они состояли из двух сосудов, в один из которых нужно было постоянно добавлять воду. И они также оказались неудобными.
Стали люди думать и гадать, какие придумать часы, чтобы они показывали время и ночью, и днём, и в пасмурную погоду. И придумали песочные часы.
В них нет ни стрелок, ни цифр и сделаны они из стекла, а в середине находится песок. (Показать детям принцип работы песочных часов). Но со временем и эти часы стали неудобными.
В 996 году в немецком городе Магдебург был изобретен первый механический будильник, который работает до сих пор.
Мастер Генлейн изобрёл карманные часы. А через 50 лет появилась на часах минутная стрелка. Секундная стрелка появилась через 200 лет.
Прогресс, наука ушли далеко вперё д: человек изобрёл электронные часы, кварцевые часы, часы, работающие на солнечных батарейках. Кроме того, существуют цветы-часы.
Сказочные часы
Но самое интересное, что существуют сказочные часы. Это взрослые позаботились о детях. Эти часы висят на стене центрального театра кукол в городе Москве. На вершине часов стоит петух, а вокруг него 12 домиков. Каждый час из одного из домиков появляется сказочный персонаж. А когда часы бьют 12 ночи из каждого домика выходят козёл, сова, ворона, заяц, лисица, обезьяна, кот, баран, поросёнок, коза и волк и все вместе начинают танцевать под музыку.
Недаром говорится: «У каждого времени свои обычаи». Больше всего часы уважают тех людей, которые умеют планировать своё время. Недаром часам дано магическое слово «тик-так», что напоминает стук человеческого сердца. И это очень важно, потому что они именно как сердце, отвечают за ритмы нашей жизни.
И коль мы с вами живём во времени, а народная пословица гласит «время – золото», потому нет ничего дороже времени. Время нужно использовать с толком. Так, чтобы изготовить мебель, нужно время, чтобы добыть уголь или сварить сталь – нужно время.
Чтобы приготовить уроки – нужно время. А как вы думаете – одинаково ли времени нужно для этих трёх дел? Ваш урок длится 45 минут. За это время учитель вам объясняет новую тему, опрашивает вас, задаёт домашние задания, вы работаете ещё в классе. Но звенит звонок – вот она, перемена.
Можно ли на перемене сделать то, что вы делали на уроке? Нет. А почему? Правильно. Время течёт очень быстро, а чтобы успеть сделать полезное дело, необходимо его беречь и правильно использовать. Для этого существует режим дня. (Рассказ о режиме дня)
И недаром народная мудрость гласит: «время – деньги» - ведь на каждое дело нужно определённое время. «Кончил дело – гуляй смело».
Физкультминутка
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
А теперь послушайте сказку Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени», Василия Сухомлинского «Втеряний день».
Ведут часы секундам счёт,
Ведут минутам счёт.
Часы того не подведут,
Кто время бережёт.
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.
И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.
Умеет он одеться в срок,
Умыться и поесть,
Умеет встать он за станок,
За парту в школе сесть.
С часами дружба хороша!
Работай, отдыхай,
Уроки делай не спеша
И книг не забывай!
Чтоб вечером, ложась в кровать,
Когда наступит срок,
Ты мог уверенно сказать:
- Хороший был денёк!
Я желаю, вам ребята, чтобы вы могли всегда уверенно сказать: «День у меня сегодня был хороший!»
Игра “Ходят стрелочки по кругу”
На полу разложены карточки с цифрами от 1 до 12, по кругу. Дети встают около карточек. Педагог встает в центре и произносит с детьми слова.
Мы – часы, наш точен ход,
Водят стрелки хоровод.
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга.
(Дети ходят по кругу, взявшись за руки.)
Стрелки, стрелки, не спешите,
Вы нам время подскажите!
(Дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой.)