Елена Виноградова
Конспект образовательной деятельности «Страна восходящего солнца» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
д/с №3 «Снежинка», г. Пушкино
Конспект образовательной деятельности
по «социально-коммуникативному развитию»
раздел «ознакомление с социальным миром»
Тема:
«Страна восходящего солнца»
(старшая группа, 5-6 лет)
Подготовила:
Темочки:
воспитатель 1 квалификационной категории
Виноградова Е. А.
Пушкино,2020 год
Цель: средствами развивающей среды в группе и виртуального путешествия познакомить детей старшего дошкольного возраста с восточной страной Японией.
Программные задачи:
Образовательные области : Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Формы организации образовательной деятельности : совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей.
Методы и приё мы: игровые, наглядные, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, загадки, активизация словаря; дифференцированный подход.
Активизация словаря:
Остров, сакура, кимоно, оби (пояс, дзори (обувь, о-ханами (любование сакурой, хиномару (флаг, минка (жилой дом,хаси (палочки для еды, момидзи (любование кленовыми листьями осенью, икебана.
Развивающая предметно-пространственная среда : ветка сакуры искусственная, игрушка – пароходик кукла в национальном японском костюме, фотография флага Японии, аудиозапись японской музыки, презентация «Япония», шаблон дерева сакуры, перловая крупа, клей ПВА, гуашь, кисть, непроливайка.
Ход занятия:
Организационный момент: Дети сидят на стульчиках полукругом перед мультимедийной доской. Проигрывается первый слайд презентации, на котором располагается флаг Японии и карта островов, которые представляют собой саму Японию.
- Здравствуйте, ребята! У меня в руках веточка одного растения, цветы у него необычного для наших глаз цвета: бело-розовые. Это веточка сакуры – японской вишни.
Сейчас мы с вами смотрим на нее и любуемся ею.
В одной восточной стране, ее еще называют страной восходящего солнца (так солнце встает на востоке, которая называется Японией, существует такой неофициальный весенний праздник – фестиваль цветения сакуры. Во время этого фестиваля, жители и туристы любуются цветением сакуры. У японцев даже есть специальное название – о-ханами – любование сакурой.
Ребята, хотите вместе со мной отправиться в путешествие в Японию на Фестиваль цветения сакуры?
- Да! (Дети)
Ребята, тогда для этого нам понадобится пароходик. Вот он.
А как вы думаете, почему нам нужен именно пароход, а не, к примеру, поезд или автомобиль?
Дело в том, что Япония расположена на островах. Флаг Японии – это белое полотнище и красный круг в середине, олицетворяющим восходящее солнце. Его еще называют хиномару - солнечный круг. В Японию можно попасть только водным или воздушным транспортом. Столицей Японии является – Токио.
И так, прежде чем мы попадем в Японию, давайте немного разомнемся!
Дети повторяют движения в соответствии со словами физкультминутки.
Над волнами чайки кружат, (кружатся)
Полетим за ними дружно. (машут руками, как птицы)
Брызги пены, шум прибоя, (прыжки на двух ногах)
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю (движения руками. Имитация плавания)
И резвимся на просторе. (прыжки на двух ногах)
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (движения руками. Имитация плавания)
На стульчики тихонечко пройдем
И в Японию мы попадем!
Ребята, посмотрите, кто нас встречает! Это кукла в традиционном японском костюме – кимоно. Ее зовут - Харуко – дитя весны. Давайте рассмотрим ее костюм подробней. Женский костюм состоит из многослойного кимоно, украшенного длинным поясом - оби, и традиционной обуви - дзори.
Харуко сейчас познакомит нас со своей Родиной.
Идет показ слайдов, сопровождаемый пояснениями воспитателя.
Ребята, Япония - удивительная страна, которую называют Страной Восходящего Солнца. А кто знает, почему ее так называют? Потому что японцы первые видят восход солнца.
- Традиционные жилые дома простых японцев, называются минка. Для того, чтобы построить минка использовали доступные местные строительные материалы: дерево, бамбук, глину, различные виды трав, солому. Особенность минка - крыша. Очень высокая крыша "надета" на низенький домик, так что, кажется, он весь только и состоит из крыши. Внутри скатов часто устраивали второй этаж.
- В традиционных японских домах очень мало мебели. Весь пол покрыт циновками из рисовой соломки. На полу сидят, когда обедают, на полу спят, подстелив специальные матрасы.
- Блюда японской кухни это рис, морские водоросли, рыба и овощи. Важнейшие составляющие питания японцев.
- Кушают в Японии палочками. Называются они хаси. Ни в коем случае нельзя протыкать пищу палочками, это считается плохим тоном.
- Это необычное чаепитие. В Японии принято отдыхать во время чайной церемонии. Обратите внимание, люди сидят на полу. Их ноги поджаты под себя, спина прямая. Эта поза помогает сохранять правильную осанку и улучшает кровообращение. Не зря японцев считают самой здоровой нацией в мире.
- Многие животные, живущие в Японии, считаются у них священными и символами самой Японии. Например такие как : фазан- кидзи; пятнистый олень; японский белый аист; серау; японские макаки; белогрудые медведи; японская белка-летяга, енотовидные собаки и др.
- Уникальные растения Японии: дзельква японская; японская белая береза; каркас китайский (его еще называют «железное дерево») : гинкго билоба (реликтовое дерево); криптомерия японская – хвойное, национальное дерево Японии идр.
- В Японии любуются не только сакурой. Осенью японцы любуются кленовыми листьями - момидзи, посмотреть на которое приезжают тысячи туристов. Осенью листья кленов краснеют - это неописуемая красота.
- А это - традиционные японские подарки. Эти букеты называются икебана. Повторите вместе со мной: икебана
Что такое икебана? Это древнее искусство, которое зародилось в Японии. Оно заключается в умении создавать красивейшие композиции из самых разнообразных цветов, расставлять их, придерживаясь определенных правил. Японцы говорят: «Икебана – песня цветов, которая создает настроение».
Хотите узнать, какие цветы японцы используют в этом виде искусства? (ответы детей). Тогда нам нужно отгадать загадки:
1. Из луковки вырос, 2. Все знакомы с нами:
Но в пищу негож. Яркие, как пламя,
На яркий стаканчик Мы однофамильцы
Цветок тот похож. С мелкими гвоздями.
(тюльпан) (гвоздика)
3. Белые звоночки 4. На воде растёт цветок -
У меня в садочке, Одет в нежно-розовый лепесток.
На зеленом стебельке (Водяная лилия)
Прячутся в тенёчке.
(ландыши)
5. Посмотрите – у ограды
Расцвела царица сада.
Не тюльпан и не мимоза,
А в шипах красотка…
(Роза)
Молодцы, ребята!
- В Японии живут умные и находчивые люди. Они придумывают и изготавливают мудрые машины, вкусные экзотические блюда, игрушки для детей. Придумали они и оригами. А что это такое, вы знаете? (ответы детей.)
Верно, древнее искусство складывания фигурок из бумаги, но игрушки необычные, очень красивые. При их изготовлении нужны смекалка, усидчивость и точность в движениях.
- А еще в Японии самое большое число детских праздников. День девочек (3 марта). В этот день девочки в нарядных кимоно, как настоящие дамы, ходят друг к другу в гости, дарят и получают подарки, угощаются специальными сладостями и любуются куклами. Этот праздник еще называют Днем кукол. В этот день во всех домах, где есть девочки, выставляют напоказ кукол, наряженных в традиционное кимоно.
День мальчиков (5 мая). На крышах всех домов в этот день ставится шест с изображением карпа. Количество карпов зависит от числа мальчиков в семье, а размер – от их возраста. Карп в Японии является символом храбрости, стойкости и доблести. Как и на праздник Девочек, устраивали домашние выставки фигур воинов и их вооружения.
- В дни празднования проводится Фестиваль воздушных змеев. В эти дни можно увидеть красочное зрелище из более, чем 100 гигантских воздушных змеев. Управляются змеи целой командой людей. Под торжественные звуки труб начинается соревнования, с целью приземлить воздушного змея противника.
Вот такая красивая страна восходящего солнца Япония и с экрана вам улыбаются детки, которые живут в Японии. Давайте попрощаемся с этой страной и помашем ручками.
Ребята, наши глазки устали, пора им немного отдохнуть.
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.
Ну-ка лучик, повернись,
На глаза мне покажись.
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду.
Моргают глазками
Делают круговые движения глазами.
Отводят взгляд влево.
Отводят взгляд вправо.
Хорошо в Японии, но нам пора возвращаться. Плывем на теплоходе домой. А где мы с вами живем? (ответы детей). (Дети встают в произвольном порядке)
От зеленого причала оттолкнулся пароход - встать
Он шагнул назад вперед - шаг назад
А потом шагнул вперед - шаг вперед
И поплыл, поплыл по речке - движения руками
Набирая полный ход - ходьба на месте.
Ребята, чем вам больше всего запомнилась Страна восходящего солнца?
Дети дают свои ответы.
Давайте с вами отразим наши впечатления с помощью аппликации. Но аппликация наша будет не обычна. Для нее нам понадобятся вот такие шаблоны дерева сакуры, рис, клей ПВА и гуашь с палитрой.
Что бы у нас с вами все получилось разомнем наши пальчики.
«У девочек и мальчиков»
У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков:
Палец большой — парень с душой,
Палец указательный — господин влиятельный,
Палец средний — тоже не последний.
Палец безымянный — с колечком ходит чванный,
Пятый — мизинец, принес вам гостинец.
А теперь, ребята. Дайте приступим к работе.
Продуктивная деятельность. Аппликация – Сакура в цвету. Выставка работ в сопровождении Куклы. Обзор работ. Похвала детей за усердие и внимательность, дети делятся впечатлениями.
Список источников и литературы:
1. Пальчиковая гимнастика. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/10/06/palchikovaya-gimnastika-dlya-detey-5-7-let
2. Путешествие в Японию https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/08/02/puteshestvie-v-yaponiyu
3. Фестиваль цветов сакуры в Японии https://zen.yandex.ru/media/id/5a42a329c89010d20f926e57/-festival-cveteniia-sakury-v-iaponii--5ab026cf55876b88c72fcdfa?utm_source=serp
4. Флаг Японии https://ru.wikipedia.org/wiki/Флаг_Японии