Эльвира Сабирова
Программа «Буду говорить правильно». Организация коррекционной работы с детьми 4–5-летнего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка
I.1. Актуальность
I.2. Новизна
I.3. Цель
I.4. Задачи
I.5. Методика обучения
I.6. Контингент обучаемых
I.7. Объём часов
I.8. Ожидаемый результат
II. Учебно – тематический план
III. Содержание программы
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время проблема обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой.
Публикация «Программа „Буду говорить правильно“, Организация коррекционной работы с детьми 4–5-летнего возраста» размещена в разделах
- Лето
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
За последние годы наблюдается увеличение количества детей дошкольного возраста имеющих нарушения речевого развития, что в большинстве своем обусловлено комплексом причин: родовыми травмами, внутриутробной патологией, инфекциями, неблагоприятной экологической обстановкой, а также неправильным воспитанием речи ребенка в раннем детстве. Проблема формирования полноценной личности ребёнка остаётся актуальной и требует повседневной, кропотливой, многогранной работы.
У детей с нарушениями речи затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, на усложняющиеся требования к коммуникативной функции речи. Исправляя речевые нарушения, логопед положительно влияет на сенсорную, интеллектуальную и эмоционально-волевую сферу ребенка, т. е способствует его социальной адаптации. Вот почему логопеды и родители должны быть ориентированы на своевременное выявление отклонений в речевом развитии ребенка, должны знать причины их вызывающие, знать пути их преодоления.
I.1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
В настоящее время в связи с тем, что в сельской местности нет специализированных детских садов для детей со сложными речевыми нарушениями, во многих дошкольных учреждениях организованы логопункты. Контингент детей поступающих на логопункт дети 6-7 летнего возраста, а дети 4-5 лет зачастую остаются неохваченными.
В соответствии с утвердившимся в современной коррекционной педагогике положением о необходимости раннего выявления и преодоления речевых нарушений с симптомами речевого недоразвития представленная дополнительная образовательная программа «Буду говорить правильно» рассчитана на организацию коррекционной работы с детьми 4-5 летнего возраста с II-III уровнем речевого недоразвития.
Представленная дополнительная образовательная программа «Буду говорить правильно» является авторско-составительской и создана на базе следующих: Нищева Н. В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в средней группе детского сада, Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду» под ред. Логиновой В. И., Михайловой З. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Программа коррекционного обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
I.2. НОВИЗНА
Новизна и особенность данной программы в том, что она разработана для коррекционной работы с детьми 4-5 летнего возраста в условиях логопункта. Программа предусматривает принципиально новый подход, направленный на комплексное решение различных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетика, лексика, грамматика) и подчеркивает важность формирования у детей навыков самоконтроля и самооценки уже с 4-5летнего возраста.
Данная программа ориентирована на совершенствование существующих и создание новых методов, содержания и форм организации коррекционной работы с детьми 4-5летнего возраста с общим недоразвитием речи.
I.3. ЦЕЛЬ
Целью данной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы для детей с общим недоразвитием речи в возрасте 4-5 лет, предусматривающей взаимодействие и преемственность действий специалистов дошкольного учреждения и родителей дошкольников. Предложенная комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизиологического развития детей с ОНР II-III уровня.
I.4. ЗАДАЧИ
Коррекционно-образовательные задачи :
Расширение, уточнение и активизация словаря.
Совершенствование грамматического строя речи.
Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
Коррекционно-развивающие задачи :
Развитие связной речи.
Развитие речевого дыхания.
Развитие интонационной выразительности речи.
Развитие зрительного внимания, памяти и мышления.
Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные задачи :
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
I.5. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Данная дополнительная образовательная программа «Буду говорить правильно» предназначена для детей 4-5 лет со II-III уровнем речевого недоразвития.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими и возрастными нормативами, это позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для детей предложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованных занятий. При комплектовании групп для подгрупповых занятий учитывается психоэмоциональный и коммуникативный статус ребёнка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учётом психогигиенических требований, их структуре, способам взаимодействия ребёнка с педагогом и сверстниками.
Работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям :
- развитие артикуляционного и голосового аппарата;
- развитие просодической стороны речи;
- формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;
- уточнение, обогащение и активизация лексического запаса;
- формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
- развитие диалогической и монологической речи.
В основе программы лежат принципы систематичности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся знания и умения и обеспечивает поступательное развитие.
Логопедическое воздействие в коррекционной работе осуществляется различными методами: практическими, наглядными, словесными. Выбор и использование того или иного метода определяется целями коррекционного воздействия.
Учитывая, что ведущей деятельностью дошкольника является игра, весь материал подаётся на игровой основе. Программа предусматривает широкое использование наглядного материала с целью повышения интереса и подключения к работе наибольшего количества анализаторов. Так при обучении связной речи: использование наглядного моделирования, серий картинок для составления предложений, рассказов, пересказов.
Для постановки звуков использование игровых упражнений, дыхательной гимнастики, игровых атрибутов на звукоподражание. Изобилие игровых моментов доминирует в начале работы, далее они сочетаются с усложняющимися словесными инструкциями, чтобы дети могли использовать полученные ранее умения, навыки и имеющийся опыт.
I.6. КОНТИНГЕНТ ОБУЧАЕМЫХ
Программа рассчитана на детей 4-5летнего возраста со II-III уровнем речевого недоразвития. Третий уровень речевого развития характеризуется с наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Лексика детей включает все части речи. При этом наблюдается неточное употребление лексических значений слов. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. Дети неправильно употребляют предлоги, допускают ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков. Недостатки произношения выражаются в искажении, замене или смешении звуков.
I.7. ОБЪЕМ ЧАСОВ
Объем учебного материала рассчитан на один год обучения.
Всего в год – 60 ч.
- формирование фонетической стороны речи – 28ч;
- формирование лексико-грамматических категорий и связной речи – 32 ч.
I.8. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
В течение года у детей предполагается сформировать:
- устойчивые связи между слуховыми, рече-слуховыми, рече-двигательными анализаторами;
- понимание обращённой речи в соответствии с параметрами возрастной нормы;
- формирование фонетически правильного звукопроизношения;
- правильной слоговой структуры слов;
- умение пользоваться простыми распространёнными предложениями;
- владению элементарными навыками пересказа, диалогической речи, словообразования;
- умению грамматически правильно употреблять падежные, родовые окончания, использовать простые и сложные предлоги.
Формируется фонематический слух, развивается моторика артикуляционного аппарата, мелкая и общая моторика, повышается активность основных психических процессов: памяти, мышления, внимания.
II. УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ ТЕМА Всего часов Теоретические занятия Практические занятия
ФОНЕТИКА:
1. Гласные звуки
1.2.
Понятие о звуке
1
1
1.3 Гласный звук А 1 1
1.4 Гласный звук У 1 1
1.5. Дифференциация звуков [А]- [У] 1 1
1.6. Анализ и синтез слияний[АУ] [УА] 1 1
1.7 Гласный звук [О] 1 1
1.8. Дифференциация звуков [А] - [У] - [О] 1 1
1.9 Анализ и синтез слияний гласных звуков [ОА], [АО], [ОУ], [УО] 1 1
1.10 Гласный звук [И] 1 1
1.11. Анализ и синтез слияний [ИА], [АИ], [ИУ], [УИ],[ИО], [ОИ] 1 1
1.12. Дифференциация звуков [А], [У], [О], [И] 1 1
1.13. Анализ и синтез слияний [АУИ], [ОИУ], [ИОА] 1 1
2. Согласные звуки
2.1.
Согласный звук Т 1 1
2.2. Анализ и синтез обратных слогов [АТ], [УТ], [ОТ],[ИТ] 1 1
2.3. Согласный звук [П] 1 1
2.4. Дифференциация звуков [Т]- [П] 1 1
2.5. Согласный звук [Н] 1 1
2.6. Дифференциация звуков [Т]- [П]-[H] 1 1
2.7. Согласный звук М 1 1
2.8. Анализ и синтез закрытых слогов [АМ], [УМ], [ОМ], [ИМ] 1 1
2.9. Анализ и синтез прямых слогов [ТА], [ПА], [НА], [МА] 1 1
2.10. Согласный звук [К] 1 1
2.11. Анализ и синтез слогов [АК], [УК],[ОК], [ИК],[КА] 1 1
2.12. Анализ и синтез слогов [ТО], [ПО], [НО], [МО],[КО] 1 1
2.13. Анализ и синтез слогов [ТУ], [ПУ], [НУ], [МУ], [КУ] 2 2
2.14. Анализ и синтез слогов [ТИ], [ПИ], [НИ], [МИ], [КИ] 2 2
ЛЕКСИКА И ГРАММАТИКА:
1. Лексическая тема «Осень» 2 2
2. Лексическая тема «Лес. Деревья» 2 2
3. Лексическая тема «Огород. Овощи» 2 2
4. Лексическая тема «Сад. Фрукты» 2 2
5. Лексическая тема «Игрушки» 2 2
6. Лексическая тема «Одежда» 2 2
7. Лексическая тема «Обувь» 2 2
8. Лексическая тема «Посуда» 2 2
9. Лексическая тема «Зима» 2 2
10. Лексическая тема «Новогодний праздник» 2 2
11. Лексическая тема «Домашние птицы» 2 2
12. Лексическая тема «Домашние животные и детеныши» 2 2
13. Лексическая тема «Дикие животные и детеныши» 2 2
14. Лексическая тема «Весна» 2 2
15. Лексическая тема «Насекомые» 2 2
16. Лексическая тема «Лето» 2 2
ИТОГО: 60 60
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ ФОНЕТИКА
Тема № 1(12 часов)
Гласные звуки
Основные вопросы:
Знакомство с понятием звук (шумовой звук, речевой звук).
Знакомство с понятием гласный звук, звук певец, отсутствие преграды.
Общая артикуляционная гимнастика.
Артикуляция гласных звуков [А] [У] [О] [И].
Выделение звуков [А], [У], [О], [И] из ряда гласных звуков, слогов, слов.
Дифференциация звуков [А], [У],[О],[И] в ряду слогов, слов,слов с опорой на картинки (начальная позиция).
Анализ и синтез слияний [ИА],[АИ],[ИУ],[УИ],[ИО],[ОИ],[АУИ],[ОИУ],[ИОА].
Развитие речевого дыхания – упражнение «Листья», «Приятный запах».
Развитие слухового внимания – упражнение «Внимательные ушки», «Повтори за мной».
Развитие фонематических представлений - упражнение «Подбери картинки на заданный звук».
Работа над чёткостью дикции в потешках.
Требования к знаниям и умениям:
Изучив тему гласные звуки дети получат знания:
1. Какие органы речевого аппарата помогают человеку говорить.
2. Что значит правильно говорить.
3. Что значит правильно дышать.
4. Что такое звук, речевой звук, гласный звук.
дети научатся:
1. Правильно и отчётливо произносить гласные звуки.
2. Слышать звук в потоке речи и определять его позицию в слове.
3. Дифференцировать гласные звуки.
Тема № 2 (16)
Согласные звуки
Основные вопросы:
Знакомство с понятием согласный звук, не поётся, преграда.
Артикуляция звуков [К],[Т],[П],[Н],[М].
Специальная артикуляционная гимнастика для постановки шипящих звуков.
Выделение звуков [К],[Т],[П],[Н],[М] из ряда звуков, слогов, слов.
Дифференциация согласных звуков в ряду звуков, слогов, слов.
Подбор слов на заданный гласный и согласный звук.
Анализ и синтез слогов обратных и прямых слогов [АК,[АП],[АН],[АМ],[КА],[ТА],[ПА],[НА],[МА].
Работа над речевым дыханием «На закате тучки тают».
Развитие выразительности речи и мимики «Узнай по интонации».
Развитие фонематических представлений «Разложи по корзинкам».
Работа над чёткостью дикции» «Мак».
Развитие слухового внимания «Можно и нельзя».
Закрепить представления детей о гласных и согласных звуках – «Путешествие в звуковой город».
Требования к знаниям и умениям:
Изучив тему согласные звуки дети получат знания:
1. Что такое согласный звук.
2. Чем отличаются гласные и согласные звуки.
3. Где находится звук в слове (в конце и начале).
дети научатся:
1. Правильно и отчётливо произносить гласные и наиболее лёгкие согласные звуки.
2. Выделять согласные звуки из ряда звуков, слогов, из конца и начала слов.
2. Сливать в слоги гласные и простые согласные звуки.
3. Дифференцировать согласные звуки в обратных и прямых слогах.
4. Подбирать слово с заданным звуком.
Раздел лексика и грамматика
Тема № 3 (32 часа)
Основные вопросы:
Словарная работа по темам : «Осень», «Огород. Овощи», «Лес. Деревья», «Сад. Фрукты», «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Зима», «Новогодний праздник», «Домашние птицы», «Домашние животные и детёныши», «Дикие животные и детёныши», «Весна», «Насекомые», «Лето. Цветы на лугу».
Введение в словарь существительных, глаголов, наречий.
Употребление существительных в единственном и во множественном числе.
Употребление существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Подбор определений к существительным.
Употребление существительных в винительном и творительном падеже.
Употребление в речи простых предлогов НА, С, В, ИЗ.
Работа над слоговой структурой слов.
Работа над составлением простых предложений из 2,3 слов (по картинке).
Работа над составлением рассказав-описаний
Работа над составлением рассказов из 3 предложений по картине.
Работа над умением пересказывать небольшой текст (с опорой на картинки).
Работа над диалогической речью «Ёлочка».
Работа над интонационной выразительностью речи «Веснянка».
Работа над координацией речи с движением, темпом и ритмом речи «Дождик».
Работа над слуховым вниманием «Что лишнее?»
Работа над зрительным вниманием «Что прибавилось?».
Требования к знаниям и умениям:
В завершении изучения лексико-грамматических основ,
дети получат знания:
1. Что такое слово.
2. Как оно образуется (с помощью суффиксов).
3. Как из отдельных слов составлять предложения.
4. Чем отличаются друг от друга слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.
5. Как составлять рассказы-описания, пересказы, рассказы.
Дети научатся:
1. Правильно и по смыслу употреблять в речи: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
2. Пользоваться грамматическими категориями.
3. Составлять простые предложения, рассказы-описания, пересказы.
4. Пользоваться контекстной речью.
ТЕМА № 1 (1 час)
Понятие о звуке
1. Общая артикуляционная гимнастика.
2. Знакомство с понятием звук. Шумовой звук. Речевой звук.
3. Игра «Путешествие в звуковой город».
4. Развитие речевого дыхания - упражнение «Листья».
ТЕМА № 2 (1 час)
Гласный звук [А]
1. Артикуляционная гимнастика: «Веселый язычок», «Закрытые ворота», «Орешек во рту».
2. Знакомство с понятием гласный звук, звук-певец, отсутствие преграды.
3. Артикуляция звука [А].
4. Выделение звука [А] из ряда гласных звуков, слогов, слов (начальная ударная позиция).
ТЕМА № 3 (1 час)
Гласный звук [У]
1. Артикуляционная гимнастика: «Построить забор», «Прятки»,
«Орешек», «Весёлый язычок».
2. Артикуляция звука [У].
3. Выделение звука [У] из ряда гласных звуков, слогов, из начала слова.
4. Игра на развитие слухового внимания «Внимательные ушки».
ТЕМА № 4 (1 час)
Дифференциация звуков [А] - [У]
1. Артикуляционная гимнастика: «Прятки», «Лошадка», «Веселый язычок»,
«Орешек во рту».
2 .Дифференциация звуков [А] - [У] в ряду закрытых слогов – игра «Топни-
хлопни».
3. Упражнение на развитие фонематического слуха «Разноцветные флажки».
4. Дифференциация звуков [А] - [У] в словах – игра «Помоги аисту и утке».
ТЕМА № 5 (1 час)
Анализ и синтез слияний [АУ], [УА]
1. Артикуляционная гимнастика: «Почистим зубки», «Лошадка», «Вкусное
варенье», «Веселый язычок».
2. Анализ и синтез слияний [АУ], [УА].
3. Упражнение на развитие фонематических представлений «Подбери
картинки, названия которых начинаются со звука [А], со звука [У]»
ТЕМА № 6 (1 час)
Гласный звук [О]
1. Артикуляционная гимнастика: «Маятник», «Кто умеет улыбаться?»,
«Вкусное варенье».
2. Артикуляция звука [О].
3. Выделение звука [О] из ряда гласных звуков, из ряда закрытых
слогов, из слов (начальная ударная позиция) с опорой на картинки.
4. Упражнение «Подними сигнал».
ТЕМА № 7 (1 час)
Дифференциация звуков [А] - [У] - [О]
1. Артикуляционная гимнастика: «Слоники», «Кто умеет улыбаться?»,
«Прятки», «Лошадка».
2. Дифференциация звуков [А] - [У] – [О].
3. Дифференциация звуков [А] - [У] - [О] в словах (начальная
позиция).
4. Игра на развитие слухового внимания «Повтори за мной».
ТЕМА № 8 (1 час)
Анализ и синтез слияний [ОА], [АО], [ОУ], [УО]
1. Артикуляционная гимнастика: «Гармошка», «Грибок», «Вкусное
варенье».
2. Учить выделять последовательно все звуки и звукосочетания.
3. Упражнение «Кто больше?» Подбор слов на заданный гласный звук.
4. Преодоление твердой атаки гласных - «Лесенка».
ТЕМА № 9 (1 час)
Гласный звук [И]
1. Артикуляционная гимнастика: «Маятник», «Грибок», «Вкусное
варенье», «Гармошка».
2. Артикуляция звука [И].
3. Выделение звука [И] из ряда гласных звуков, из ряда закрытых
слогов, из начала слов (ударная позиция) с опорой на картинки.
4. Упражнение на развитие речевого дыхания. «Приятный запах».
ТЕМА № 10 (2 часа)
Анализ и синтез слияний [ИА],[АИ], [ИУ], [УИ], [ИО], [ОИ]
1. Специальная артикуляционная гимнастика для постановки
свистящих звуков.
2. Учить выделять последовательно звуки и звукосочетания.
3. Упражнение «Кто больше?» подбор слов на заданный гласный звук.
4. Выработка дифференцированного дыхания. «Ныряльщики».
ТЕМА № 11(1 час)
Дифференциация звуков [А] - [У] - [О] - [И]
1. Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков.
2. Дифференциация звуков в ряду слов с опорой на картинки (начальная
позиция).
3. Преодоление твердой атаки гласных.
4. Развитие слухового внимания «Путаница» К. Чуковского.
ТЕМА № 12 (1 час)
Анализ и синтез слияний [АУИ], [ОИУ], [ИОА]
1. Общая артикуляционная гимнастика.
2. Учить последовательно выделять звуки и звукосочетания.
3. Подбор слов на пройденные звуки «Кто больше?».
4. Работа над четкостью дикции в потешке «Ой, беда».
Требования к знаниям и умениям.
Изучив тему гласные звуки
дети знают:
1. Какие органы речевого аппарата помогают человеку разговаривать.
2. Что значит правильно говорить.
3. Что значит правильно дышать.
4. Что такое звук, речевой звук, гласный звук.
дети умеют:
1. Правильно и отчетливо произносить гласные звуки.
2. Слышать звук в потоке речи и определять его позицию в слове.
3. Дифференцировать гласные звуки.
ТЕМА № 13 (1 час)
Согласный звук [Т]
1. Общая артикуляционная гимнастика.
2. Знакомство с понятием согласный звук, не поется, преграда. Звук [Т].
3. Артикуляция звука [Т].
4. Выделение звука [Т] из конца слов (кот, кит, рот).
ТЕМА № 14 (2 часа)
Анализ и синтез обратных слогов [АТ], [УТ], [ОТ], [ИТ]
1. Специальная артикуляционная гимнастика для постановки шипящих
звуков
2. Анализ и синтез обратных слогов.
3. Подбор слов на заданный гласный звук.
4. Игра «Разведи руками в стороны, если услышишь звук [Т]».
ТЕМА № 15 (1 час)
Согласный звук [П]
1. Специальная артикуляционная гимнастика для постановки шипящих
звуков.
2. Артикуляция звука [П].
3. Игра «Присядь, если услышишь звук [П]».
4. Работа над речевым дыханием.
ТЕМА № 16 (1 час)
Дифференциация звуков [Т] - [П]
1. Специальная артикуляционная гимнастика для постановки шипящих
Звуков
2. Дифференциация звуков [Т] - [П] в ряду звуков, слогов.
3. Выделение звуков [Т], [П] в конце слов с опорой на картинки.
4. Игра «Живые звуки».
ТЕМА № 17 (1 час)
Согласный звук [Н]
1 Специальная артикуляционная гимнастика для постановки звука [Р].
2. Артикуляция звука [Н].
3. Выделение звука [Н] из ряда звуков, слогов, из конца слов.
4. Развитие выразительности речи и мимики «Узнай по интонации».
ТЕМА № 18 (1 час)
Дифференциация звуков [Т] - [П] -[Н]
1. Специальная артикуляционная гимнастика для постановки звука [Р]
2. Дифференциация звуков [Т], [П], [Н] в ряду звуков, слогов.
3. Фонематические представления «Разложи по корзинкам» (слова со звуками [Т], [П], [Н])
4. Развитие физиологического дыхания.
ТЕМА № 19 (1 час)
Согласный звук [М]
1. Общая артикуляционная гимнастика.
2. Артикуляция звука [М], уточнение произношения.
3. Выделение звука [М] из ряда звуков, слогов «Подними сигнал»
4. Выделение звука [М] в конце слов (дом, ком, сом).
ТЕМА № 20 (2 часа)
Анализ и синтез закрытых слогов [АМ], [УМ],[ОМ], [ИМ]
1. Общая артикуляционная гимнастика.
2. Дифференциация звуков [Т], [П], [Н], [М] в конце слов с опорой на картинки.
3. Подбор слов с заданным согласным звуком в конце слов «Кто больше?»
4. Подбор слов, начинающихся с заданного согласного звука.
ТЕМА № 21 (1 час)
Анализ и синтез прямых слогов [ТА], [ПА], [НА], [МА]
1. Общая артикуляционная гимнастика.
2. Закрепить представления детей о гласных и согласных звуках -
«Путешествие в звуковой город».
3. Анализ и синтез прямых слогов [ТА], [ПА], [НА], [МА].
4. Развитие речевого дыхания «На закате тучки тают».
ТЕМА № 22 (1 час)
Согласный звук [К]
1. Общая артикуляционная гимнастика.
2. Артикуляция и уточнение произношения звука [К].
3. Выделение звука [К] из ряда согласных звуков, закрытых слогов.
4. Игра «кто больше подберет слов со звуком [К].
ТЕМА № 23 (2 часа)
Анализ и синтез слогов [АК],[УК], [ОК], [ИК], [КА]
1. Общая артикуляционная гимнастика.
2. Анализ и синтез слогов [АК],[УК], [ОК], [ИК], [КА].
3. Игра на развитие слухового внимания «Можно и нельзя».
4. Работа над речевым дыханием.
ТЕМА № 24 (1 час)
Анализ и синтез слогов [ТО], [ПО], [НО], [МО], [КО]
1. Общая артикуляционная гимнастика.
2. Закрепление у детей умения выделять последовательно звуки и звукосочетания.
3. Игра «Какой звук потерялся?»
4. Работа над четкостью дикции «Мак».
ТЕМА № 25 (1 часа)
Анализ и синтез слогов [ТУ], [ПУ], [НУ], [МУ], [КУ]
1. Общая артикуляционная гимнастика.
2. Анализ и синтез слогов [ТУ], [ПУ], [НУ], [МУ], [КУ].
3. Упражнение «Слушай и выкладывай». Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
4. Работа над речевым дыханием «Загадки о дороге».
ТЕМА № 26 (1 час)
Анализ и синтез слогов [ТИ], [ПИ], [НИ], [МИ], [КИ]
1. Общая артикуляционная гимнастика.
2. Анализ и синтез слогов [ТИ], [ПИ], [НИ], [МИ], [КИ].
3. Подбор слов на заданный гласный и согласный звук «Кто больше?»
4. Игра «На лужайке».
Требования к знаниям и умениям
В результате изучения темы фонетика
дети получат знания:
1. Что такое гласные и согласные звуки и их различие.
2. Где находится звук в слове (в начале, середине, конце);
дети научатся:
3. Правильно и отчетливо произносить гласные и наиболее легкие согласные звуки.
4. Отличать часто смешиваемые звуки от сходных по акустико-артикуляционным признакам.
РАЗДЕЛ ЛЕКСИКА И ГРАММАТИКА
ТЕМА № 27 (2 часа)
Лексическая тема «Осень»
1. Словарная работа по теме «Осень».
2. Ввести в словарь наречия, обозначающие состояние погоды: солнечно, пасмурно, дождливо, ветрено.
3. Учить детей повторять за взрослыми рассказы-описания по теме.
4. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».
ТЕМА № 28 (2 часа)
Лексическая тема «Огород. Овощи»
1. Рассматривание картины «Уборка овощей». Беседа.
2. Ввести в словарь существительные-названия овощей (помидор, огурец, лук, морковь, капуста).
3. Учить детей употреблять существительные в форме родительного падежа
и множественного числа.
4. Пальчиковая гимнастика «У Лариски – 2 редиски».