Папки-передвижки

Средства мотивации детей с ОВЗ в процессе развития речи

Аня Лаптева
Средства мотивации детей с ОВЗ в процессе развития речи
▼ Скачать + Заказать документы

Средства повышения мотивации детей с ОВЗ в процессе развития речи

На сегодняшний день проблема речевого развития детей дошкольного возраста все еще актуальна, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Наравне с этим растет процент рождаемости особенных детей, детей с ОВЗ. В 2023 году исследователи составили статистический отчет на основе данных, собранных из различных регионов страны. По последним данным, число детей с ОВЗ в России составляет около 2 миллионов человек. Это означает, что примерно каждый десятый ребенок имеет ограничения в физическом, умственном развитии или сталкивается с социальными проблемами. Из них — 40% детей имеют различные нарушения речи, такие как дислалия, дизартрия или заикание.

Темочки:

Детей с ограниченными возможностями здоровья очень тяжело мотивировать (особенно детей с РАС) во время занятий, во время освоения социально- бытовых навыков и тд. И я, для себя, открыла очень действенное средство мотивации, как использование компьютерных технологий.

Что же такое мотивация и какие виды мотивации существуют. Мотивация — совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, ориентированную на достижение цели.

Виды мотиваций :

1. Внешняя мотивация (когда взрослый предлагает награду за выполненное действие)- «Мы сейчас с тобой позанимаемся и ты пойдешь играть в свои любимые игрушки».

2. Внутренняя мотивация (когда внутри ребенка зарождается желание познать чего — либо)- «Миша, пойдем позанимаемся». Миша: «Я хочу пойти заниматься, потому что мне интересно, как же выглядит песок под микроскопом».

3. Положительная мотивация- «Если я сейчас пойду на занятие и буду отвечать и слушать, то меня похвалят».

4. Отрицательная мотивация - «Если я сейчас не пойду на занятие, то меня поругают».

5. Устойчивая мотивация (когда ребенок до конца выполняет задание)

6. Неустойчивая мотивация (когда проявляет интерес к деятельности и на пол пути теряет к нему интерес)

У нормотипичного ребенка будут присутствовать все виды перечисленных мотиваций. У детей с ОВЗ- только внешняя и неустойчивая мотивация (редко устойчивая). Особенного ребенка приходится постоянно держать на контроле, внешне его мотивировать, чтобы он дошел до цели, которую поставил педагог.

Средства повышения мотивации, которые я использую в своей работе в процессе развития речи :

• Опора на разные модальности (зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую) способствует появлению слова в активной речи. Если мы не начнем обогащать сенсорные ощущения детей, то мы ничего не добьемся, ребенок остановится в развитии.

Все я думаю сталкивались с такой ситуацией. Посадили вы детей в ряд на стульчики, сами сели напротив с книжкой и начали читать. В процессе чтения кто-то вертится, зевает, кто- то слушает с открытым ртом, при условии, что вы включили у себя эмоции, а кто-то и вовсе пытается убежать. Дети при этом периодически подбегают к педагогу с просьбой показать картинку. А что там показывать то собственно, маленькие картинки? В результате мы получаем большую отвлекаемость, низкую продуктивность. Поэтому, столкнувшись с проблемой, которую выше мной была описана, я решила оживить сказки с помощью мультимедии. К каждому абзацу текста я подбирала соответствующие картинки. Что мне это дало- дети стали более внимательны, появился интерес к художественному слову через визуализацию. Дети слышали о чем я говорю и видели, что происходит по сюжету через экран. Работать стало легче, никто не пытался убежать, даже самые заядлые бегуны, дети запомнили больше информации, отвечали на вопросы, опорой служили все те же картинки, с помощью которых дети вспоминали ход событий. Также на занятиях развиваем тактильные ощущения, через манипуляции с различными предметами, обонятельные и вкусовые анализаторы в ходе опытно-экспериментальной деятельности.

• Эмоциональный фон совместной деятельности. Любой вид деятельности должен быть привлекателен для ребёнка — это обеспечит познавательный интерес к занятиям. А привлекательным он становится, когда взрослый не руководит процессом, как командир роты, а сам принимает непосредственное активное участие, при этом наполняя детей положительными эмоциями. Ребенок никогда не заговорит и не станет вам доверять, если при общении с ним вы наденете на себя маску истукана и приказным тоном будет раздавать инструкции. На занятиях я стараюсь менять мимику лица в соответствии с ситуацией, менять голос, если присутствует герой и тд. И что я заметила, дети непроизвольно начинают за тобой повторять, улыбаются, этим подогревается интерес к занятию. Если что- то пошло не по плану, например, строили вы демонстрационный домик из кубиков, сами того нехотя развалили свою постройку. Необходимо эту ситуацию сразу перевести в эмоциональную игру «Ой, ребята, а домик у меня развалился. А знаете почему, я поторопилась или взяла кирпичик не того размера. Но ничего, сейчас построю новый. Смотрите внимательно!». В этом случае вы не потеряете внимание детей, смотивируете их на то, что они будут наблюдать, как вы по- новой строите домик и будут ждать, а не упадет ли он снова. Обратная сторона этой истории, когда постройка повалилась, педагог молча стала собирать детали, а дисциплина детей в этот момент дала сбой.

• Смена видов деятельности в течение занятия. Это предоставляет разнообразные возможности для повышения мотивации и преодоления негативизма. Занятия должны быть выстроены таким образом, чтобы задания активно менялись, это предотвратит усталость детей и не даст ребенку заскучать на занятиях.

• Вариативность наглядного и дидактического материала. Использование средств ИКТ дает большую возможность в вариативности наглядного материала, его размера, цветности и тд. Дети могут увидеть наглядно, что такое листопад (можно смоделировать в программе, чтобы листочки оживали и опадали, могут посмотреть фрагмент видеоролика и тд. Все это очень интересно детям с особенностями развития, так как сенсорный опыт у них беден.

• Использование элементов соревнования (кто быстрее, кто лучше). Это способствует повышению мотивации, интереса к играм и упражнениям. Иногда приходится применять такой способ мотивации, чтобы раззодорить и расшевелить детей. Но по итогу же конечно у нас побеждает дружба, даже если кто и с отставанием сделал задание.

• Положительная оценка достижений ребёнка на занятии. Это важный стимул развития деятельности, который способствует преодолению негативизма и повышению мотивации. Обязательно хвалю ребенка на занятии, даже если он с помощью другого ребенка или взрослого что- то сказал или сделал.

• Игровая деятельность. Ребенку не будет интересно, если материал будет подан в виде школьного урока, а вот форма подачи в виде игры конечно же увлечет его и положительно скажется на усвоении знаний. Поэтому занятия выстраиваю в игровой форме, с персонажами, различными сюжетами.

• Ну и завершающей мотивацией к получению знаний ребенка на моих занятиях — это конечно же использование средств ИКТ, которая красной линией проходит через все перечисленные мной средства мотивации и обьединяет их в одну систему. Мультимедийные презентации предотвращают утомление детей, поддерживают интерес к занятиям, повышают познавательную, речевую активность.

Публикации по теме:

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Использование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возрастаИспользование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возраста Использование игровой технологии: «Судоку», как средство познавательного развития детей дошкольного возраста Зачем ребенку логика? Дело.

Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи детей Речь – средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких.

Консультация для воспитателей «Важность формирования правильного дыхания у младших дошкольников в процессе развития их речи»Консультация для воспитателей «Важность формирования правильного дыхания у младших дошкольников в процессе развития их речи» Дыхание – энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка правильного звукопроизношения,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Средства мотивации детей с ОВЗ в процессе развития речи
Опубликовано: 16 декабря 2024 в 15:26
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Средства мотивации детей с ОВЗ в процессе развития речи» (включая файлы) размещена пользователем Аня Лаптева (УИ 544150) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
19 января 2025 воскресенье
Всемирный день снега и день зимних видов спорта!
С Крещением!
Какой ваш любимый зимний вид спорта?
20 января 2025 понедельник
Черно-белые пингвины — удивительный народ!
Всероссийская акция «Серая шейка» - считаем уток вместе с детьми!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД