Светлана Иванова
Православное воспитание детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие духовно - нравственных качеств в личности ребенка дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Человеческий фактор, поставленный в центр политической жизни страны, делает актуальным поиск современных форм общения с ребенком - дошкольником в духовно – нравственном направлении, т. к. воспитание без духовно – нравственной основы неполноценно, становление здоровой и полноценной личности напрямую зависит от духовно - нравственных качеств.
Публикация «Православное воспитание детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Воспитание ребенка - одно из самых сложных и ответственных дел. Еще более сложная задача созидание веры в душе этого ребенка, растущего в современном агрессивном мире с его установками на так называемые свободные нравы, а чаще и вовсе на безнравственность. Желание стать нравственным - девиз педагогической деятельности.
Дошкольное детство – период первичной социализации личности. В этот период ребенок делает первые шаги в познании мира, приобретает опыт для жизни в обществе. В дошкольные годы начинает формироваться качество личности, привычки, отвечающие или противоречащие нормам, действующей в рамках данной культуры, системы ценности и традиций. К концу дошкольного детства складывается первичная система ценностей, качеств, ориентации ребенка, как психическое новообразование (Непомнящая Н. И.). Все это объясняет причину особого интереса к проблеме развития у ребенка духовно – нравственных качеств в современной дошкольной педагогике.
Поиск эффективных средств развития духовно - нравственных качеств у детей, выявление условий становления духовно - нравственной деятельности в дошкольном детстве является темой научных работ многих современных исследователей (Киркос Р. Ю., Годун Я. В., Конаева Л. В., Медведа И. В., Новицкая М. Ю. и др).
В дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим ценностям. Ребенок учится ориентироваться в этом мире, учится явлениям общественности, собственной жизни и деятельности. И здесь важно педагогу привить духовно - нравственные качества в творческих формах жизнедеятельности человека, стремление к истине, добру, красоте.
Наиболее сложная и менее разработанная в современной педагогике проблема - приобщение ребенка к духовному миру, поскольку в условиях радикальных изменений произошла переоценка многих жизненных ценностей в нашем обществе. Как донести до ребенка это понимание? С уверенностью можно сказать, что большинство людей очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали, как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило. Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти вопросы - значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Не только педагоги, но и Святые отцы церкви советовали читать ребенку сказку, рассказы, стихи, делающие его сердце милосердным, добрым, чистым, горячим.
Исследования по дошкольной педагогике (Шевченко Л. Л. и Княжевой О.) показали, что только благодаря систематической последовательности, планомерности развивающего процесса возможно привитие дошкольникам духовно - нравственных качеств.
Чтобы решить эту трудную задачу необходимо вначале открыть для детей в их собственных сердцах то доброе, что они уже знают и любят. Поэтому я поставила перед собой задачу - научить детей через знакомые для них образы и реальности окружающего мира, замечать и самим стремиться к доброму и красивому. Все доброе и красивое, что они уже встретили, став родным и понятным, поможет подвести их к Источнику всякой красоты и добра.
Ведущая идея работы заключалась в развитие духовно - нравственных качеств в личности ребенка дошкольного возраста через театрализованную деятельность, обучение решению нравственных задач нахождение способов их решения, умение оценивать свою деятельность.
Более десяти лет в нашем детском саду работает театрально - хореографическая студия «Золотая рыбка», в которой мы ставим спектакли, в том числе и на православную тематику.
В своей деятельности я опирались на труды таких авторов, как: Киркос Р. Ю. «Православное воспитание детей дошкольного возраста»; Козынцева Н. «С Рождеством Христовым»; Левкодимова Г. Е., Фирсова Л. М. «Рождественская Елка»; Бударина Т. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством»; Николаева С. Я. «Народный календарь»; Канаева Л. В. «Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях»; Годун Л. В. «Православные традиции в русской культуре и образовании», П. П. Дзюба «Православные праздники в Воскресной школе: постановки, мюзиклы, пьесы».
В основе всей работы театральной студии лежат идеи автора Шевченко Л. Л. и модифицированная программа по духовно – нравственному воспитанию, разработанная творческой группой детского сада «Православная Россия в лицах», создание системы работы театрально - хореографической студии «Золотая рыбка», применение активных методов и приемов, нацеленных на привитие детям духовно – нравственных качеств, средствами театрализации, разработка авторских сценариев к музыкальным спектаклям.
Главной формой проведения занятий в студии стало знакомство детей с Библией. Проводила беседы о том, кто же является Создателем и Творцом нашего мира, как правильно обращаться к Богу. Старалась раскрыть перед детьми самое главное качество Бога - его любовь ко всему живому на земле, заботу о том, чтобы было всем хорошо. Для освоения этих знаний использовала разные проблемные ситуации, например: «Что можно изменить?», «Каким бы ты хотел видеть наш мир?». Размышления детей давали возможность каждому ребенку высказать свое мнение и сделать выводы, что жить нужно дружно, любить друг друга и заботиться друг о друге. Изучая жизнь и грехопадение первых людей, их предательство, пыталась объяснить детям, что такое «добро» и «зло», кто такие добрые и злые ангелы, и что они значат для каждого человека.
В процессе репетиций над спектаклями «Путешествие по Реке времени», «Чудесная звезда», «Пасхальное яичко для Мухи - Цокотухи» дети учились на примере своих героев распознавать добро и зло, гуманность, учились сострадать слабому. Занятия в театрально – хореографической студии дают возможность развиваться духовно и умственно, перед детьми раскрываются социально – нравственные пути реализации своего любопытства и интереса.
Такая система в работе по привитию духовно - нравственных качеств в личности дошкольников через театрализованную деятельность позволила дошкольникам освоить умение жить в согласии с собой, своей совестью, находить гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, сформировала умение понимать мир таким, каков он есть. Занятия детей в театральной студии воспитали в детях нравственные качества: милосердие, сострадание, сорадование, отзывчивость, справедливость, бережное отношение ко всему живому на земле. Занятия в студии приводят ребенка к важным открытиям, которые, возможно впоследствии помогут ему определиться в жизни.