Екатерина Ковалёва
Способы эффективного взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема моей презентации: «Способы эффективного взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста»
Данная тема сложная и не простая.
У всех педагогов существует свое мнение, что работа с родителями является самой сложной, самой стрессовой для работы воспитателя в детском саду.
Публикация «Способы эффективного взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Внешнего имидж – говорят, что на вкус и цвет товарища нет. Внешний имидж складывается из нескольких показателей. Это цвет, форма, какие то детали – платочки, шарфики, бижутерия, часики и т. д. Считается, что педагог должен быть настроен на деловое общение. Поэтому статусом делового костюма считается цвет и форма. Это всегда белый верх, черный низ. Так же все оттенки пастельных тонов. Они придают статусу педагога значимость.
Необходимо оставаться выдержанным и спокойным при любых обстоятельствах.
Настройка на общение – мысленная установка «Я – Х» и «Т – Х».
Мы должны понимать, что любое взаимодействие с родителями строится на 3 – х принципах общения.
Существуют 3 принципа эффективного взаимодействия :
1. Это безопасность. Необходимо создать такую среду, чтобы родителям было комфортно в общении с вами. Чтобы вы выражали спокойствие, доброжелательность и уверенность.
Если родителям безопасно, так как взаимодействие воспитателя и родителя – это двух сторонний процесс. Если педагог создал благоприятную среду для безопасности, которая так и называется «Мне хорошо и комфортно»
2. Это комфортность. Когда с педагогом комфортно работать, комфортно общаться, делиться какими то событиями.
3. Это принцип удовольствия (интереса). Когда родитель не злится, не раздражается. А с удовольствием слушает, что рекомендует и советует воспитатель.
Таким образом, создается атмосфера доброжелательности и уважения к родителям и тем самым вызывает ответное уважение к себе.
Так и начинается процесс эффективного взаимодействия с родителями. Это когда какая - то проблема было принята, понята и решена. После чего воспитатель чувствует облегчение.
Так же существуют навыки необходимые для эффективного общения.
При встрече с родителями должна быть приятная улыбка даже через «Не могу». Если утром, встречая родителей, говорим с улыбкой «Здравствуйте». И если вы правильно это сказали, то сразу будет заметно что на стройка на общение пошла.
Очень важно при общении иметь внутреннюю выдержку, на которой, строится наша успешность взаимодействия с родителями. Оставаться спокойным и выдержанным это сложно, но нужно убирать какие - то прошлые обиды, тревоги, всплески. Важно убирать из профессионального общение личное. Важно так же иметь культуру делового общения.
Успех и эффективное взаимодействие будет только тогда, когда общее дело, интересы ребенка, его особенности и проблемы будет в первую очередь и на первом плане между воспитателем и родителем.
Слайд № 4
Также есть автор Марьяна Михайловна Безруких - она выделяет 10 основных принципов эффективного общения. Эти умения важно развивать в себе.
Принцип 1: Уметь настроиться на эффективное общение.
Принцип 2: Уметь говорить (умение выразить суть проблемы).
Принцип 3: Уметь слушать и слышать (техника «Активного слушателя»)
Принцип 4: Уметь спрашивать, задать вопросы и отвечать на них.
Принцип 5: Уметь понимать, анализировать и контролировать свое общение.
Принцип 6: Уметь наблюдать за собеседником и контролировать ситуацию общения.
Принцип 7: Уметь решать проблемы в ходе общения, не создавая новые.
Принцип 8: Уметь отстаивать свою точку зрения, возражать и говорить «Нет»
Принцип 9: Уметь признавать свои ошибки и извиняться.
Принцип 10: Уметь показывать свое расположение и благодарить.
Соблюдая все эти принцип важно сохранить свой профессиональный статус. Свой уверенный, спокойный, профессиональный имидж.
Навыки, необходимые для эффективного общения :
1. Умение выслушать родителей.
2. Умение показать свою заинтересованность.
3. Умение высказать свою мысль так, чтобы ее услышали (Спрашивайте мнение собеседника по ходу разговора, чтобы понять его реакцию – «Вы согласны?», «Что вы думаете?», «Как вы считаете?».
Если говорите что - то приятное, выделяйте это интонацией. Не подчеркивайте то, что может огорчить. Не давайте советов, если вас об этом не просят и т. д.
4. Понять, что вас услышали.
5. Умение найти общее решение проблемы – полезная фраза «Я доверяю вашему мнению», «Я понимаю вашу заинтересованность».
6. Умение использовать в поведении установки «Я-Х», «Т- Х».
7. Владеть техникой – «Вежливого отказа».
Важно установить контакт с родителем в интересах ребенка, поддерживать их. Если есть, какие то обиды. То важно уметь понимать, прощать, уметь начинать все с чистого листа.
Навыки для позитивного настроя «Быть на стороне ребенка – значит строить отношения»
Техника эффективного взаимодействия предполагает понимание, что ни амбиции, ни эмоции, ни обиды главное. А самое главное это интересы ребенка с 2 – х сторон.
1. Забыть прошлые неудачи, обиды и прочее.
2. Начать общение «с чистого листа».
3. Создать атмосферу доброжелательности.
4. Культура общения: стараться использовать полезные слова; избегать жестких требований; угроз; обвинений и прочее.
Полезные слова: «Рада вас видеть», «Спасибо, что нашли время для нашей встречи», «Я вижу, что вы очень расстроены этим случаем» и т. д.
4. Подготовительный этап к общению:
1. Продумать заранее внешний вид (Особенно при первом знакомстве и в проблемных ситуациях)
2. Отрефлексировать свои эмоции.
3. Понаблюдать еще раз за ребенком.
4. Выделить и четко сформулировать конкретные проблемы ребенка ( Пример: «Ваш сын очень не внимательный» - не конкретная, раздражающая формулировка).
5. Четко определить цели встречи.
6. Записать вопросы, которые хотели задать родителям.
7. Уточнить, чтобы вам хотелось узнать от родителей о ребенке.
Копилка полезных фраз:
Если зашкаливают эмоции. Если эмоции не имеют точного адресата (родители выражают свое недовольство в «Пустоту».
Необходимо дать возможность выговориться.
Ваша тактика в такой ситуации «Молчание».
Если есть адресация – полезно «Я считаю, что этот вопрос мы могли бы обсудить при личной встрече»; «Думаю, обсуждение этого вопроса в другой ситуации будет более эффективно» и т. п.
Так же можно просто переключить свое внимание, посмотреть в окно. Промолчать и дать возможность выговориться. Важно, если есть какая то проблема обсудить ее на едине с родителем по обоюдному согласию.
Полезные фразы при жалобе в вышестоящие организации:
Педагогу важно: сохранять спокойствие, не развивать в себе обиду за «не справедливость» и прочее. Взять тайм – аут.
Полезные фразы: «Я должна разобраться в сути жалобы и готова обсудить это завтра», «Мне бы хотелось понять причину недовольства, а потом это обсудить», «Я была огорчена вашей реакцией, но хотела бы решить наши проблемы. Давайте вместе их обсудим»
Разбор в содержании жалобы:
Педагогу важно умение – разобраться, что лежит в основании жалобы – факты или эмоции».
- Если в основе есть факты – надо четко сформулировать контраргументы.
- Если в жалобе - одни эмоции – разобраться в мотивах, что вызвало эти эмоции?
- Можно выразить готовность встретиться с жалобщиком «Один на один» (если есть уверенность в способности спокойно и самостоятельно разрешить ситуацию)
- Если нет уверенности в себе – пригласить на встречу в присутствии администрации, психолога и других.
Нежелательно:
1. Откладывать разговор надолго;
2. Уклоняться от разговора (Это может быть принято за признание вашей вины)
Общие причины, когда взаимодействие обеих сторон не складываются:
* Сложность первого контакта.
* (Причины могут быть разными) Непонимание и недовольство (с обеих сторон)
* Настороженность и скованность.
* При следующих встречах (с обеих сторон) Тревожность ожидания, конфликтная ситуация при упреке.
* Или высказывание недовольства (с любой стороны)
К конфликтам чаще всего приводят ситуации, когда:
* «Грехи» отдельных детей (или всех вместе) обсуждаются при все родителях. Всеобщее и при всех участвующих обвинение рождает протест.
* Воспитатель разбирает не конкретную ситуацию, а ситуацию вообще («Невнимателен», «Не старается» и т. п.
* Когда воспитатель использует тактику обвинения и соответствующие интонацию, жесты и взгляды.
* Раздражение и несдержанность педагога в общении с родителями дает им полное основание усомниться в профессиональной компетенции педагога, в его способности быть на стороне ребенка. Не случайно родители стараются избегать таких столкновений с педагогом.
Иногда не складывается с родителями общение. Часто бывает сложность первого контакта. Говорят, что нужно отходить от обыденных собраний и вообще заменить слово собрание на родительский клуб, родительская встреча, родительские посиделки. Собрание на уровне подсознания не вызывает интерес родителей. Крайне не допустимо, когда проблемы детей обсуждаются на родительском собрании, потому что для любого родителя ребенок самый лучший. Это обиженность со стороны родителей.
Важно использовать не тактику обвинения, а тактику поддержки и внимания. Уважительного отношения к детям и семьям.
Слово собрание у нас порой вызывает, какую то грустную и неприятную обстановку, что опять придется готовиться, создавать суету. И начинаешь задумываться, как бы сделать собрание более легко, безопасно и комфортно. И в этом плане можно провести собрание в нетрадиционной форме,
Например в форме деловой игры, которое тоже посвящено общению. Важно найти актуальные темы, чтобы эти темы были интересны родителям, чтобы родители могли быть откровенны с воспитателем.
Первую встречу с родителями можно провести за круглым столом в кругу. Потому что когда мы в кругу, то это всегда безопасно, все рядышком. Это сплачивает всех. Предположим круг знакомств. Родители усаживаются по кругу. Педагог сидит вместе, не в центре круга. Объясняет правила круга и пошел круг знакомств.