Наталья Хрюкалова
Консультация для родителей «Речевое развитие — одна из важнейших задач дошкольного воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Период 4—5 лет очень важный в жизни ребёнка. Уровень мышления намного возрастает. Малыш становится думающим и творческим ребёнком. Именно средний возраст — возраст почемучек. Причём задаются совершенно невероятные вопросы, порой в самом неподходящем месте, которые ставят в тупик. Но психологи рекомендуют отвечать на все детские «почему?» и «зачем?», даже неприличные или неприятные.
Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания.
Публикация «Консультация для родителей „Речевое развитие — одна из важнейших задач дошкольного воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем на его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.
На 5 году у детей:
приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное
выражение своих мыслей) ;
расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова,
которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь (ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл) ;
речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и уместное употребление слов) .
Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи
окружающих, чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.
В возрасте 4-5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие 2-х, 4-х стишья. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребёнка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.
Увеличение активного словаря (от 2900 и 3000 слов к концу года) создаёт ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: например, неправильно изменяют глаголы «хочут» вместо «хотят» и т. д. Мы взрослые, педагоги и родители должны исправлять подобные речевые «ляпы» и предлагать правильный образец употребления слов.
Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка
обязательно приведет к положительным результатам.
На что необходимо обращать внимание родителям, в первую очередь!
1) Развитие интонационной выразительности речи.
Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний.
Попробуйте прочитать ребё нку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп своей речи, учить распознавать интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их употреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное обыгрывание известных ребенку сказок.
2) Художественное слово в воспитании дошкольников.
Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам. Развивают фантазию, воображение, формируют произвольную память. Если еще научить ребенка умению сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту – это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, но и значительно расширит его познавательные способности. А для этого:
Больше читайте, придумывайте совместно сказки и рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте стихи
3) Речь и мелкая моторика рук.
Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В домашних условиях развитие мелкой моторики может быть не только интересным занятием, но и полезным делом.
Предлагаем интересные упражнения для развития речи дошкольников
Узнавать предметы по описанию – (Зеленая, кудрявая, белоствольная. Что это? – Береза);
Подбирать действия к предмету – (Ветер, что делает: воет, парус надувает, листья срывает);
Подбирать предметы к действию - (На небе сверкает землю согревает. Что это? - Солнце)
Подбирать синонимы - (Большой, огромный, громадный)
Находить пропущенные слова - (Пришел почтальон, он принес);
Распространять и дополнять предложения - (Кошки взобрались па дерево. Какое? Зачем);
Упражнять в названии антонимов (день - ночь, печаль -радость);
Упражнять детей в правильном склонении существительных (род, число,падеж). Взрослый называет животного, а ребенок его детеныша (курица - цыплята, лошадь - жеребята). Причем в различных падежах и множественном числе, т. к. это является распространенной ошибкой у малышей
Про что можно сказать: холодный -, холодная -, холодное -…;
Произносить предложение (“я пойду на улицу") по-разному: радостно (и почему, грустно (и почему, удивленно (и почему);
Находить антонимы (слова с противоположным значением) в стишке: