Галина Сустретова
Специфика подготовки студентов для работы в инклюзивном детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Статистические данные последних лет свидетельствуют об увеличении количества детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. В условиях инклюзивного образования они посещают массовые группы детского сада. Но из-за наличия того или иного заболевания у таких детей зачастую наблюдаются заниженная самооценка, неуверенность, застенчивость, они не могут проявить себя в группе, держатся обособленно от остальных детей. В связи с этим перед всеми специалистами и воспитателями детского сада стоит непростая задача – создать условия для полноценного развития всех детей в дошкольном учреждении на каждом их возрастном этапе. Качество дошкольного образования должно определяться отношением взрослых к дошкольному детству как самоценному периоду жизни каждого человека. Решение этой задачи требует осуществления психологического анализа образовательного процесса, благодаря которому могут быть определены причины трудностей, нередко возникающие у детей, педагогов затрудняющих эффективную реализацию образовательной программы, а также постоянного сотрудничества психолога и воспитателя. Педагог-психолог и воспитатель становятся партнерами в совместной деятельности. Вместе они составляют наиболее рациональную программу психолого-педагогической поддержки, которая заключается не только в выработке индивидуального подхода к ребенку в процессе воспитания и обучения, а также подбирают дидактический материал с учетом индивидуальных возможностей, предпочтений и интересов каждого ребенка. Только тогда положительная динамика в развитии и обучении детей с разными особенностями в развитии не заставит себя ждать.
Публикация «Специфика подготовки студентов для работы в инклюзивном детском саду» размещена в разделах
Полноценное формирование личности ребенка возможно в случае, если созданы необходимые условия для развития ведущей деятельности дошкольника, а именно игры. Через нее и должен осуществляться образовательный процесс детей в ДОУ под чутким руководством педагога-психолога и других специалистов детского сада. Психолог помогает решать образовательные задачи, от него во многом зависят развитие взаимоотношений между самими дошкольниками, дошкольниками и взрослыми и самостоятельная деятельность детей. Все это позволяет адекватно выстраивать взаимодействие педагога-психолога, других специалистов и воспитателей ДОУ с детьми в свободной деятельности, общении, в игре, проектировать и реализовывать дифференцированный подход при решении образовательных задач.
Работа педагога-психолога, за редким исключением, никак не определяется конкретной образовательной программой, которая реализуется в детском саду. Психолог работает как бы параллельно с педагогами, решая, например, проблемы «трудных» детей. Нередко задачи психолога дублируют основные задачи образовательной программы. Например, психолог планирует специально организованные занятия с детьми, направленные на развитие их восприятия и мышления, памяти и внимания. А воспитатель параллельно психологу проводит свои занятия по конструированию или рисованию, ознакомлению с окружающим миром или знакомит с литературным произведением и т. д., что, бесспорно, развивает ребенка, его психические процессы. Психологический контроль необходим каждому ребенку, особенно такому, у которого наблюдаются даже небольшие отклонения в развитии. Детям с особенностями в развитии приходится уделять порой в два раза больше времени и внимания, чем детям, у которых развитие происходит в пределах возрастной нормы.
Как показывает практика, большую часть времени психолог уделяет диагностической, коррекционно-развивающей и просветительской работе. Причем, эта работа часто осуществляется совместно и с воспитателями, и с родителями детей посещающих ДОУ. Просвещение педагогов и родителей осуществляется в основном во время консультаций по общим вопросам развития детей дошкольного возраста и особенностям взаимодействия с конкретным ребенком.
Именно диагностическая работа и наблюдение позволят выявить причины возникающих у детей трудностей в освоении программы и своевременно внести коррективы в образовательный процесс, учесть индивидуальные особенности развития или спроектировать необходимую развивающую работу, дополнительную к той, которую проводит воспитатель. Психологу необходимо использовать полученные им диагностические результаты не только в коррекционно-развивающей работе и / или для оптимизации взаимодействия взрослых с ребенком, но и для создания оптимальных условий для каждого ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей.
Итак, в связи с возникновением инклюзивных детских садов, большого количества детей с ОВЗ, студентам недостаточно знаний о работе с нормотипичными детьми, которые они получают в колледже, а необходима дополнительная подготовка по детям с ОВЗ, которую они могут получить в ходе практики. И я, как психолог, предлагаю при обучении студентов следующие виды работ : речевые игры, беседы, двигательные (ритмика, физкультура, пальчиковые игры, конструирование, познавательная деятельность, трудовая деятельность, музыкальная деятельность, восприятие художественной литературы. Все это будет способствовать накоплению необходимого опыта студентами в работе с детьми с разным уровнем развития.
Хотелось бы еще несколько слов уделить вниманию программам, которыми может пользоваться педагог-психолог инклюзивного детского сада. По своему содержанию и направленности все они являются коррекционно-развивающими психолого-педагогическими и опираются на принципы коррекционно-развивающего обучения и помогают осуществить полноценное и качественное развитие и обучение детей в инклюзивном детском саду с разными возможностями.
• Программа раннего развития детей с аутизмом О. С. Никольская;
• Программа раннего вмешательства (ИРАВ);
• Программа нейропсихологической коррекции А. В. Семенович;
• Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками С. В. Исханова;
• Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью М. Пишчек;
• Теория и практика оценки психического развития ребенка Н. Семаго;
• Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии Е. А. Стребелева;
• Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева;
• Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. Дедюхина Г. В., Кириллова Е. В.
• Технология проведения детско-родительских коммуникативных групповых игровых сеансов в рамках структурного подразделения «Лекотека». Игнатов М. А.