Елена Курдюкова
Значение и специфика творческой деятельности на музыкальных занятиях в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт музыкально-творческой учебной деятельности в последнее время приобрёл особую значимость для музыкального и общего развития личности учащегося.
Для начала, необходимо определиться с понятием «творчества». Творчество есть процесс культурной человеческой деятельности, в результате которого создаются качественно новые материальные и духовные ценности (Бердяев Н. А.). У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться ка личность. Для ребёнка творить – это не обязательно «создавать новое», это скорее «выражать себя». Любое творчество для него больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе.
Темочки:
В музыкальной деятельности творческие способности могут проявиться у каждого ребёнка по-разному, в зависимости от природных задатков и развития основных музыкальных способностей. У одних детей может проявиться способность к творческому восприятию музыки, у других – к одному из видов исполнительства или продуктивного творчества. Поэтому подходить к вопросу развития творческих способностей детей нужно индивидуально, учитывая особенности каждого ребёнка.
Для творческих проявлений необходимо воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях. Формировать творческие проявления следует с самого раннего возраста, используя посильные детям творческие задания (спеть своё имя, колыбельную кукле и т. д.). Творчество рождается из интуитивных и сознательных действий. Постепенно их сочетание становится более прочным.
Возможности детей в выполнении творческих заданий в музыкальной деятельности тщательно проанализированы в исследованиях Н. А. Ветлугиной. Было установлено, что необходимым условием возникновения детского музыкального творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются источником творчества, его образцом. Другое важное условие – это накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, приобретаются необходимые умения, навыки, знания, позволяющие ребёнку выразить свои собственные музыкальные впечатления.
Были определены этапы развития детского музыкального творчества :
1 этап – первоначальная ориентировка в творческой деятельности (ребёнку даётся установка на создание нового – придумай, измени, сочини);
2 этап – освоение способов творческих действий, поиск решений;
3 этап – самостоятельные действия детей, использование сочиненных мелодий, танцевальных композиций в жизни.
Развитие детского музыкального творчества возможно во всех видах музыкальной деятельности ребёнка детском саду. Л. С. Ходонович, описывая музыкальное творчество детей, отмечает, что для развития песенного творчества у ребёнка нужно развивать основные музыкальные способности : ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.
Песенное творчество представляет собой импровизацию детьми попевок, несложных мотивов, часто возникающих непроизвольно. Интерес к этому виду музыкально-творческой деятельности появляется очень рано, что позволяет нам предложить ребё нку различные задания: придумать свою мелодию на заданный текст; воспроизвести несложный мотив без слов, учитывая жанровый характер, передать грустное или весёлое настроение. Формирование песенного творчества происходит поэтапно. На первом этапе – это попытка подражать звукам, которые дети слышали много раз. Другой этап творчества – музыкальные вопросы и ответы (диалог в игровой форме). Следующий этап – подведение детей к импровизации на заданный текст. Далее – сочинение мелодии не только на заданный текст, но и пение её в определённом жанре.
Инструментальное творчество детей проявляется в импровизациях – сочинении во время игры на детском музыкальном инструменте. Это непосредственное, сиюминутное выражение впечатлений. Оно возникает на основе жизненного и музыкального опыта, имеющегося у детей. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений является непременным условием творческих проявлений детей.
Слушание вокальных, инструментальных произведений, как в записи, так и в «живом» исполнении педагога, беседы о выразительных средствах, изучение и сравнение тембров инструментов необходимо детям для последующего творчества, в том числе и инструментального.
Танцевальное творчество развивается на основе элементов танцевальных движений, пантомимы, драматизации. Дети, прислушиваясь к музыкальной речи произведения, по-своему варьируют знакомые движения. На эту особенность указывает, в частности, Л. Стоковский: «И взрослые, и дети, слушая музыку, нередко ощущают желание двигаться в её ритме. Они начинают делать движения руками, притопывают ногами, покачивают головой. Это – бессознательный танец. Часто малыши, слушая музыку, импровизируют своеобразный ритмический танец».
Для развития детского инструментального творчества Л. С. Ходонович предлагает не только обучать детей определённым навыкам, но и использовать разнообразные творческие задания. Она рекомендует давать такие задания в эмоциональной, образной форме, а также будить воображение и фантазию детей поэтическими сравнениями, использовать сказочные сюжеты, что способствует раскрепощению ребят, заинтересовывает их и помогает окрасить детские импровизации различными чувствами.
Внимание педагогов-музыкантов к развитию творческого потенциала детей постоянно возрастает. Проблема направленного влияния на развитие творческих процессов стоит достаточно остро и в зарубежной, и в отечественной психологии. Надо отметить, что в настоящее время практически все педагоги и психологи, изучавшие творческие процессы, признают необходимость создания педагогики творчества. В свое время педагог и психолог П. П. Блонский говорил о важности развития творчества у ребенка, подчеркивая необходимость находить доступные и близкие пониманию и переживанию ребёнка творческие задания, указывал на недопустимость формального отношения к творческим проявлениям ребёнка.
В. Г. Ражников, акцентируя внимание на личностно-творческой направленности воспитательного процесса, считает, что музыкальное обучение должно осуществляться на основе создания творческих ситуаций, включающих в себя:
а) выявление личностного состояния ученика, его настроя, самочувствия, стремлений;
б) ослабление действий личностных преград и комплексов;
в) установление преимущественно диалогического общения;
г) не навязывание учащемуся приёмов и способов, а организацию условий для конструирования своих собственных решений художественных задач.
В науке существуют два взгляда на то, нужна ли помощь взрослого в развитии творческих способностей. Одни утверждают, что любое вмешательство педагога в процесс творчества ребёнка вредит индивидуальному выражению личности. Другие признают интуитивность и самобытность детского творчества, но вместе с тем считают нужным разумное влияние взрослого. Л. С. Выготский обращает внимание на то, что в развитии детского творчества необходимо соблюдать принцип свободы, который является обязательным условием любого творчества. Это говорит о том, что творчество детей не может быть ни обязательным, ни принудительным. Оно может возникнуть только из детских интересов.
Таким образом, для успешного развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности необходимы следующие условия:
- соблюдение принципа свободы;
-накопление впечатлений от восприятия искусства;
-накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на дми);
-развитие основных музыкальных способностей;
-оснащения музыкального творчества музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными инструментами.
В процессе музыкального образования творческое начало призвано пробудить у ребёнка интерес не только к результату, но и к процессу музыкальной деятельности. Весь учебно-воспитательный процесс на занятиях должен пронизывать опыт музыкально-творческой учебной деятельности, который приобретается детьми в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом и инструментальном исполнении, в музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, жизнью. Накопление опыта музыкально-творческой деятельности в системе музыкального образования направлено на дальнейшее развитие творческого потенциала детей, их интереса к процессу и результату музыкальной деятельности. Такой опыт помогает глубже познавать природу музыки, сформировать свою личностную позицию по отношению к искусству и найти способы самовыражения в разнообразной музыкально-творческой деятельности.
Точны и справедливы слова: «Обучение с прицелом на творчество есть обучение с прицелом на будущее».