Папки-передвижки

Значение и специфика творческой деятельности на музыкальных занятиях в детском саду

Елена Курдюкова
Значение и специфика творческой деятельности на музыкальных занятиях в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт музыкально-творческой учебной деятельности в последнее время приобрёл особую значимость для музыкального и общего развития личности учащегося.

Для начала, необходимо определиться с понятием «творчества». Творчество есть процесс культурной человеческой деятельности, в результате которого создаются качественно новые материальные и духовные ценности (Бердяев Н. А.). У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться ка личность. Для ребёнка творить – это не обязательно «создавать новое», это скорее «выражать себя». Любое творчество для него больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе.

Темочки:

В музыкальной деятельности творческие способности могут проявиться у каждого ребёнка по-разному, в зависимости от природных задатков и развития основных музыкальных способностей. У одних детей может проявиться способность к творческому восприятию музыки, у других – к одному из видов исполнительства или продуктивного творчества. Поэтому подходить к вопросу развития творческих способностей детей нужно индивидуально, учитывая особенности каждого ребёнка.

Для творческих проявлений необходимо воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях. Формировать творческие проявления следует с самого раннего возраста, используя посильные детям творческие задания (спеть своё имя, колыбельную кукле и т. д.). Творчество рождается из интуитивных и сознательных действий. Постепенно их сочетание становится более прочным.

Возможности детей в выполнении творческих заданий в музыкальной деятельности тщательно проанализированы в исследованиях Н. А. Ветлугиной. Было установлено, что необходимым условием возникновения детского музыкального творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются источником творчества, его образцом. Другое важное условие – это накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, приобретаются необходимые умения, навыки, знания, позволяющие ребёнку выразить свои собственные музыкальные впечатления.

Были определены этапы развития детского музыкального творчества :

1 этап – первоначальная ориентировка в творческой деятельности (ребёнку даётся установка на создание нового – придумай, измени, сочини);

2 этап – освоение способов творческих действий, поиск решений;

3 этап – самостоятельные действия детей, использование сочиненных мелодий, танцевальных композиций в жизни.

Развитие детского музыкального творчества возможно во всех видах музыкальной деятельности ребёнка детском саду. Л. С. Ходонович, описывая музыкальное творчество детей, отмечает, что для развития песенного творчества у ребёнка нужно развивать основные музыкальные способности : ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.

Песенное творчество представляет собой импровизацию детьми попевок, несложных мотивов, часто возникающих непроизвольно. Интерес к этому виду музыкально-творческой деятельности появляется очень рано, что позволяет нам предложить ребё нку различные задания: придумать свою мелодию на заданный текст; воспроизвести несложный мотив без слов, учитывая жанровый характер, передать грустное или весёлое настроение. Формирование песенного творчества происходит поэтапно. На первом этапе – это попытка подражать звукам, которые дети слышали много раз. Другой этап творчества – музыкальные вопросы и ответы (диалог в игровой форме). Следующий этап – подведение детей к импровизации на заданный текст. Далее – сочинение мелодии не только на заданный текст, но и пение её в определённом жанре.

Инструментальное творчество детей проявляется в импровизациях – сочинении во время игры на детском музыкальном инструменте. Это непосредственное, сиюминутное выражение впечатлений. Оно возникает на основе жизненного и музыкального опыта, имеющегося у детей. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений является непременным условием творческих проявлений детей.

Слушание вокальных, инструментальных произведений, как в записи, так и в «живом» исполнении педагога, беседы о выразительных средствах, изучение и сравнение тембров инструментов необходимо детям для последующего творчества, в том числе и инструментального.

Танцевальное творчество развивается на основе элементов танцевальных движений, пантомимы, драматизации. Дети, прислушиваясь к музыкальной речи произведения, по-своему варьируют знакомые движения. На эту особенность указывает, в частности, Л. Стоковский: «И взрослые, и дети, слушая музыку, нередко ощущают желание двигаться в её ритме. Они начинают делать движения руками, притопывают ногами, покачивают головой. Это – бессознательный танец. Часто малыши, слушая музыку, импровизируют своеобразный ритмический танец».

Для развития детского инструментального творчества Л. С. Ходонович предлагает не только обучать детей определённым навыкам, но и использовать разнообразные творческие задания. Она рекомендует давать такие задания в эмоциональной, образной форме, а также будить воображение и фантазию детей поэтическими сравнениями, использовать сказочные сюжеты, что способствует раскрепощению ребят, заинтересовывает их и помогает окрасить детские импровизации различными чувствами.

Внимание педагогов-музыкантов к развитию творческого потенциала детей постоянно возрастает. Проблема направленного влияния на развитие творческих процессов стоит достаточно остро и в зарубежной, и в отечественной психологии. Надо отметить, что в настоящее время практически все педагоги и психологи, изучавшие творческие процессы, признают необходимость создания педагогики творчества. В свое время педагог и психолог П. П. Блонский говорил о важности развития творчества у ребенка, подчеркивая необходимость находить доступные и близкие пониманию и переживанию ребёнка творческие задания, указывал на недопустимость формального отношения к творческим проявлениям ребёнка.

В. Г. Ражников, акцентируя внимание на личностно-творческой направленности воспитательного процесса, считает, что музыкальное обучение должно осуществляться на основе создания творческих ситуаций, включающих в себя:

а) выявление личностного состояния ученика, его настроя, самочувствия, стремлений;

б) ослабление действий личностных преград и комплексов;

в) установление преимущественно диалогического общения;

г) не навязывание учащемуся приёмов и способов, а организацию условий для конструирования своих собственных решений художественных задач.

В науке существуют два взгляда на то, нужна ли помощь взрослого в развитии творческих способностей. Одни утверждают, что любое вмешательство педагога в процесс творчества ребёнка вредит индивидуальному выражению личности. Другие признают интуитивность и самобытность детского творчества, но вместе с тем считают нужным разумное влияние взрослого. Л. С. Выготский обращает внимание на то, что в развитии детского творчества необходимо соблюдать принцип свободы, который является обязательным условием любого творчества. Это говорит о том, что творчество детей не может быть ни обязательным, ни принудительным. Оно может возникнуть только из детских интересов.

Таким образом, для успешного развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности необходимы следующие условия:

- соблюдение принципа свободы;

-накопление впечатлений от восприятия искусства;

-накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на дми);

-развитие основных музыкальных способностей;

-оснащения музыкального творчества музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными инструментами.

В процессе музыкального образования творческое начало призвано пробудить у ребёнка интерес не только к результату, но и к процессу музыкальной деятельности. Весь учебно-воспитательный процесс на занятиях должен пронизывать опыт музыкально-творческой учебной деятельности, который приобретается детьми в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом и инструментальном исполнении, в музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, жизнью. Накопление опыта музыкально-творческой деятельности в системе музыкального образования направлено на дальнейшее развитие творческого потенциала детей, их интереса к процессу и результату музыкальной деятельности. Такой опыт помогает глубже познавать природу музыки, сформировать свою личностную позицию по отношению к искусству и найти способы самовыражения в разнообразной музыкально-творческой деятельности.

Точны и справедливы слова: «Обучение с прицелом на творчество есть обучение с прицелом на будущее».

Публикации по теме:

Музыкотерапия и ее приемы в детском саду для музыкальных руководителей «Музыкотерапия и ее приемы в детском саду для музыкальных руководителей» Ребенок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического.

Значение словесных игр в детском саду Консультация для педагогов. «Значение словесных игр в детском саду» В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью.

Консультация для педагогов «Значение словесных игр в детском саду» «Значение словесных игр в детском саду» В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра- это эмоциональная.

Консультация для родителей «Форма одежды детей на музыкальных занятиях и праздниках в детском саду» Консультация для родителей «Форма одежды детей на музыкальных занятиях и праздниках в детском саду» Дети с радостью ходят на музыкальные.

Музыкальный театр в детском саду как средство формирования творческой личности На современном уровне общественного развития все большую актуальность приобретает творческий, креативных подход к решению различных задач.

Народные игры для использования на музыкальных занятиях в детском саду ИГРА «ГОНЧАРЫ». «Горшки» - это дети, которые сидят на корточках. «Покупатель» выбирает горшки, можно проверить горшок на прочность – постучать.

Основные понятия инклюзивного образования и специфика работы в детском саду «Основные понятия инклюзивного образования и специфика работы в детском саду». Образование в современном мире является приоритетной сферой,.

Развивающие игры-упражнения на музыкальных занятиях в детском саду Развивающие игры-упражнения на музыкальных занятиях в детском саду В нашем МБДОУ кроме праздников сезонных, тематических, проходят развлечения.

Значение прогулки в детском саду в жизни детейЗначение прогулки в детском саду в жизни детей Нестерова Наталья Анатольевна. Прогулка в детском саду младшая группа! МБДОУ Детский сад "Яблонька" Прогулка в детском саду! Цель прогулки.

Значение выставок детских работ в детском садуЗначение выставок детских работ в детском саду Выставки в детском саду являются одной из широко распространенных форм работы детского учреждения и родителей. Они имеют весьма важное значение,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение и специфика творческой деятельности на музыкальных занятиях в детском саду
Опубликовано: 30 сентября 2019 в 17:12
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение и специфика творческой деятельности на музыкальных занятиях в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Елена Курдюкова (УИ 2029541) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД