Марина Сивохина
Технология подготовки и реализации проекта в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Организация проектов сегодня – очень интересное и актуальное направление. Об этом говорит довольно большой интерес педагогов-практиков к данной теме.
Проект как комплексный метод имеет большое количество видов и разновидностей. Рассмотрим специфику проектной деятельности при обучении в детском саду на занятиях.
При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности дошкольников. Темы проектов детей этого возраста должны быть не только тесно связаны с предметным содержанием, но и с общим развитием ребенка, с его знаниями, полученными ранее. В процессе обучения отводится значительная часть учебного времени на повторение и закрепление изученных тем. Из этой части образовательного времени можно выделить часы для организации проектной деятельности. Исследования или подготовка проекта обеспечивают мотивацию включения ребенка в самостоятельную работу.
Публикация «Технология подготовки и реализации проекта в детском саду» размещена в разделах
Проектный метод всегда ориентирован на самостоятельную работу детей. Они не только получают новые знания, но и обучаются самостоятельно приобретать эти знания, использовать их для решения познавательных и практических задач [3].
Приведем основные требования к использованию метода проектов на занятиях с детьми дошкольного возраста:
Значимость в творческом плане проблемы, требующей исследовательского поиска решения.
Значимость предполагаемых результатов с практической точки зрения.
Самостоятельность детей при выполнении проектной работы.
Структурированное содержание проекта.
Для выполнения проекта необходимо использовать исследовательские методы, предусматривающие определенную последовательность действий:
определение проблем и вытекающих из них задач исследования;
выдвижение гипотез решения выделенных проблем;
обсуждение методов исследования проблем;
обсуждение вариантов и способов представления конечных результатов;
сбор, систематизация и анализ собранной информации;
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы о проведенном исследовании, выдвижение новых гипотез для исследования.
Необходимо: рекомендовать конкретные этапы работы над проектом с озвучиванием промежуточных результатов; приводить примеры способов аналитической работы над собранной информацией (материалом); указывать, что можно изменять (корректировать, т. е. первоначальное направление работы; объяснять правила создания проекта и работа с «портфолио» проекта; познакомить с правилами заполнения паспорта проекта; мотивировать детей на получение содержательного, креативного продукта проекта; научить способам защиты и оценки результатов проектной деятельности детей [3].
Важно учитывать индивидуальные способности дошкольников и их интересы. Необходимо заинтересовать дошкольников проектной деятельностью, а не принуждать к выполнению проекта.
Роль самого преподавателя и его компетентность в данном вопросе способствует активизации познавательной деятельности детей, налаживание взаимодействия как с группами в целом, так и с каждым из участников группы.
Обязательным условием успешности действий преподавателя по привлечению детей к проектной деятельности, является демонстрация ранее созданных примеров проектов. Необходимо делать упор на разнообразие способов и методов создания проектов [14].
Немаловажным является и ознакомление дошкольников с требованиями к созданному проекту (текста, буклета, базы данных, газеты, видео- или аудио-файла и т. д.).
Первоначально педагог должен ориентироваться на имеющиеся у дошкольников опыт по данной дисциплине, а затем на приобретенные знания и опыт по мере прохождения тем предмета. Все правила и рекомендации должны быть предварительно собраны воспитателем воедино и оформлены в виде файла.