Светлана Старкина
«Специфика использования элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Термин «сказкотерапия» всегда интересен для педагогов и логопедов, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и обучения. Сказкотерапия обращается к детскому началу, присутствующем в каждом человеке.
Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать разнообразные задачи:
Публикация «„Специфика использования элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР“» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Старшая группа
- Темочки
• развивать познавательные способности детей, умения устанавливать простые причинно-следственные связи, показывать и адекватно оценивать модели поведения в различных жизненных ситуациях;
• развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме;
• помогать усваивать социальные нормы взаимоотношений в обществе;
• помогать разрешать личностные проблемы ребёнка опосредованным путём, показывать успешные модели взаимодействия с окружающим миром.
Используя в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи элементы сказкотерапии, я обязательно учитываю следующие особенности:
• речевой статус детей (общее недоразвитие речи II- III уровня, осложненное неврологической симптоматикой, в том числе синдромом дефицита внимания и гиперактивностью);
• недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти; недостаточное стремление к познавательному общению с взрослым; быстрая истощаемость произвольного внимания; низкая работоспособность);
• специфика возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость).
Считаю нужным отметить, что выше перечисленные особенности детей приносят свою специфику в совместную деятельность учителя-логопеда с элементами сказкотерапии. Поэтому мне хотелось бы отметить особенности выбора сказки :
• используются простые, хорошо знакомые ребенку сказки, например «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Теремок»,
«Заюшкина избушка»;
• сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик у детей;
• возможное использование элементов сюжета, а не сказку целиком;
• отбор языковых средств доступных всем детям группы.
В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.
Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал. Интегрирую коррекционные задачи в принятые сегодня образовательные области.
Далее я привожу в пример лишь некоторые игры и упражнения, которые используются в моей совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.
Активизация познавательных способностей детей:
использую игры и упражнения, направленные на формирование сенсорных представлений с опорой на различные модальности восприятия.
Игра: «Угости медведей» (по сюжету сказки «Три медведя»).
Цель: развивать сенсорные представления, с опорой на зрительные и тактильные ощущения.
Цель, которая озвучивается для детей: принести угощения трём медведям, чтобы помирить их с Машей.
Дети выбирают одинаковые угощения для медведей, ориентируясь на цвет, форму, материал из которого изготовлены бумажные конфеты, печенья, пирожные.
Игра: «Домики для друзей- животных» (по сказке «Теремок»)
Цель: развивать сенсомоторную координацию, конструктивный праксис.
Цель, которая озвучивается для детей: нужно построить новые яркие домики для всех, кто жил в теремке.
Каждый ребёнок «строит» свой домик из различных разноцветных геометрических фигур разных по цвету и величине.
Развитие общих речевых навыков:
сила голоса. Игра: «Зайчик услышит наше ау - быстро найдется в холодном лесу» (по сказке «Заюшкина избушка»).
Цель: учить повышать и понижать силу голоса.
Цель, которая озвучивается для детей: зайчик расстроился и потерялся в зимнем лесу, помогите ему.
речевое дыхание. Упр. : «Произнеси фразы» (по сказке : «Репка»).
Цель: работать над длительностью речевого выдоха.
Цель, которая озвучивается для детей: посадим репку, скажем слова:
«пусть будет репка большая, крепкая», «пусть репка будет вкусная,
сладкая».
Также используются игры и упражнения по развитию силы и длительности ротового выдоха, дифференциацию носового и ротового дыхания. Игра: «Катится колобок по дорожке», упр. : «Пыхтит мишка».
Развитие лексико-грамматических категорий.
Для данного раздела хорошо использовать ковролин, магнитную доску, тем самым, обеспечивая мобильность проведения игр и упражнений.
Игра: «Кого встретил в лесу колобок».
Цель: тренировать употребление Р. п. сущ., формировать простую фразу.
Цель, которая озвучивается для детей: колобок катится по лесу, за деревья прячутся разные звери, поможем их узнать (хвост зайца, уши медведя, пасть волка, лапы лисы).
Игра: «Где прячется Маша?» (по сказке : «Маша и медведь»).
Цель: развивать правильное употребление (понимание) простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель.
Цель, которая озвучивается для детей: Маша прячется от медведя, назовите, где (под столом, в шкафу, под стулом, на печке, под кроватью).
Развитие связной речи.
Проходит поэтапно с использованием графической символики:
• договаривание отдельных слов во фразе;
• произнесение отдельных фраз сказочных героев;
• повторение, составление простых фраз;
• рассказывание сказки.
Более подробно хотелось бы остановиться на приемах, задействованные при пересказе сказки :
- готовые пособия (деревянные, картонные, «сказка на пальчиках» - деревянные игрушки, которые одеваются на пальцы ребёнка);
- пособия, изготовленные самостоятельно (перчатки с наклеенными персонажами сказки, сказка на ковролине, карточки с графическими символами).
Выше я упоминала о том, что сказка оказывает психотерапевтический эффект, поэтому мы можем включать в коррекционную работу игры и упражнения направленные на:
- сплочение коллектива (дети берутся за руки и «приглашают» сказку; передают шепотом друг другу имена герое в сказки,
- снятие эмоционального напряжения (дети представляют, как греются на солнышке, гуляют по лесу, кидают мягкие мячики);
- формирование творческих способностей (дети превращаются в персонажей сказок, стараясь передавать их характер через движения, мимику).
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что использование сказкотерапии повышает эффективность коррекционной работы при условии учёта возрастных и психологических особенностей детей с тяжёлыми нарушениями речи.
В дальнейшем логопедическая работа с использованием элементов сказкотерапии усложняется за счёт расширения речевых возможностей детей, изменений их психо-эмоционального статуса.
Учитель-логопед : Старкина СветланаЕвгеньевна
МБДОУ детский сад №9
2014 год.