Лилия Бакирова
Сказкотерапия как метод преодоления коммуникативной дезадаптации дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия - направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самим собой, развить коммуникативную сферу личности, а также построить особые доверительные отношения с окружающими.
Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом.
Публикация «Сказкотерапия как метод преодоления коммуникативной дезадаптации дошкольников с ОНР» размещена в разделах
Сегодня, под сказкотерапией понимается способы передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека. Многие думают, что сказкотерапия предназначена только для детей, однако, это не так. Сказкутерапию можно назвать «детским» методом потому, что сказки обращены к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека.
Во-первых, сказка всегда служила средством встречи её слушателя или читателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но В-первую очередь - его собственного, скрытого, ещё не осознанного внутреннего мира.
Во-вторых, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми.
В-третьих, в сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования новых знаний о себе или мире происходит незаметно, исподволь.
Использование сказкотерапии в обучении младших дошкольников развивает :
- связную речь – от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о сказочных образах.
- коммуникативные умения и навыки – при разыгрывании сказки по ролям дети обращаются друг к другу, тем самым у детей развивается коммуникативная сфера личности.
- произвольность – от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков.
- творчество – от подражания взрослому в действии и выразительном слове к совместному составлению словесных описаний по пантомимическим этюдам, темпоритма.
В применении сказкотерапии можно выделить три этапа работы:
I этап – познавательно - эффективная ориентировка. Эта ориентировка направлена на осмысление сюжета сказки, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование и исполнение сказочного образа.
Ведущий метод – словесная режиссерская игра.
II этап – словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Дети учатся управлять своими поведенческими реакциями с помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического рисунка.
Ведущий метод – словесное комментирование.
III этап – выражение замещающей потребности, способствующей приведению в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова.
Ведущим методом является совместная импровизация, в которой взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями становятся сами дети. Дети пробуют внести новые элементы в сказку, при этом сохранив сюжетную линию.
Уже на протяжении многих лет О. А. Шорохова по сей день занимается изучением метода психологии - сказкотерапии. Она в своих научных трудах утверждает, что метод сказкотерапии имеет продолжение в своём развитии, и у него есть будущее в современных науках.
По её мнению, в ближайшем будущем такой метод, как сказкотерапия станет основным методом преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с речевой патологией.