Валерия Витальевна Орлова
Создание мини-музея — инновационная технология познавательного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Задачи музейной педагогики:
1. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
2. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
3. Формирование у дошкольников представления о музее.
4. Расширение кругозора дошкольников.
Публикация «Создание мини-музея — инновационная технология познавательного развития дошкольников» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
5. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
6. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
7. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
8. Развитие творческого и логического мышления, воображения.
9. Формирование активной жизненной позиции.
«В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка».И. Г. Песталоцци.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно-пространственной среде. В условиях детского сада настоящий музей организовать невозможно, а вот экспозиции «мини-музеи» вполне реально.
Экскурсии в музей способны дополнить и обогатить любую информацию педагога, сделать сам процесс образования предметным, наглядным и осязаемым.
Создание мини-музея - трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов: постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада; выбор помещения; изготовление и сбор экспонатов; оформление мини-музея; разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами; разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки, выбор экскурсоводов ; открытие мини-музея с приглашением детей, родителей.
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии учитываются принципы наглядности, доступности, содержательности.
«Мини музей» - это не просто выставка экспонатов, но и действующее звено непрерывной образовательной деятельности. Внимание детей дошкольного возраста еще не достаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее зависит от удачного расположения и привлекательности экспонатов, от возможности рассказчика-экскурсовода заинтересовать посетителей-слушателей.
(Формы работы в мини-музее : беседы с детьми, рассказы; самостоятельное рассматривание экспонатов; экскурсии для детей; дидактические игры; загадки; викторины; просмотр презентаций и познавательных мультфильмов.) (слайд)
Дошкольники чувствуют свою причастность к созданию мини-музея : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, а затем самостоятельно выступают в роли экскурсовода для своих одногруппников и детей других групп.
Любая экспозиция учитывает логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, ко всем предметам свободный доступ, можно брать экспонаты в руки, потрогать, «ощутить». Если предмет находится в постоянном поле зрения, но делать с ним практически ничего нельзя, то интерес к нему ослабевает, предмет становится частью окружающего фона, а сама экспозиция не решит поставленных задач.
Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Родители воспитанников - первые и главные помощники: охотно принимают участие в создании мини-музеев и пополнении предметно-пространственной среды. Совместно с детьми они участвуют в изготовлении и сборе музейных экспонатов, тем самым вызывая интерес к начатому делу.
Для пополнения развивающей среды, для развитие познавательных способностей и познавательной деятельности а так, же для оптимизации детско - родительских отношений было принято решение создать в группе мини -музей «Весна». Экспонаты для музея готовили родители своими руками. Каждая семья получила задание. После того, как экспонаты были готовы, родителям предложили подготовить детей к тому, чтобы они могли рассказать об изготовленном экспонате. Так же родителям было предложено сделать видеозапись с рассказом ребенка об экспонате. На открытие музея присутствовали родители детей. Дети представляли свои экспонаты.
Результат использования музейной педагогики :
Проанализировав опыт работы по реализации музейной педагогики в группе, можно с уверенностью сказать, что данный вид деятельности успешен, доступен, интересен как для детей, так и для родителей и педагогов.
У детей значительно расширился кругозор и пополнился словарный запас. Мини-музей играет большую познавательную и воспитательную роль в развитии детей, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи.
Считаю, что сегодня педагогу необходимы теоретические и практические навыки освоения музейно-педагогического пространства как интегрированной развивающей среды нового типа.
Мы надеемся, что сегодня вы почерпнете что-то интересное для себя, и это что-то поможет вам достичь взаимопонимания с родителями, детьми и коллегами.