Наталья Павлова
Обобщение опыта «Создание мини-музея в условиях ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.
Мини-музеи в детском саду позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, исследовательской деятельности, игр, служат хорошим иллюстративным материалом ко многим литературным произведениям. Работа в музее очень увлекает детей, она естественно стимулирует их творческую мысль, укрепляет и развивает познавательные интересы, воображение, интеллект, эмоциональную сферу. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
Публикация «Обобщение опыта „Создание мини-музея в условиях ДОУ“» размещена в разделах
Основная функция мини-музея - образование и воспитание. В музее главное - не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества, совместной с взрослыми и самостоятельной деятельности ребенка. Содержание мини-музея в детском саду, как правило, позволяет познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой, фольклором и пр.
Тематика музеев может быть очень разнообразной.
В нашей группе это мини-музей «Хочу все знать и измерять».
Экспозиция мини-музей представлена по разделам:
1. Время: часы, календари.
2. Длина.
3. Температура.
4. Вес.
Профиль музея – исторический, естественнонаучный, познавательно-исследовательский. (Так как, мы знакомим с историей возникновения измерительных приборов, экспонаты имеют исторический характер, знания даются естественнонаучные, но доступные для понимания детьми, так же дети имеют возможность использовать их для исследовательской деятельности).
Жанр музея: музей – экспозиция, музей – лаборатория, музей – игротека.
Цель создания :
1. Это обогатить воспитательно-образовательное пространство новыми формами работы с детьми и родителями. Вовлечь родителей в музейное дело, сделать их активными участниками творческого музейно-педагогического процесса, а главное, сблизить с детьми как с равноправными партнерами.
2. Формировать у детей представление о музее как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества, бережное отношение к музейному предмету.
3. Познакомить с историей возникновения и историей создания измерительных приборов. Способствовать развитию познавательных способностей и исследовательских умений и навыков по разделам: время, длина, вес, температура.
Экспозиции нашего мини-музея помогают понять, что такое измерительные приборы, как они выглядят, как называются, знакомит детей интересными историческими фактами. Все экспозиции интерактивны, доступны детскому восприятию. Экспонаты нашего музея – «учебные пособия», которые можно трогать, изучать, с ним можно поиграть. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. Экспонаты служит не только иллюстрацией к рассказам педагога, но и помогает детям использовать полученные знания на практике - измерять с помощью разнообразных мерок окружающие предметы и даже друг друга, определять время, вес, температуру воздуха и т. д.
Всю работу, предшествующую созданию мини музея можно разделить на несколько этапов: подготовительный (планирование мини-музея, практический (создание мини-музея, деятельный (функционирование мини-музея).
Подготовительный этап:
1. Знакомство с принципами функционирования мини-музея. - Изучили методическую литературу по музейной педагогике. За основу взяли автора Рыжову Н. А. «Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями».
2. Выбор темы мини-музея. - Тему выбрали, исходя из того, что дети старшего дошкольного возраста, и она тесно перекликается с программой по формированию элементарных математических представлений. Кроме того, детям труднее всего даются временные представления, а экспонаты раздела «Время», как раз, помогут усваивать необходимые знания.
3. Определение места размещения мини-музея. - Решили, что это будет групповая комната, так как воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея, а дети по желанию могут рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для игр.
4. Планирование экспозиций. - Определили содержание экспозиции: продумали, какие материалы пригодятся, в какой последовательности и какие экспонаты будем выставлять.
5. Выбор дизайна оформления мини-музея.
6. Работа с родителями. - Провели родительское собрание о значении музейной педагогики для развития детей, обсудили возможность формирования экспозиции на данную тематику.
Этап реализации:
1. Подбор и размещение экспонатов. - Сотрудники, родители принесли экспонаты для музея, приняли участие в изготовлении дидактических пособий. В состав экспонатов мы включили как предметы, так и их изображения (иллюстрации). Разделы дополнили макетами, играми, дидактическими пособиями, энциклопедиями, материалами для практической деятельности, подобрали художественную литературу на тему.
В мини-музее выделили уголок самостоятельной деятельности, где детям предоставляется возможность играть, экспериментировать, создавать своими руками экспонаты.
Экспонаты мы разместили по разделам.
Раздел «Время» - Подразделяется на часы и календари.
Здесь представлены «Природные часы» - экспонаты служат иллюстрацией тому, как наши предки определяли время до изобретения первых приборов с помощью солнышка, петушка, цветочных часов.
«Часы, которые изобрел человек» - Эта часть экспозиции знакомит детей с эволюцией приборов, показывающих время: от солнечных, водных, огневых, песочных до современных, механических, кварцевых, электронных и даже атомных часов.
Подраздел «Календари» помогает понять, как измеряются и фиксируются более длинные временные отрезки – неделя, месяц, год. Здесь представлены как предметы, так и разные модели, макеты, схемы: вращения Земли вокруг Солнца (формирует понимание, что такое год); Земли вокруг своей оси (формирует понимание, что такое части суток); макеты: «Круглый год», с помощью которого дети понимают и запоминают, как складывается год из дней, недель, месяцев; дни недели; «Времена года»; магнитный календарь природы; коллекции разных календарей: отрывные, перекидные, плакаты, карманные.
В разделе «Длина» находятся материалы, с помощью которых можно измерять длину: это разнообразные линейки: школьные (деревянная, пластмассовая, треугольник, металлическая складная, рулетка, портновский сантиметр, ростомер; иллюстрации с изображением старинных мер длины; коробочка с разнообразными мерками (карандаши, кирпичики, кубики и т. п.); коробка с лентами, тесьмой, кружевами разной длины для измерения.
В Разделе «Температура» в качестве экспонатов использовали муляжи, макеты и игрушечные термометры, т. к. настоящие приборы являются источником повышенной опасности.
Рядом с ними расположили альбом с изображениями разнообразных измерителей температуры.
Раздел «Вес»
Эта часть экспозиции предоставляет ребенку условия для самостоятельных действий, т. к. представление о «весе» дошкольники лучше всего усваивают в процессе исследований.
Это настоящие и игрушечные весы, гири, наборы предметов для взвешивания.
Материалы для самостоятельного изготовления весов (покатый камушек, дощечка, в качестве гирек — камешки разной величины).
Все экспонаты нашего мини-музея размещены на разных уровнях - вертикальном и горизонтальном.
Экспонаты размещены сверху вниз по истории происхождения и создания людьми.
2. Оформление паспорта мини-музея. – Обозначили сведения об авторском коллективе, экспонатах, профиле, жанре мини-музея. Определили тематический план работы и перспектива развития мини-музея.
3. Разработка форм работы с экспозициями мини-музея. - Это будут традиционные занятия по ознакомлению с историей возникновения измерительного прибора, самим прибором и т. д. проведение досугов, игр-путешествий, исследовательская и самостоятельная деятельность.
4. Разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей.
5. Разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея :
С такой тематикой:
«О музеях» - познакомить с тем, что такое музей и какие виды музеев бывают, с музейными профессиями.
«В гостях у времени» - для знакомства детей с историей часов.
«Измерение длины» - знакомство с единицами измерений, с измерительными приборами.
«Что такое время» - знакомство детей с понятиями «минута», «час», «время суток», «дни недели», «месяц», «год».
«Почему бывают зима и лето» - Дать представление о зависимости смены времени года от положения земли, по отношению к солнцу. Познакомить с новыми понятиями: ось земли, Северное и Южное полушарие, экватор, Северный полюс, Южный полюс и дать им определение.
Знакомство с «Термометром», «Компасом».
«Путешествие в лабораторию весовых измерений».
«День и ночь – сутки прочь».
6. Планирование организации поисково-познавательной деятельности в мини-музее составляли, придерживаясь содержания образовательной программы ДОУ по познавательному развитию. Так же учитывались основные принципы дидактики: воспитывающего обучения, развивающего обучения, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, научности, гуманизации и демократизации, связи обучения с жизнью, учета индивидуальных особенностей.
Закончив этап реализации, приступили к деятельному этапу – т. е. функционированию мини – музея :
1. Провели обзорную экскурсию-презентацию, во время которой познакомили детей с музеем, разделами музея, экспонатами.
Совместно с детьми мы определили правила поведения в нашем музее:
1. В нашем музее многие экспонаты можно трогать руками!
2. Нельзя мешать другим детям.
3. Экспонаты нельзя ломать.
4. Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.
5. Если тебе что-то непонятно, задавай вопросы.
6. Можно пополнять музей новыми экспонатами.
2. Работа с детьми проводилась в форме занятий – экскурсий, бесед, исследовательской деятельности, игр-путешествий, чтение литературы (например детям очень понравились рассказы В. Драгунского из книги «Денискины рассказы», «Сказка про время» Т. А. Шорыгиной, «Старик-Годовик» В. Даля, а для закрепления полученных знаний – продуктивной деятельности, где ребята самостоятельно имели возможность выразить свои впечатления об увиденном и услышанном материале, воспроизвести своими руками следующий экспонат для музея).
В музее детей больше всего привлекают, конечно, настоящие вещи, которыми пользуются взрослые, приборы взвешивания, измерения длины, времени, температуры. Поэтому, помимо организованной деятельности, дети имели возможность самостоятельно изучать экспонаты музея: измерять, взвешивать и т. д.
Если дети хорошо сориентировались в материале самостоятельно, при следующем посещении музея мы предлагали самому активному ребенку стать экскурсоводом по конкретному разделу.
То, что дети узнавали в мини-музее, на занятиях, мы использовали при организации наблюдений на экологической тропе детского сада. Практически, каждая остановка перекликается с нашей темой.
Например: «Из прошлого в настоящее» - Как люди узнавали время, когда еще не было часов?
В «Уголке леса» и на «Солнечной полянке» мы наблюдали сменяемость времен года, частей суток, обращали внимание на изменения в жизни живой природы в зависимости от времени года, температуры, погоды и т. д.
На метеоплощадке мы так же могли встретить измерительные приборы: барометр, анемометр, термометр, гигрометр, дождемер. На макете термометра дети самостоятельно выставляли температуру воздуха.
На экологической тропе у нас имеются разные виды часов: солнечные, аналемматические, этим летом у нас так же была экспериментальная площадка «Цветочные часы» - Мы задались вопросами: Как можно узнать время по растениям? Можно ли на территории детского сада вырастить «цветочные часы»?
На теневом навесе для наблюдений «Солнечный лучик», на макете часов дети могли самостоятельно выставлять время; макет «Роза ветров», «Ель», «Муравейник» помогали ориентироваться с помощью уже знакомого компаса в сторонах света.
Вывод:
Мини-музей стал эффективной формы работы не только с детьми, но и с их родителями. Данная работа позволила вовлечь родителей в жизнь группы, сделать их активными участниками музейной педагогики, сблизить с детьми.
Использование музейной педагогике в образовательном процессе ДОУ, а особенно мини-музей «Хочу все знать и измерять», создает хороший фундамент для математического развития дошкольников, на основе, которой будет осуществляться подготовка к усвоению школьной математики.
В перспективе, мы планируем расширить работу в данном направлении:
Привлекать родителей не только к сбору экспонатов, но и к принятию участия в совместных с детьми мероприятиях на базе музея.
Пополнить фонды музея новыми экспонатами, представляющими интерес.
Дополнить подборку электронных материалов по теме музея: видеофильмы, презентации, фотоматериалы.
Провести экскурсии для детей других групп.