Жукова
Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является созданная в соответствии с требованиями ФГОС в ДОУ и, соответственно, в каждой группе ДОУ здоровье - сберегающая предметно–пространственная развивающая среда, сформированная по принципам полифункциональности, трансформируемости, вариативности, насыщенности, доступности, безопасности. Наша задача – укрепление физического и психического здоровья детей. Чтобы укрепить физическое здоровье детей
Публикация «Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС» размещена в разделах
На данном этапе развития общества сложилось так, что дети дошкольного возраста большую часть времени проводят в дошкольных учреждениях. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, навыки и привычки, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Здоровье сберегающее пространство – включает в себя не только организованную предметно–пространственную развивающую среду в группе и ДОУ, но и воспитательно-образовательную работу проводимую педагогами с детьми.
С каждым годом состояние здоровья детей дошкольного возраста ухудшается. Поэтому сохранение и укрепление здоровья детей рассматривается как одна из основных задач образования. Коллектив нашего сада ведет целенаправленную работу по созданию благоприятного здоровье сберегающего пространства.
При создании предметно - пространственной среды мы руководствуемся следующими принципами, определенными во ФГОС дошкольного образования: полифункциональности, трансформируемости, вариативности, насыщенности, доступности, безопасности.
Предметно – пространственная среда группы организована так, что каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься своим любимым делом. Вся мебель группы расположена вдоль стен, что позволило освободить центральную часть для развития двигательной активности детей. Все части пространства имеют подвижные, трансформируемые границы. Пространство группыизменяется в зависимости от образовательной ситуации и от интересов и возможностей детей.
Группа разделена на сектора: активный сектор (занимает большую площадь группы, включает в себя центр двигательной деятельности, центр конструирования, центр игры, центр театрализованной деятельности.
Сектор средней активности – центр книги, центр природы, центр отдыха.
Рабочий сектор для организации совместной и регламентированной деятельности.
В организации здоровье сберегающего пространства большую роль играет оснащение спортивного уголка. У нас физкультурный уголок яркий с нестандартным оборудованием (бильбоке из пластиковых бутылок и киндер – сюрпризов, бросовый материал (фломастеры, киндер – сюрпризы, шишки) для массажа рук и захватывания пальцами ног предметов, мешочки с крупой в разных формах для ходьбы, коврики разных размеров. Нетрадиционные физкультурные пособия в значительной мере способствуют повышению интереса детей к выполнению различных двигательных заданий. Здесь же находится теоретический материал: картотека подвижных игр, картотека физкультминуток, картотека считалок, картотека утренних гимнастик, сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны, схемы – напоминания (последовательность выполнения действий в картинках, иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта, материалы по истории Олимпийского движения (лэпбуки) и игры: шахматы, спортивные настольные игры, дидактические игры о спорте.
В здоровье сберегающем пространстве особое место занимает физкультурно – оздоровительная работа и правильная организация двигательной деятельности детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, времени года, режима работы ДОУ. Физкультурно – оздоровительная работа включает в себя утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, дыхательную гимнастику, точечный массаж, подвижные и спортивные игры в помещении и на улице, проблемно – игровые ситуации, физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, музыкально – ритмические занятия, самостоятельную двигательную деятельность детей.
Режим — основа жизни детского сада.
Именно он призван обеспечить спокойную жизнь ребенку, оградить его от стрессовых факторов, укрепить здоровье. Необходимо грамотно организовывать образовательный процесс, соблюдая следующие правила: объем и содержание информации должны соответствовать возрастным особенностям; четко соблюдать режим и сетку занятий.
В утренний отрезок времени на детей ложится большая нагрузка: проходит образовательная деятельность. С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, в группе проводятся физкультминутки (упражнения подбираются в зависимости от характера занятий и проводятся в игровой форме «считалки») или гимнастика для глаз.
В группе проводятся закаливающие процедуры, предусмотренные планированием в строгом соответствии с возрастом ребенка и временем года, в которое они проводятся. Это воздушные и солнечные ванны, водные процедуры. Воздушные ванны считаются самыми нежными, безопасными и доступными. Воздушные ванны - гимнастика после сна с элементами дыхательной гимнастики, облегченная одежда, сон с открытой фрамугой.
Водные процедуры - умывание прохладной водой перед едой, после каждого загрязнения рук.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни детей является прогулка. Время пребывание на свежем воздухе весной, зимой, осенью составляет не менее 3–4 часов, летом в течение всего дня.
В режиме дня группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приема детей на воздухе в теплое время года). Ежедневно с детьми на прогулках проводятся подвижные игры. Они способствуют закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляют возможность развивать познавательный интерес, формируют умение ориентироваться в окружающей действительности. Важно помнить, что выбор времени проведения игр на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то организовывать игры желательно в середине или конце прогулки. В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и другие).
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. У нас сложилась определенная система в работе с родителями. Для установления контакта с членами семьи, для согласования воспитательных воздействий на ребенка мы начали работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». На основе собранных данных, мы выработали тактику своего общения с каждым родителем. В своей работе мы используем активные формы и методы работы с родителями: общие и групповые родительские собрания; анкетирование; дни открытых дверей; ведется консультативная работа с родителями в процессе совместных, открытых и досуговых мероприятий, консультативная медицинская работа. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: между родителями и воспитателями создана атмосфера взаимоуважения; родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками и помощниками воспитателей.