татьяна комарова
Создание здоровьесберегающего пространства в подготовительной группе ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Комарова Т. В., воспитатель
ГБДОУ Детский сад №35 общеразвивающего вида с
Приоритетным осуществлением деятельности
По физическому развитию детей Приморского района
Санкт-Петербурга
ТЕМА СТАТЬИ
Создание здоровьесберегающего пространства в подготовительной группе ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС
«Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий – счастливее больного короля»
А. Шопенгауэр
Публикация «Создание здоровьесберегающего пространства в подготовительной группе ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Подготовительная группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
К сожалению, состояние здоровья детей на современном этапе оценивается как крайне неблагополучное. Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в дошкольных учреждениях делают актуальными вопросы сохранения и укрепления здоровья дошкольников, формирование у них ориентации на здоровый образ жизни, при этом в центре внимания оказываются вопросы создания и эффективного использования здоровьесберегающей среды в ДОУ как одно из условий полноценного развития ребёнка. Поэтому, воспитатель, в процессе своей деятельности, должен создать условия и найти методы, адекватные психофизиологическим особенностям детей, помогающие формированию позитивного мышления ребёнка и его способности к «конструированию» собственного здоровья.
Здоровьесберегающее пространство на современном этапе рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных. Образовательных системных мер, обеспечивающих ребёнку психическое и физическое благополучие, комфортную, моральную и бытовую среду в семье и дошкольном учреждении.
Забота по созданию здоровьесберегающего пространства в подготовительной группе строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребёнка, на принципах гуманизации педагогического процесса, с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи.
Учебный процесс строится в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями. В подготовительной группе должно быть выделено пространство для организации двигательной активности детей, групповая комната должна быть свободной не загромождённой мебелью и крупногабаритными игрушками. Все предметы- оборудование, игрушки должны соответствовать возрасту, соответствовать нормативным медико-педагогическим и эстетическим требованиям и нормам безопасности, легко подвергаться чистке и дезобработке.
В подготовительной группе должны быть созданы спортивные уголки с физкультурным оборудованием, которое позволяет проводить индивидуальную и подгрупповую работу. В спортивных уголка необходимо иметь инвентарь для создания «Тропы здоровья» включающий в себя спортивный инвентарь (массажные коврики, мячики, кочки, ребристые доски) и импровизированные предметы (мешочки с песком, фасолью и т. д., которые помогут включить в работу все группы мышц и способствуют массажу стоп и профилактики плоскостопия.
Для решения проблемы оздоровления детей, совершенствования и оптимизации двигательного режима и повышения двигательной активности в подготовительной группе разрабатывается модель двигательного режима детей, которая включает время проведения, кратность проведения и разнообразные формы двигательной активности, такие как:
Утренняя гимнастика
Индивидуальная работа
Физминутки
Подвижные и спортивные игры
Оздоровительный бег
Дозированная ходьба
Закаливающие мероприятия
Спортивный досуг и праздники
Музыкальные и физкультурные занятия
Кроме традиционной двигательной деятельности в образовательный процесс в подготовительной группе можно включить такие технологии оздоровления и профилактики, по методу В. Ф. Базарного как:
Использования режима меняющихся поз в течении занятия
Гимнастика для глаз и режим «зрительных горизонтов», когда дидактический материал размещается на максимально возможном от детей удалении на так называемых сенсорных крестах, которые подвешены к потолку.
Физкультминутки проводятся с использованием офтальмотренажёра (своего рода траектории, по которым дети «бегают глазами)
Выполнение речемоторных упражнений происходит под шаговый ритм
С целью погружения детей в цветной и яркий, движущийся мир и расширения зрительных горизонтов используются «экологические буквари» (настенные панно, на которых изображены лесные пейзажи)
Для охраны психического здоровья в подготовительной группе применяются образовательные и игровые технологии; сюжетно-игровые комплексы; музыкотерапия; сказкотерапия, рефлексия, релаксация; образовательные ситуации, способствующие формированию у воспитанников осознанного отношения к собственному здоровью и основ безопасности жизнедеятельности; в ходе которых дети учатся приёмам расслабления, аутотренингу, самомассажу.
Для формирования у детей подготовительной группы навыков безопасного поведения необходимо проводить мероприятия по профилактике травматизма, противопожарной безопасности, по безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, одним из основных условий укрепления здоровья дошкольника является тесное сотрудничество педагогов, психологов, родителей и детей.
Литература:
1. Базарный В. Ф. Дитя человеческое. Психология развития и регресса. – М. : Концептуал. 2019-400 с.
2. Климова Т. В. Здоровьесберегающий аспект воспитательно-образовательных программ для детей дошкольного возраста. -М. : 1999
3. Создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада. https://www.trusun.edusite.ru/p47aa1.html