Салова Ирина
Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и продолжает оставаться актуальной и в наше время.
Aдаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста : из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита.
Публикация «Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду» размещена в разделах
Задача воспитателя - создать максимум условий для того, чтобы ребенок безболезненно прошел все этапы привыкания к условиям ДОУ.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:
• Изучить проблему адаптации, ее виды и способы и выявить особенности адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
• Организовать воспитательно-образовательный процесс, в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.
• Охарактеризовать диагностический инструментарий исследования адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
• Создать систему взаимодействия с родителями.
Подробнее мы остановимся на практической части.
В основе практической работы лежит взаимодействие воспитателя, педагогов-специалистов, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которое создаёт основу для благоприятной адаптации детей раннего возраста.
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду проходил более успешно используются разные направления работы с детьми:
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе.
Дети, поступающие в детский сад, адаптируется по - разному. Из бесед с родителями, посещений на дому, наблюдений, мы сделали вывод, чем можно занять того или иного ребенка и как найти подход, чтобы ему было легче адаптироваться к детскому саду.
Есть дети, которые трудно расстаются с мамой, плачут, боятся от нее отойти. Таких детей мы стараемся отвлечь сразу. Предлагаем музыкальные игрушки (курочка - несушка, волчок, поющая корова, кот, неваляшка). Для тех, кто любит подвижные игры, физические упражнения мы привлекаем к центру физического развития.
Тем детям, которые любят дидактику, мы предлагаем поиграть с башенками, кубиками - вкладышами, пирамидками и др.
Эмоциональный контакт с ребенком помогают наладить игры и игровые занятия.
Мы составили план проведения тематических занятий и картотеку игр, а также спланировали игры, которые можно провести с родителями дома.
2. Формирование у ребенка чувства уверенности.
Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации.
3. Работа с родителями.
Ее желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад. Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
В результате проведенной работы нам удалось помочь детям легче адаптироваться к условиям детского сада, заинтересовать их, вызывать желание посещать детский сад. Процент трудно адаптируемых детей снизился до 15%.
Мы наметили перспективы в работе
1) Составить план оптимальной самореализации ребенка.
2) Расширить ассортимент пальчиковых игр.
3) Разработать памятку для родителей по сопровождению процесса адаптации ребенка.
4) Подобрать методические материалы для работы с родителями в адаптационный период.
Выводы:
Была проведена также и оценка эмоционального благополучия детей эта характеристика была выбрана как показатель адаптации ребенка к ДОУ.
Обобщая результаты видно, что при поступлении детей в группу, то есть в начале адаптационного процесса эмоциональное благополучие детей было низким – 11 человек (55%) показали именно такой уровень, лишь у 2 детей (10%) уровень эмоционального благополучия был высоким, то есть адаптация протекала легко. В конце адаптационного периода изучая эмоциональное благополучие детей, наблюдаем совершенно иную картину. Никто из детей не испытывал эмоционального дискомфорта от нахождения в группе, в ДОУ, в большинстве своем 12 детей (60%) ощущают себя комфортно в группе, в ДОУ. У 8 детей (40%) отмечен высокий уровень эмоционального благополучия, это значит, что они прошли адаптационный период к ДОУ, и посещение детского сада более для них не является стрессом. Проводя анализ результатов, можно заключить, что работа прошла успешно, так как наблюдается значительное улучшение показателей эмоционального благополучия детей.
Таким образом, следует считать, что выбранная методика адаптации детей к ДОУ является успешной, а условия создаваемые – благополучными. Значительно снизить напряженность острого периода адаптации возможно за счет выполнения нескольких правил:
• индивидуальный подход к каждой семье;
• своевременное информирование всех заинтересованных сторон;
• создание в ДОУ благоприятной психологической атмосферы и соответствующих условий для воспитанников.
Целенаправленная подготовка родителей и воспитателей дает свои положительные результаты даже при тяжелой адаптации облегчает его привыкание к новым условиям. Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Чтобы избежать этих осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ.