Оксана Красильникова
Создание условий для социального самоопределения и творческой реализации личности
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС дошкольного образования выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально- коммуникативному развитию.
Социально коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
Публикация «Создание условий для социального самоопределения и творческой реализации личности» размещена в разделах
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
В нашей группе созданы благоприятные условия для освоения детьми первоначальными представлениями социального характера и включения детей в систему социальных отношений. Решение этой задачи осуществляется, в частности, через развитие игровой деятельности детей. В ходе игры формируется умение вступать в общение и сотрудничество друг с другом и с взрослыми. Повышаются коммуникативные способности детей, служащие одним из параметров высокого уровня социальной компетентности.
Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то сюжетно-ролевая игра становится главной в формировании социального поведения ребенка. Во время игры у детей формируется игровая позиция, соответствующая принятым в обществе нормам, правилам, способам поведения людей в различных ситуациях. Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. В процессе игры раскрывается социальная польза выбранной роли.
Благодаря такой игре малыши моделируют поведение и взаимоотношения взрослых людей. При этом на первом плане у детей — отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя определенные роли в игре, мальчики и девочки учатся действовать, подчиняя свое поведение нравственным нормам. Например, дети часто играют в больницу. Они берут на себя роли больного и врача. Игра в больницу закрепляет отношения взаимного уважения доктора и пациента, выполнения его рекомендаций и назначений. Ребёнок получает представления о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми.
Мы стремимся поддерживать коммуникативную инициативу детей, учим их договариваться друг с другом при распределении действий, пособий. В коллективных играх успешно соблюдаются правила, поскольку сверстники следят за тем, как партнеры их выполняют. Дети самостоятельно выбирают сюжет, распределяют роли, контролируют ролевое поведение партнера, что приводит к развитию коммуникативных умений и навыков.
При восприятии произведений художественной литературы, изобразительного и музыкального искусства мы стараемся вызывать у детей чувство сострадания к тем героям, которые нуждаются в помощи или испытывают тревогу, волнение, физическую боль, огорчение, обиду; формируем представление о добре и зле. На материале сказок, рассказов или драматизаций дети учатся оценивать характеры героев, их поступки, понимать, “что такое хорошо и что такое плохо”.
В группе созданы условия для формирования нравственной основы патриотических чувств. Во время НОД дети получают первоначальные представления о стране, в которой они живут; о названии государства, о его символике, о его территории и расположении; о его многонациональном населении, о том, что государственный язык России – русский, о столице России – Москве.
Также мы знакомим детей с принятыми правилами культурного поведения в общественном месте; с правилами вежливости с правилами приличия. Дети получают навыки самообслуживания, учатся проявлять самостоятельность. Кроме того, у них воспитывается осознание необходимости помогать взрослым и младшим.
Большое внимание уделяется организации совместной трудовой деятельности детей со сверстниками и с взрослыми. Это способствует формированию у наших детей, таких важных социальных умений, как умение определять общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями партнеров, оценивать результат и характер взаимоотношений
Систематическая работа по развитию социально-личностного развития в разных видах деятельности способствуют улучшению социального статуса ребенка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.
В современном российском обществе возрастает потребность к людям неординарно мыслящим, творческим, активным, способным нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели. Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для человека, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью образования и воспитания.
Творчество детей — естественный компонент их развития. В дошкольном возрасте ребёнок обнаруживает и раскрывает много возможностей для творчества.
У каждого ребенка есть потребность в творческой деятельности : ребенок ищет возможность реализовать свой потенциал, через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность.
Творчество для ребенка – это больше процесс, нежели результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе.
Деятельность старших дошкольников характеризуется большей творческой активностью и самостоятельностью.
Существует множество методов и средств по развитию творческой активности и самостоятельности :
Одна из основных «Познавательное развитие», которая предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности через познавательно-исследовательскую деятельность, тем самым, подчеркивая значимость этой деятельности для дошкольников.
Наиболее эффективным средством достижения развития творческой активности и самостоятельности являются все виды изобразительной деятельности детей.
В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное : создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Согласно требованиям ФГОС одним из условий развития творческой активности и самостоятельности – это возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; поддержка инициативы и самостоятельности детей.
Поэтому мы включаем в свою работу разнообразные занятия художественной, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности. Где каждый ребенок наиболее полно проявляет себя, без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.
В соответствии с ФГОС специфическая деятельность для детей дошкольного возраста – это прежде всего игра.
Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития - в детстве - она приобретает особое значение для развития творческой личности.
Очень важна роль родителей в развитии творческой личности детей. В группе проводятся разнообразные творческие выставки рисунков и поделок. Так родители приняли активное участие в организации выставки: «Осенний вернисаж», в творческом конкурсе : «Золотая рыбка». Приняли активное участие во всероссийском конкурсе: «Звездочка в ладошке», где были представлены замечательные работы, выполненные из макаронных изделий.
Путь в творчество имеет множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей — это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь"