Ольга Геннадьевна Зайцева
Консультация «Создание условий для реализации здоровьесберегающих технологий в условиях дома ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье – необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека. Известный русский писатель и врач В. Вересаев особенно точно оценил роль здоровья в жизни человека : «…С ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять всё; без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом окружающих людей и обстановки; оно – высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно!»
Публикация «Консультация „Создание условий для реализации здоровьесберегающих технологий в условиях дома ребенка“» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит :
от типа дошкольного учреждения,
от продолжительности пребывания в нем детей,
от программы, по которой работают педагоги,
конкретных условий ДОУ,
профессиональной компетентности педагога,
показателей здоровья детей.
Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий :
1. медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);
2. физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
3. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др., ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
5. образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);
6. обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия, самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
7. К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды,под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
Мы создаем здоровьесберегающее образовательное пространство, обеспечивающее разностороннее развитие ребенка и формирование у него универсальных способностей.
В рамках данного направления разработана и реализуется программа оздоровления детей.
В ходе реализации данного направления решаются следующие задачи:
1. Сохранение, укрепление и развитие гармоничной, психически и физически здоровой личности воспитанника, при доступности высокого качества образования.
2. Формирование основ здорового образа жизни.
3. Разработка и осуществление индивидуального маршрута развития каждого ребенка.
Работа по охране и укреплению здоровья дошкольников ведется в нескольких направлениях совместно с детской поликлиникой №1 и №2, :
- обеспечение психологического комфорта и легкой адаптации детей к дошкольному учреждению;
- создание безопасных, благоприятных, комфортных условий пребывания детей в доме ребенка;
- развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья каждого ребенка;
- развитие здоровьесберегающих навыков и умений, воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- организация сбалансированного диетического питания;
- профилактическая работа, направленная на повышение сопротивляемости и защитных сил детского организма;
- диагностика и своевременная коррекция функциональных изменений в состоянии здоровья детей;
- реабилитация детей с хроническими заболеваниями, укрепление здоровья детей.
Разработана комплексно-целевая система оздоровительных и коррекционно-восстановительных мероприятий, обеспечивающая личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, а именно:
- разработаны индивидуальные планы оздоровления, которые позволяют учесть отклонения в состоянии здоровья ребенка, определить соответствующее направление коррекции и профилактики, обеспечить психологическое сопровождение образовательного процесса;
- путем реализации индивидуального оптимального режима обновлено содержание физического воспитания;
- создана предметно-развивающая среда и дизайн, обеспечивающая экологическую безопасность, эмоциональное благополучие и здоровье ребенка;
Накоплен большой опыт по оздоровлению детей нетрадиционными методами:
• точечный массаж биологически активных точек,
• дыхательная гимнастика,
• витаминизированное питье, фитотерапия,
• корригирующая гимнастика после сна,
• ЛФК, массаж.
Особое внимание мы уделяем психологическому здоровью, внедряя новые здоровьесберегающие технологии : элементы кинезиологии, песочной терапии, сказкотерапии, арт. терапии.
В организации всех мероприятий реализуется личностно-ориентированный индивидуальный подход к детям: варьируется нагрузка, меняются варианты исходных положений, корректируются движения и осанка, учитывается диагноз детей. Педагоги и специалисты создают особую развивающую среду для обучения детей особым социально-оздоровительным технологиям, повышающим воспитательные и оздоровительные ресурсы.