Нина Пикина
Создание условий для развития детской инициативы через систему краткосрочных проектов
▼ Скачать + Заказать документы
«Создание условий для развития детской инициативы через систему краткосрочных проектов»
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, одной из задач ФГОС ДО является поддержка инициативы и самостоятельности детей (п. 1.6 «побуждать детей к инициативности и самостоятельности»)
Публикация «Создание условий для развития детской инициативы через систему краткосрочных проектов» размещена в разделах
Поэтому современному дошкольному образованию в условиях ФГОС ДО и огромного потока информации необходимо подобрать такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, и инициативную позицию у дошкольников
В настоящее время в педагогической среде и в частности в дошкольной много внимания уделяется проектированию.
Зачем нужно проектирование в детском саду?
• Проектная деятельность делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, предоставляет свободу и возможность познать себя, позволят не ощущать «давления» взрослых.
• Проектная деятельность, как никакая другая поддерживает детскую познавательную инициативу.
• Помогает получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, стимулирует его личностный рост и самореализацию, оригинальность мышления.
• Позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить её в виде культурно-значимого продукта.
Одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил педагог. Умение создать условия для проявления познавательной инициативы детей является важным моментом готовности педагога к организации проектной деятельности.
В нашем детском саду педагоги активно используют метод проектов,
Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Правильно организованная работа над проектом, позволяет сделать процесс обучения не только более оптимальным, но и более интересным. Ребенок приобретает опыт деятельности, который соединяет в себе знания, умения, компетенции и ценности. Главное условие — помнить, что метод проектов нацелен не на интеграцию уже имеющихся знаний, а на применение и приобретение новых. Участие ребенка в проектной деятельности позволяет ему учиться исследовать, добывать информацию, ставить проблемы и решать их.
Метод проектов как средство поддержки детской инициативы можно использовать в работе с детьми, не только старшего, но и младшего дошкольного возраста. Самое главное правильно подобрать вид и тематику проектов. Учитывая то, что в дошкольном периоде ведущим видом деятельности ребенка является игра то, начиная с младшего возраста используются игровые и творческие проекты : «Моя самая первая игрушка», «В гости к зубной фее» и др.
С возрастом детей меняется и направленность проектной деятельности.
Средний дошкольный возраст характеризуется развитием любознательности и творчества. Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, в которых помимо реального мира существует и волшебный мир полный приключений. Поэтому актуальным становится и другой вид проектов информационно-практико-ориентированный: «Секреты бабушкиного сундука», «Моя семья», «Этот загадочный лимон», «Пластилиновые истории», «Мыльная фантазия» и др.
В старшем дошкольном возрасте дети склонны экспериментировать, а затем оформляют результаты в виде призентации, драматизации, детского дизайна поэтому на первое место выходит исследовательско-творческий проект. Так же проекты в этом возрасте могут быть и индивидуальными. Дети с удовольствием и достоинством рассказывают и защищают свои проекты.
Примером проекта, основанного на поддержке детской инициативы, может служить краткосрочный проект под названием «Эти крышки- волшебницы».
Дети на протяжении нескольких лет проводят в группе акцию под названием «Добрые крышечки». Они активно собирают и приносят их в группу. Но однажды возник такой вопрос: «А что еще можно делать с этими красивыми разноцветными крышками? Однозначного ответа никто дать не смог. И мы решили стать маленькими экспериментаторами, узнать о свойствах этих крышечек и придумать как можно использовать их в настольных и дидактических играх. Проводили ряд опытов «Тонет – не тонет», «Печатки», «Какие разные поверхности» и другие. Затем дети самостоятельно находили варианты игр, где можно использовать эти пластмассовые крышки. Почти каждый предлагал свои находки, проявлял инициативу, или поддерживал высказывания товарищей. И вот какие удивительные варианты были придуманы детьми «Собери букет», «Укрась салфеточку», «Что лишнее?», «Создай свою картинку», «Мозаика», «Воздушные шары»; «Собери по описанию, цвету и образцу».
Вот такие краткосрочные проекты позволяют воспитателям поддерживать детскую познавательную инициативу, получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает замысел оформить в виде культурно-значимого продукта, и, конечно же, формирует партнерские взаимоотношения.
Проектная деятельность расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, повышает детскую любознательность, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности
Для развития самостоятельности и инициативы огромное значение играет организации предметно-пространственной среды.
Среда должна быть вариативной, состоять из различных площадок (мастерских, исследовательских площадок, художественных студий, библиотечек, лабораторий и др., которые дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно-пространственная среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей. В течение дня необходимо выделять время, чтобы дети могли выбрать пространство активности (площадку) по собственному желанию.
Стимулируя детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им большое количество увлекательных материалов и оборудования.
Закончить свое сообщение хочу словами Ш. Амоношвили:
«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность,
смелость ума, вселить в них радость сотворчества,
то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей
образовывали царство мысли,
дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».