Олеся Сысоева
Создание условий для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска, Ленинский район
«Детский сад № 298».
«Создание условий для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
воспитатель I кв. категории
Сысоева О. А.
«Создание условий для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Публикация «Создание условий для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» январь 2024
Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.
(А. Маркушевич)
Согласно концепции развития математического образования - математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению.
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и – в первую очередь – умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. И, следовательно, уже на дошкольной ступени содержание образования должно быть направлено на решение этой задачи.
Наблюдая за детьми в процессе реализации совместной деятельности заметила, что им трудно сравнивать предметы сложной формы, наблюдается неустойчивое внимание, недостаточно сформированы предпосылки логического и пространственного мышления.
Для определения эффективности своей дальнейшей работы провела диагностику математического развития детей дошкольного возраста. Результаты диагностики подтвердили результаты педагогического наблюдения.
Кроме того, проведенный опрос родительской общественности показал заинтересованность и понимание значимости математического развития своих детей.
Таким образом, возникла идея создания и реализации педагогического проекта, способствующего формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: создать условия, способствующие формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую математическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
• Развивать у детей умения : сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать информацию.
• Способствовать формированию логического стиля мышления у воспитанников, как значимой составляющей математического развития.
• Повысить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах математического развития детей.
Для достижения обозначенной цели одной из важных и первостепенных, на мой взгляд задач, является: организация развивающей предметно - пространственной среды.
Дети всех возрастов любят играть, в игре они развиваются, учатся преодолевать трудности, расширяют собственные представления об окружающем мире. Поэтому первичным в организации развивающей предметно – пространственной среды стал подбор дидактических игр, способствующих развитию математического мышления. Характерная особенность дидактических игр заключается в том, что они создаются взрослыми, с целью обучения и воспитания детей. Однако созданные в дидактических целях, они остаются играми.
В подборку дидактических игр и пособий вошли: «Сафари прятки», «Три поросенка», «Собери урожай», Палочки Кьюзинера, блоки Дьенеша, «Перво - Логика», «В яблочко» и т. д.
В рамках работы объединения «Школа молодого педагога» на базе нашего учреждения, мы создавали дидактические игры своими руками. Созданные игры в обязательном порядке проходили апробацию. После чего осуществлялся анализ и возможная доработка игры.
Первыми созданными играми стали «Помоги ежику добраться до дома» с использованием специальных схем и блоков Дьенеша, «Отгадай загадку» разного уровня сложности. Игра – противоположность «Загадай загадку» представляет из себя пустую табличку, на которую дети, выбрав фигуру, раскладывают соответствующие знаки – свойства, «Рассели дом жильцами» разного уровня сложности.
Включая в образовательный процесс деятельность, основанную на применении игр и пособий, созданных своими руками, стало ясно, что современных детей очень даже легко удивить и для себя отметила, что эти игры вызывают не меньший интерес у детей, чем покупные. На сегодняшний день наша копилка состоит из следующих игр:
«Геометрические прятки»
«Адрес»
«Судоку» (разного уровня сложности).
«Рассели жильцов» с применением блоков Дьенеша. (разного уровня сложности)
«Помоги ежику добраться до дома» с применением блоков Дьенеша. (разного уровня сложности)
«Отгадай загадку», «Загадай загадку» с применением блоков Дьенеша. (разного уровня сложности)
Игры-головоломки являются одним из немногих дидактических средств, способствующих развитию математических представлений детей, развитию логических операций мышления у старших дошкольников.
Используя игры – головоломки «Танграм» и «Листик», дети составляют плоскостные изображения предметов, ориентируясь на картотеку схем.
Каждая игра представляет собой комплект магнитных геометрических фигур. Играть необходимо по принципу от простого - к сложному. Все построенные фигуры размещаются на индивидуальных магнитных досках.
Все представленные игры, постоянно находятся в свободном доступе для детей. Находят свое применение в совместной и самостоятельной деятельности детей. Игровые моменты всегда включаю в образовательную деятельность, с целью решения педагогических задач в доступной для детей форме.
Кроме того, научившись играть в вышеперечисленные игры, в привычных условиях, мы легко научились с детьми переносить игру в другое пространство детского сада. Так плиточный пол в холле вполне может стать полем для «Крестиков – ноликов» при организации квест – игры, а магнитные стенды холлов - основой для «Судоку», «Танграма» и «Листика».
Результативность организованной работы по формированию элементарных математических представлений подтверждается и тем, что воспитанники являются победителями ежегодно проводимого в дошкольном учреждении фестивале-конкурсе детско-родительских проектов. Дети без труда могут составить алгоритм своих действий, соблюдать его и достигать запланированного результата. Уверено позиционируют свою точку зрения.
Одной из полюбившейся детям форм проведения итогового мероприятия - стал марафон логических игр. Воспитанникам предлагается найти ответ на загадку, вопрос, имея в своем арсенале более 20 игр и пособий одновременно. Участвуя в марафоне ребята проявляют устойчивость внимания, сформированность предпосылок логического и пространственного мышления, сообразительность.
Для повышения уровня педагогической компетентности родителей, в вопросах математического развития детей были проведены консультации, интеллектуальные вечера встреч.
Анализ результатов начальной и итоговой диагностик показал повышение уровня развития пространственного и логического мышления у детей. Научились правильно сравнивать предметы и множества разнородных предметов по количеству.
Сочетание различных видов и форм организации математической деятельности детей; использование разнообразных методов и средств обучения, направленных на повышение мотивации дошкольников к математике; создание в ДОУ предметно-развивающей среды; вовлечение родителей в образовательный процесс, позволило добиться положительных результатов в работе!
Мнение, что математическое мышление совсем не обязательно в жизни, что оно может пригодиться детям только на уроках математики, очень ошибочно! Умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профессиональной и личностной сфере, а значит, развитие логического математического мышления – залог будущей жизненной успешности наших детей.