Папки-передвижки

Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста интереса к чтению

Елена Захарова
Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста интереса к чтению
▼ Скачать + Заказать документы

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.

Публикация «Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста интереса к чтению» размещена в разделах

В «Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования» отмечено о необходимости знакомства дошкольников с книжной культурой, детской литературой, развития у детей понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, развития восприятия художественных произведений, формирования сопереживания персонажам художественных произведений. Но в последние годы в нашей стране наблюдается кризис детского чтения. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Ведь забота о детском чтении – это забота о будущем России, ее интеллектуальном, нравственном, духовном потенциале. О роли книги, художественного текста в развитии человека говорят с давних пор, но только относительно недавно эти разговоры стали касаться литературы, адресованной детям дошкольного возраста. Читательский опыт многих поколений свидетельствует, что интерес к книге зарождается именно в дошкольном детстве, потому что чувства дошкольника отличаются особой эмоциональностью. И чем раньше проявляется интерес к чтению, тем оригинальнее, глубже формируется читатель, творческая личность, человек с высоким интеллектуальным уровнем. Однако если своевременно не заниматься этим вопросом, то сформировать у ребенка потребность в чтении в начальной школе будет трудно, а в большинстве случаев – невозможно. Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя”.

Анализ литературы по данному направлению показывает, что о важнейшей роли книги в формировании личности дошкольника не приходится сомневаться. В работах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Е. А. Флёриной, Р. И. Жуковской, Н. С. Карпинской, М. М. Кониной, Л. М. Гурович, З. А. Гриценко, О. С. Ушаковой и др. художественная литература рассматривается как одно из важнейших средств развития личности ребёнка. Она будит мысль ребёнка, помогает ему ориентироваться в окружающей действительности, в освоении культурно-исторического опыта народа Работа с книгой включена в содержание всех общеобразовательных программ дошкольного образования. Авторами программ определены цели, задачи, содержание работы в области начального литературного образования дошкольников, представлен круг произведений для детского чтения. Авторские подходы к решению задач приобщения дошкольников к книге раскрыты З. А. Гриценко, О. С. Ушаковой, Н. В. Гавриш и др. Казалось, всё определено, что делать в этом направлении педагогу, какие методы, приёмы, формы работы с дошкольниками использовать. Однако, не так всё гладко, педагоги сталкиваются с рядом проблем, которые отрицательно влияют на достижение поставленных целей. Какие же это проблемы?

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Проанализировав литературу можно выделить ряд противоречий:

• противоречие между достаточной теоретической и методической разработанностью проблемы формирования у детей дошкольного возраста интереса к чтению, выражающейся в снижении у детей интереса к чтению, определяет необходимость дальнейшей разработки методических аспектов проблемы, создание психолого-педагогических условий привития интереса и любви дошкольников к книге и чтению;

• современная образовательная ситуация характеризуется, с одной стороны наличием большого числа вариативных технологий по формированию у детей дошкольного возраста интереса к чтению, активно применяемых в педагогической практике, с другой стороны, снижением у детей интереса к книге;

• с одной стороны наличие у дошкольников интереса к книге, желания читать, с другой - тенденции снижения времени домашнего чтения в семье, а также «качества» чтения, нерегулярность, отсутствие общения родителей с детьми.

Проблемы, препятствующие формированию у детей дошкольного возраста интереса к чтению :

• недостаточно четкое формулирование целей и задач в образовательной деятельности по формированию интереса к чтению;

• недостаточно развитое профессиональное мастерство и низкий уровень самообразования педагога по данному направлению;

• недостаточно развитая система в работе специалистов ДОО и родителей;

• недостаточное оснащение материально-технической базы учебно-методическими материалами, современной книжной продукцией, техническими средствами обучения, дидактическими играми и пособиями;

• загруженность детей организованной деятельностью в режиме дня;

• низкий уровень активности родителей, как участников образовательного процесса, нежелание и неумение строить партнерские отношения с педагогами и детьми.

Анализ всех недостатков позволяет сделать вывод, что формирование всестороннего, гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, решение задач умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания посредством формирования у детей дошкольного возраста интереса к чтению является актуальной проблемой на сегодняшний день.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Целевые ориентиры достижений ребенка по формированию у детей дошкольного возраста интереса к чтению можно определить так:

1. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности: бережно относится к книгам, не рвет их, при необходимости подклеивает.

2. Обогащение активного словаря.

3. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

4. Развитие речевого творчества.

5. Развитие интереса детей к художественной и познавательной литературе.

6. Развитие чувства сострадания и сочувствия к героям книг.

7. Совершенствование художественно – речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений, в драматизациях.

8. Сформировано умение объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

9. Ребенок знаком с творчеством программных писателей и поэтов, узнает героев в литературной викторине по произведениям.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Для успешного решения данного направления, по формированию у детей дошкольного возраста интереса к чтению, мы разработали и реализовали проект для детей старшего дошкольного возраста «Как бы жили мы без книг», посвященный Международному дню детской книги – 2 апреля.

Цель проекта: развивать устойчивый интерес у детей дошкольного возраста к чтению.

Задачи проекта:

1. Познакомить с разными литературными жанрами.

2. Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека.

3. Дать детям знания о роли библиотек.

4. Воспитать любовь и бережное отношение к книге.

5. Координация усилий педагогов и родителей, направленных на популяризацию книги и чтения среди детей.

I этап - подготовительный. Уточнение знаний у педагогов о методах и приемах работы по формированию у детей дошкольного возраста интереса к чтению. Анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий для реализации проекта.

В ходе реализации подготовительного этапа проекта была организована работа по повышению профессиональной компетентности воспитателей по данной проблеме. В ДО был проведен педагогический совет по теме «Ребенок и книга»; семинар – практикум «Играем в сказку» и др. Кроме того, педагоги участвуют в городских методических мероприятиях (консультациях, семинар – практикумах по формированию у детей дошкольного возраста интереса к чтению). Для реализации проекта педагогами были созданы методические материалы, которые включили в себя следующие пособия: картотека художественной и познавательной литературы, библиотека художественной литературы для детей дошкольного возраста, комплекс занятий по ознакомлению детей с художественной литературой, репродукции картин и иллюстрации художников по литературным произведениям, подборка видеофильмов и презентаций по теме. Кроме того, в ДО имеются современные технические средства обучения (мультимедийная установка, телевизор, музыкальные центры, которые позволяют в полном мере ощутить детям красоту и ценность словесного искусства. В ДО были созданы мини - музеи с учетом возрастных особенностей воспитанников по теме: «В гостях у сказки», «Детские писатели», «Моя любимая книга». В их создании принимали активное участие все участники образовательного процесса: родители, дети, воспитатели.

В группах оборудованы центры творчества, где собрано все необходимое для детского продуктивного творчества.

В ходе реализации подготовительного этапа проекта было налажено активное взаимодействие с родителями воспитанников в виде: бесед, консультаций, дискуссий, совместных экскурсий, открытых занятий в мини – музеях детского сада.

II этап – основной. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

1 неделя марта «Здравствуй, сказка!»

Цель: закрепить знания детей о литературном жанре сказка, о структуре сказок и их разнообразии; вырабатывать умение быстро находить правильный ответ; воспитывать интерес к устному народному творчеству; закрепить правила пользования книгой.

Содержание:

Беседы: «Какие сказки ты знаешь?», «Кто придумывает сказки?».

Продуктивная деятельность: Рисование на тему «Любимый сказочный герой».

Живопись: выставка «Сказки в картинах художников» (В. Васнецов «Иван Царевич на Сером волке», «Аленушка», «Богатыри», «Ковер – самолет» и др).

Чтение художественной литературы: сказка по желанию детей.

2 неделя марта «Поэты разные бывают».

Цель: закрепить знания детей о поэзии и поэтах, совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки, воспитывать чуткость к поэтическому слову.

Содержание:

Беседа :«Кто такие поэты?».

Продуктивная деятельность: рисование на тему «Путешествие по стихам А. С. Пушкина».

Презентация «Поэты разные бывают».

Выставка книг русских поэтов классиков и детских поэтов.

Конкурс чтецов «Весна в творчестве поэтов классиков».

3 неделя марта «Я б в писатели пошел».

Цель: продолжать знакомить детей с трудом людей творческих профессий – писатели, закрепить знания детей о русских писателях и их произведениях.

Содержание:

Беседа: «Что делают писатели?», «Какой человек может стать писателем?», «Каких писателей вы знаете?»

Игровые упражнения: «Сочини рассказ», «Сочини небылице», «Что будет, если…»

Продуктивная деятельность: «Книги своими руками».

Драматизация произведения по выбору детей.

4 неделя марта «Побывайте в книжном царстве».

Цель: дать детям представление о том, что такое библиотека, познакомить с правилами поведения в библиотеке, познакомить детей с профессией библиотекарь.

Содержание:

Экскурсия в библиотеку: «На полках книги в ряд стоят».

Сюжетно – ролевая игра «Библиотека».

Продуктивная деятельность: изготовление формуляров для групповой библиотеки.

Мастер – класс для детей и родителей «Книжка – малышка своими руками»

Конкурс книжек – малышек.

Чтение художественной литературы по выбору детей.

Викторина для детей «Библиотечная мозаика».

2 апреля – Международный день детской книги.

Цель: обобщить и закрепить знания детей о художественной литературе, ее жанровом разнообразие. Формировать эмоциональное отношение к словесному искусству, умение внимательно и заинтересованно их слушать художественные произведения, Формировать интерес и потребность в чтении.

Содержание:

Развлечение: «Путешествие в Книгоград».

Подведение итогов семейного конкурса по изготовление книжек – малышек.

Презентация: «Такие разные книги».

III этап – заключительный (апрель). Целью заключительного этапа стало определение результативности работы по реализации проекта. В качестве задач данного этапа были определены:

1. Проведение мониторинга дошкольников по усвоению материала проекта.

2. Определение эффективности работы педагогов в ходе реализации проекта.

В ходе реализации проекта «Как бы жили мы без книг» дошкольники научились :

1. Определять разные литературные жанры.

6. У детей сформировано представление о роди книги в жизни человека.

7. Закрепили знания о роли библиотек, о профессии библиотекарь.

8. Сформирована любовь и бережное отношение к книге.

9. Скоординированы усилия педагогов и родителей, направленные на популяризацию книги и чтения среди детей.

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых результатов (кадровые, научно – методические, материально – технические, нормативно – правовые, информационные, организационные).

Кадровая политика:

1. Ввести в штат структурного подразделения ставку педагога - психолога.

2. Обучение педагогов структурного подразделения на курсах повышения квалификации по теме «Сказкотерапия».

3. Распространение педагогического опыт по теме среди педагогического сообщества.

Материально – техническая база:

1. Пополнение предметно – развивающей среды: книжные центры, ширма, приобретение разнообразных видов театра, литературы художественной и познавательной.

2. ТСО (мультимедийный проектор, компьютер).

3. Приобретение костюмов для инсценирования художественных произведений.

Информационные :

1. Размещение информации по теме на сайте структурного подразделения.

2. Создание сайта педагога.

Организационные:

1. Консультации для педагогов и родителей по теме.

2. Совместное посещение библиотеки.

3. Мультимедийная познавательная презентация «Такие разные книги».

Литература:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения русскому языку дошкольников : Учебное пособие. 2-е изд. М. : Академия, 2008., 400с.

2. Гурович Л. М., Ребенок и книга: Книга воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2002., 64с.

3. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М. : Издательство Центр ВЛАДОС, 2004.

Публикации по теме:

Буккроссинг как средство повышения интереса детей к чтению. Создание в группе для детей с ТНР центра книгообменаБуккроссинг как средство повышения интереса детей к чтению. Создание в группе для детей с ТНР центра книгообмена Для начала давайте разберёмся, что же такое буккроссинг. Тут всё просто – в переводе с английского это перемещение книг или книговорот.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников.

Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книгеИспользование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Успенская СОШ ДО ДС №25 Консультация для педагогов “Использование ритмодекламации.

Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии»Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ. Цель консультации:Повышение педагогической компетентности воспитателей по сохранению и.

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Консультация для родителей «Воспитание интереса к чтению у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Воспитание интереса к чтению у детей дошкольного возраста» Сидим дома с пользой! В период самоизоляции, самое время заняться чтением интересных и любимых книг. Дети, которые не умеют читать, буду.

Создание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возрастаСоздание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возраста В своей работе с детьми мы уделяем большое внимание развитию фантазии и воображения. Давайте разберёмся, а так ли это важно развивать фантазию.

Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативностиСоздание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей раннего возраста в ДОУ В нашем городском округе был проведён анализ оказания психолого-медико-педагогической помощи детям в дошкольном возрасте. Был выделен ряд.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста интереса к чтению
Опубликовано: 18 января 2024 в 07:58
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста интереса к чтению» (включая файлы) размещена пользователем Елена Захарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД