Елена Захарова
Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста интереса к чтению
▼ Скачать + Заказать документы
I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.
Публикация «Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста интереса к чтению» размещена в разделах
В «Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования» отмечено о необходимости знакомства дошкольников с книжной культурой, детской литературой, развития у детей понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, развития восприятия художественных произведений, формирования сопереживания персонажам художественных произведений. Но в последние годы в нашей стране наблюдается кризис детского чтения. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Ведь забота о детском чтении – это забота о будущем России, ее интеллектуальном, нравственном, духовном потенциале. О роли книги, художественного текста в развитии человека говорят с давних пор, но только относительно недавно эти разговоры стали касаться литературы, адресованной детям дошкольного возраста. Читательский опыт многих поколений свидетельствует, что интерес к книге зарождается именно в дошкольном детстве, потому что чувства дошкольника отличаются особой эмоциональностью. И чем раньше проявляется интерес к чтению, тем оригинальнее, глубже формируется читатель, творческая личность, человек с высоким интеллектуальным уровнем. Однако если своевременно не заниматься этим вопросом, то сформировать у ребенка потребность в чтении в начальной школе будет трудно, а в большинстве случаев – невозможно. Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя”.
Анализ литературы по данному направлению показывает, что о важнейшей роли книги в формировании личности дошкольника не приходится сомневаться. В работах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Е. А. Флёриной, Р. И. Жуковской, Н. С. Карпинской, М. М. Кониной, Л. М. Гурович, З. А. Гриценко, О. С. Ушаковой и др. художественная литература рассматривается как одно из важнейших средств развития личности ребёнка. Она будит мысль ребёнка, помогает ему ориентироваться в окружающей действительности, в освоении культурно-исторического опыта народа Работа с книгой включена в содержание всех общеобразовательных программ дошкольного образования. Авторами программ определены цели, задачи, содержание работы в области начального литературного образования дошкольников, представлен круг произведений для детского чтения. Авторские подходы к решению задач приобщения дошкольников к книге раскрыты З. А. Гриценко, О. С. Ушаковой, Н. В. Гавриш и др. Казалось, всё определено, что делать в этом направлении педагогу, какие методы, приёмы, формы работы с дошкольниками использовать. Однако, не так всё гладко, педагоги сталкиваются с рядом проблем, которые отрицательно влияют на достижение поставленных целей. Какие же это проблемы?
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
Проанализировав литературу можно выделить ряд противоречий:
• противоречие между достаточной теоретической и методической разработанностью проблемы формирования у детей дошкольного возраста интереса к чтению, выражающейся в снижении у детей интереса к чтению, определяет необходимость дальнейшей разработки методических аспектов проблемы, создание психолого-педагогических условий привития интереса и любви дошкольников к книге и чтению;
• современная образовательная ситуация характеризуется, с одной стороны наличием большого числа вариативных технологий по формированию у детей дошкольного возраста интереса к чтению, активно применяемых в педагогической практике, с другой стороны, снижением у детей интереса к книге;
• с одной стороны наличие у дошкольников интереса к книге, желания читать, с другой - тенденции снижения времени домашнего чтения в семье, а также «качества» чтения, нерегулярность, отсутствие общения родителей с детьми.
Проблемы, препятствующие формированию у детей дошкольного возраста интереса к чтению :
• недостаточно четкое формулирование целей и задач в образовательной деятельности по формированию интереса к чтению;
• недостаточно развитое профессиональное мастерство и низкий уровень самообразования педагога по данному направлению;
• недостаточно развитая система в работе специалистов ДОО и родителей;
• недостаточное оснащение материально-технической базы учебно-методическими материалами, современной книжной продукцией, техническими средствами обучения, дидактическими играми и пособиями;
• загруженность детей организованной деятельностью в режиме дня;
• низкий уровень активности родителей, как участников образовательного процесса, нежелание и неумение строить партнерские отношения с педагогами и детьми.
Анализ всех недостатков позволяет сделать вывод, что формирование всестороннего, гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, решение задач умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания посредством формирования у детей дошкольного возраста интереса к чтению является актуальной проблемой на сегодняшний день.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Целевые ориентиры достижений ребенка по формированию у детей дошкольного возраста интереса к чтению можно определить так:
1. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности: бережно относится к книгам, не рвет их, при необходимости подклеивает.
2. Обогащение активного словаря.
3. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
4. Развитие речевого творчества.
5. Развитие интереса детей к художественной и познавательной литературе.
6. Развитие чувства сострадания и сочувствия к героям книг.
7. Совершенствование художественно – речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений, в драматизациях.
8. Сформировано умение объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
9. Ребенок знаком с творчеством программных писателей и поэтов, узнает героев в литературной викторине по произведениям.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Для успешного решения данного направления, по формированию у детей дошкольного возраста интереса к чтению, мы разработали и реализовали проект для детей старшего дошкольного возраста «Как бы жили мы без книг», посвященный Международному дню детской книги – 2 апреля.
Цель проекта: развивать устойчивый интерес у детей дошкольного возраста к чтению.
Задачи проекта:
1. Познакомить с разными литературными жанрами.
2. Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека.
3. Дать детям знания о роли библиотек.
4. Воспитать любовь и бережное отношение к книге.
5. Координация усилий педагогов и родителей, направленных на популяризацию книги и чтения среди детей.
I этап - подготовительный. Уточнение знаний у педагогов о методах и приемах работы по формированию у детей дошкольного возраста интереса к чтению. Анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий для реализации проекта.
В ходе реализации подготовительного этапа проекта была организована работа по повышению профессиональной компетентности воспитателей по данной проблеме. В ДО был проведен педагогический совет по теме «Ребенок и книга»; семинар – практикум «Играем в сказку» и др. Кроме того, педагоги участвуют в городских методических мероприятиях (консультациях, семинар – практикумах по формированию у детей дошкольного возраста интереса к чтению). Для реализации проекта педагогами были созданы методические материалы, которые включили в себя следующие пособия: картотека художественной и познавательной литературы, библиотека художественной литературы для детей дошкольного возраста, комплекс занятий по ознакомлению детей с художественной литературой, репродукции картин и иллюстрации художников по литературным произведениям, подборка видеофильмов и презентаций по теме. Кроме того, в ДО имеются современные технические средства обучения (мультимедийная установка, телевизор, музыкальные центры, которые позволяют в полном мере ощутить детям красоту и ценность словесного искусства. В ДО были созданы мини - музеи с учетом возрастных особенностей воспитанников по теме: «В гостях у сказки», «Детские писатели», «Моя любимая книга». В их создании принимали активное участие все участники образовательного процесса: родители, дети, воспитатели.
В группах оборудованы центры творчества, где собрано все необходимое для детского продуктивного творчества.
В ходе реализации подготовительного этапа проекта было налажено активное взаимодействие с родителями воспитанников в виде: бесед, консультаций, дискуссий, совместных экскурсий, открытых занятий в мини – музеях детского сада.
II этап – основной. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
1 неделя марта «Здравствуй, сказка!»
Цель: закрепить знания детей о литературном жанре сказка, о структуре сказок и их разнообразии; вырабатывать умение быстро находить правильный ответ; воспитывать интерес к устному народному творчеству; закрепить правила пользования книгой.
Содержание:
Беседы: «Какие сказки ты знаешь?», «Кто придумывает сказки?».
Продуктивная деятельность: Рисование на тему «Любимый сказочный герой».
Живопись: выставка «Сказки в картинах художников» (В. Васнецов «Иван Царевич на Сером волке», «Аленушка», «Богатыри», «Ковер – самолет» и др).
Чтение художественной литературы: сказка по желанию детей.
2 неделя марта «Поэты разные бывают».
Цель: закрепить знания детей о поэзии и поэтах, совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки, воспитывать чуткость к поэтическому слову.
Содержание:
Беседа :«Кто такие поэты?».
Продуктивная деятельность: рисование на тему «Путешествие по стихам А. С. Пушкина».
Презентация «Поэты разные бывают».
Выставка книг русских поэтов классиков и детских поэтов.
Конкурс чтецов «Весна в творчестве поэтов классиков».
3 неделя марта «Я б в писатели пошел».
Цель: продолжать знакомить детей с трудом людей творческих профессий – писатели, закрепить знания детей о русских писателях и их произведениях.
Содержание:
Беседа: «Что делают писатели?», «Какой человек может стать писателем?», «Каких писателей вы знаете?»
Игровые упражнения: «Сочини рассказ», «Сочини небылице», «Что будет, если…»
Продуктивная деятельность: «Книги своими руками».
Драматизация произведения по выбору детей.
4 неделя марта «Побывайте в книжном царстве».
Цель: дать детям представление о том, что такое библиотека, познакомить с правилами поведения в библиотеке, познакомить детей с профессией библиотекарь.
Содержание:
Экскурсия в библиотеку: «На полках книги в ряд стоят».
Сюжетно – ролевая игра «Библиотека».
Продуктивная деятельность: изготовление формуляров для групповой библиотеки.
Мастер – класс для детей и родителей «Книжка – малышка своими руками»
Конкурс книжек – малышек.
Чтение художественной литературы по выбору детей.
Викторина для детей «Библиотечная мозаика».
2 апреля – Международный день детской книги.
Цель: обобщить и закрепить знания детей о художественной литературе, ее жанровом разнообразие. Формировать эмоциональное отношение к словесному искусству, умение внимательно и заинтересованно их слушать художественные произведения, Формировать интерес и потребность в чтении.
Содержание:
Развлечение: «Путешествие в Книгоград».
Подведение итогов семейного конкурса по изготовление книжек – малышек.
Презентация: «Такие разные книги».
III этап – заключительный (апрель). Целью заключительного этапа стало определение результативности работы по реализации проекта. В качестве задач данного этапа были определены:
1. Проведение мониторинга дошкольников по усвоению материала проекта.
2. Определение эффективности работы педагогов в ходе реализации проекта.
В ходе реализации проекта «Как бы жили мы без книг» дошкольники научились :
1. Определять разные литературные жанры.
6. У детей сформировано представление о роди книги в жизни человека.
7. Закрепили знания о роли библиотек, о профессии библиотекарь.
8. Сформирована любовь и бережное отношение к книге.
9. Скоординированы усилия педагогов и родителей, направленные на популяризацию книги и чтения среди детей.
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых результатов (кадровые, научно – методические, материально – технические, нормативно – правовые, информационные, организационные).
Кадровая политика:
1. Ввести в штат структурного подразделения ставку педагога - психолога.
2. Обучение педагогов структурного подразделения на курсах повышения квалификации по теме «Сказкотерапия».
3. Распространение педагогического опыт по теме среди педагогического сообщества.
Материально – техническая база:
1. Пополнение предметно – развивающей среды: книжные центры, ширма, приобретение разнообразных видов театра, литературы художественной и познавательной.
2. ТСО (мультимедийный проектор, компьютер).
3. Приобретение костюмов для инсценирования художественных произведений.
Информационные :
1. Размещение информации по теме на сайте структурного подразделения.
2. Создание сайта педагога.
Организационные:
1. Консультации для педагогов и родителей по теме.
2. Совместное посещение библиотеки.
3. Мультимедийная познавательная презентация «Такие разные книги».
Литература:
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения русскому языку дошкольников : Учебное пособие. 2-е изд. М. : Академия, 2008., 400с.
2. Гурович Л. М., Ребенок и книга: Книга воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2002., 64с.
3. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М. : Издательство Центр ВЛАДОС, 2004.